В Тюменской области по сравнению с прошлым годом более, чем в 2 раза выросло число изнасилований и преступлений против половой неприкосновенности.
Такая неутешительная статистика озвучена в Тюменской областной прокуратуре.
Заслужила?
Студентка-первокурсница одного из тюменских вузов Дарья объявила родителям, что уезжает с университетской группой на выходные на турбазу. Мать и отец девушки, не привыкшие к отсутствию дочери-отличницы и умницы в ночное время дома, с нежеланием согласились, ведь вроде бы та уже не школьница. Пообещав звонить, Даша собрала вещи и в пятницу довольная и счастливая ушла из дома. Вернулась девушка вечером в воскресенье, тихая и подавленная. На вопрос: не случилось ли чего, ответила, что просто устала.
Однако усталость ее не прошла и через несколько месяцев. И только в кабинете у психолога, куда попала после попытки суицида, она рассказала о том, что произошло с ней на «турбазе», которая на самом деле оказалась дачей одного из случайных знакомых, куда не с университетской группой, а с одной из своих давних приятельниц она поехала по приглашению малознакомых парней.
Там Дарья подверглась групповому изнасилованию, а ее спутнице удалось убежать. Решив, что во всем виновата сама, Дарья никому не рассказала о случившемся. Однако боль от обиды и унижения с каждым днем становилась все сильнее. В итоге она рассказала о случившемся своему родственнику, который настоял на посещении психолога, что и сделала Дарья. А родители до сих пор не знают, что случилось с их дочерью.
Наиболее часто жертвами сексуального насилия становятся подростки и молодые женщины. Причем, зачастую, потерпевшие не обращаются за помощью в правоохранительные органы, поэтому достоверной статистики здесь нет.
«К сожалению, наше общество до сих пор неадекватно относится к жертвам сексуального насилия, – считает семейный психолог центра социальной помощи семье и детям Юлия Лукашенок. – Таков уж менталитет россиян, что любая беда, случившаяся с человеком, прежде всего, расценивается как заслуженная. «Ах, тебя изнасиловали? Нечего было ходить по темному парку или ехать на свидание с незнакомым человеком!». Жертвы боятся общественного осуждения, боятся жалости к себе, причислению к категории «недолюдей», если можно так выразиться. А между тем, им жизненно необходима квалифицированная психологическая помощь, ведь с болью от произошедшего с ними несчастья не так-то просто справиться правильно. Этот «камень» на душе может негативно отразиться на дальнейшей жизни человека, выстраивании его отношений в семье, на работе.
Нужно дать понять жертве изнасилования, что она не виновата в случившемся, что близкому человеку очень жаль, что он не смог оказаться рядом в тот момент и помочь. Попытаться отвлечь человека. Зачастую мои пациенты, пережившие насилие, обращаются за помощью спустя годы после произошедшего, когда с воспоминаниями о прошлом уже невозможно жить».
Будьте добры
Чаще всего объектами насилия становятся люди покорные, терпеливые, боящиеся агрессии. Насильники, как правило, чувствуют страх человека с поведением «жертвы» и «идут» на него. Действия человека, способствующего его превращению в жертву, называют «виктимным поведением». Например, если поздним вечером дама идет в короткой юбке через безлюдный парк.
В массовом сознании насильник – здоровенный мрачный амбал, возможно, не вполне психически здоровый, поджидающий свою жертву в безлюдных местах и темных подъездах. На самом деле, от 40 до 75% всех случаев изнасилований совершаются знакомыми жертве мужчинами. Большинство из них происходят на свидании.
Как правило, сразу «вычислить» насильника крайне сложно. Чтобы снизить вероятность встречи с ним, следует предусмотреть возможные риски: не ходить по темным улицам, не разговаривать с незнакомыми людьми, не садиться к ним в машины и т.д. Эти правила всем знакомы с детства.
