В сентябре Варваре Яковлевне исполнится 88. Несмотря на почтенный возраст, у нее прекрасная память, она хорошо излагает события своей жизни, даже далекой молодости, когда ей было 18-20 лет. Может быть потому, что об этих событиях просто невозможно забыть…
Когда началась Великая Отечественная война, Варваре Аксеновой было всего 18 лет. Работала она в Б-Краснояре в тракторной бригаде учетчиком. За день не один десяток километров пройдет с саженью, чтобы замерить выполненную трактористами работу. Зимой, в первый военный год, отправили на лесозаготовки в Лебедевку. Холод - ни холод, выходили на работу. И так до самой весны, пока не началась посевная.
В октябре 1943 года призвали ее в трудармию, на Омский военный завод.
- В деревне Пиньгиной от завода с осени пилили лес, - рассказывает Варвара Яковлевна. - Двуручными пилами. Распиливали дерево на двухметровку. Потом грузили этот лес сами. А в мае я уже работала в цехе завода комплектовщицей деталей.
Но вскоре ее отправили на учебу в Омское училище. Закончены интендантские курсы старших поваров и - на фронт.
- Нас везли четыре роты. Две - на Калининский фронт, две на Волховский. Я попала на Волховский, в г.Тишвин, что в Ленинградской области. Тогда наши уже пошли в наступление, - продолжает Варвара Яковлевна.
159-й отдельный истребительный противотанковый дивизион 108-й мотострелковой дивизии. Походная кухня. Три огромных котла, которые таскали машины, и около этих котлов - три хозяйки, три совсем юные девчонки, обязанностью которых было накормить солдат. Первое, второе и третье. Порой настолько были сильными обстрелы, что сварить обед не удавалось. Солдаты обходились сухим пайком. Никто не роптал, никто не возмущался. И особенно дефицитной была вода. Зимой таяли снег.
- Как-то раз натаяли три больших котла и получили приказ двигаться вперед. Пришлось выливать воду. Так жалко было, - вспоминает Варвара Яковлевна. - А как-то под обстрел страшенный попали. По-хорошему укрыться негде было, мы в палатке сидели. Снаряды рвутся рядом. Страшно. Один пробил бак с водой, а мы живы остались. Сохрани господь от всего этого.
Нередко засыпали девчонки прямо на земле. Ни помыться по-хорошему, ни выспаться. И так изо дня в день, из месяца в месяц. Ни для кого не было легких фронтовых дорог.
1944 год. Идут ожесточенные бои за Псков. Наши войска метр за метром очищали псковские земли от немецко-фашистских захватчиков. И каждый он оплачивался большой кровью и сотнями человеческих жизней. Именно здесь, на псковщине, нашу сибирячку настигла 17 мая вражеская пуля. Варвара получила серьезное ранение в ногу. 3,5 месяца пролежала в госпитале. Там ей и вручили медаль «За боевые заслуги». День Победы Варвара Яковлевна встречала уже дома: после ранения ее комиссовали…
Могила Неизвестного Солдата. Чаша Вечного огня. Устремленные в верх стволы зенитных орудий, стерегущих небо, как символ вечного салюта - это наша история, это наше героическое прошлое. И помнят имена тех, кто ковал Великую Победу.
Г.БОГАТОВА
Снимок из семейного альбома. 1944 год.