Неплохо иметь при себе газовый баллончик, свисток, резкий звук которого может ввести нападающего в замешательство и даст время для бегства. Насильник ждет от вас стандартного поведения жертвы: страха, слез, попытки убежать, ударить. Секрет в том, чтобы отреагировать совершенно по-другому: говорить спокойно, даже доброжелательно, лучше на нейтральные темы – «забалтывать».
Защищаться можно, только если вы уверены в своих «боевых» навыках. Ведь агрессия вызывает еще большую агрессию.
Кстати
Насильники часто вырастают из жертв. Как показывает практика, всех до единого насильников в возрасте полового созревания кто-то сильно унизил: отчим, учитель, сверстники, одногруппники или родители, сосед по дому. От унижения на сердце остался сильнейший шрам. В критический момент, при совпадении сразу же нескольких условий, это «выливается» наружу, и жертва превращается в палача.
Цифры
-
За шесть месяцев этого года в регионе было зафиксировано 71 изнасилование и 72 случая насильственных действий сексуального характера. За аналогичный период 2012 года эти цифры намного меньше – 46 и 36 соответственно.
-
Бытует мнение, что насилие сексуального характера чаще других совершают иностранные граждане, однако, если верить статистике, это не так. В 2013 году чужеземцы совершили только 8 преступлений против половой неприкосновенности жителей нашей области.
МНЕНИЯ
Скромнее надо быть
Фатых ГАРИФУЛЛИН, глава Казыятского управления мусульман Тюменской области: «То, что так произойдет, можно было предвидеть. Еще весной я высказывал свое мнение о манере одеваться некоторых женщин и девушек. Женщины в полуобнаженном виде, в коротких юбках, прозрачных кофточках, одежде, обтягивающей фигуру – отрицательно сказываются на нравственном состоянии общества. Свою одежду нужно оценивать и с точки зрения безопасности, чтобы не провоцировать мужчин. У любого мужчины, особенно в подпитии или только вышедшего из мест лишения свободы, возникает искушение. Кто-то может потерять самообладание, и произойдет преступление. Даже в Священной книге есть предостережения: есть такие мужчины, которые хуже животных. Увидев вашу красоту, у них появляются плохие мысли, и такие мужчины могут вас преследовать.
Нужно быть скромнее и целомудреннее, чтобы избежать трагических моментов. Я не уверен, что полиция без помощи общественности может самостоятельно пресекать изнасилования. Поэтому нужно, я считаю, снова внедрять народные дружины, как в советские времена».
Проблема не в длине юбки
Евгения Новикова, ведущая «Вести. Прайм» ГТРК «Регион-Тюмень»: «Считаю, что проблема тут не в длине юбок и высоте каблуков, и даже не в провоцирующем женском поведении, а в головах людей, которые идут на подобные преступления. Ничуть не меньшей опасности подвергаются дамы в спортивных костюмах и кроссовках. Предугадать ход мыслей маньяка, спрогнозировать, что послужит сигналом к нападению, невозможно. Для одного из известных советских маньяков-серийников, например, таким «звонком» была начищенная до блеска обувь и пионерская форма. А около 6 лет назад в Петербурге мужчина находил в толпе женщин с длинными волосами и срезал пряди. Милиция его задержала, в итоге в его «запасах» обнаружили две коробки с волосами, поэтому внешние причины для того, чтобы попасть в категорию жертвы, могут быть самые разные. Основная – оказаться не в то время и не в том месте. А вот внутренняя движущая сила одна – помешательство преступника, которого недолюбили в детстве родители, или жестоко унижали знакомые, или есть какие-то отклонения на генетическом уровне. В общем, это с ним что-то не в порядке и подстраиваться под насильников, прятаться под юбками до пят – не выход, хотя долю благоразумия все же проявлять нужно».
Материал полосы подготовили Екатерина ОГНЕВА, Юрий ПАХОТИН, Елена АТАЛЫКОВА