Медиакарта
18:22 | 20 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Страсти по «пустым могилам»

 Страсти по «пустым могилам»
16:21 | 22 августа 2013

А вдоль дороги …

Депутаты Заксобрания Еврейской автономной области обратились в Государственную Думу с законодательной инициативой о запрещении установки вдоль трасс так называемой «похоронной атрибутики».

Там ведь, в Еврейской-то автономной, плотность населения 4,76 чел./км2. А автомобильных дорог… Вот специально карту соответствующую посмотрел – очень мало дорог там. Но вот озаботились. И не на местном уровне – за всю страну радеют… Хорошие, значит, люди.

А проблема (если это проблема, конечно) у всех на виду. Все мы ездим, все видим эти символические надгробия, венки и иные символы траура на обочинах (или поодаль) дорог. И все прекрасно понимаем значение их.

И также, скорее всего, каждый поймёт степень отчаяния и глубину скорби человека, в одночасье потерявшего родных в автокатастрофе. И зачем мы (или законодатели) станем осуждать его стремление хоть как-то компенсировать эту утрату, приутишить боль свою… Пусть и таким, нестандартным, путём.Впрочем, нестандартным ли?

Есть древнее понятие «кенотаф» (др.-греч. κενοτάφιον, от κενός - пустой и τάφος - могила). Это как раз символический памятник в месте, которое не содержит останков покойного. Кенотаф устанавливается в том случае, если тело покойного не обнаружено (утонул человек, пропал без вести – да мало ли что). Также достаточно древней является традиция устраивать кенотаф на месте гибели того или иного человека, как дополнительный (наряду с могилой) объект поминовения.

И сегодня, когда автомобильные аварии отнимают больше жизней, чем боевые действия, кенотафы появляются всё чаще и чаще.

Причём, напомню очевидное, гибнут в этом случае не суровые солдаты, для которых смерть – часть профессии. Гибнут люди гражданские, быть может, час ещё назад мирно обирающие куст малины на своём садовом участке. Гибнут женщины и (прости меня, впечатлительный читатель) дети… И тогда человек, потерявший в одночасье всё, идёт и ставит на месте их гибели кенотаф или просто размещает венок.

Вот ведь какое дело. И мне обычай установки таких мемориалов кажется довольно-таки странным и… каким-то нецивилизованным, что ли. Но секундное раздражение исчезает, как только осознаёшь, что для одного вполне конкретного человека вот этот вот венок на столбе, эти крест или пирамидка с полумесяцем в чистом поле связаны с большой личной трагедией.

И не наплевать ли в этом случае на моё задетое эстетическое чувство?

Противники этой традиции утверждают: «Все эти венки заставляют тяжело задумываться, погружаться в свои мысли, что недопустимо во время езды за рулем, так как вождение требует максимального внимания и концентрации». (Депутат Государственной Думы Валерий Селезнёв).

Ну, не знаю. Государственного человека мог бы погружать в тяжкие думы, к примеру, вид вымерших деревень, которых немало вдоль наших дорог. Или огромные территории, занятые «китайскими» плантациями. (Валерий Сергеевич, напомню, депутат от Приморья).

И мнения психологов разнятся. Одни говорят, мол, да – угнетают. Другие заявляют о том, что большинство водителей, увидев на обочине траурное напоминание, инстинк­тивно сбрасывает скорость и концентрирует внимание на дорожной ситуации.

Так и есть, каждый по-своему воспринимает придорожный ландшафт и его приметы… Зарульные люди, бывает, на какую-нибудь участницу движения так засмотрятся, что вовсе разум теряют. Давайте уж тогда женщинам приятной наружности вовсе запретим к проезжей части приближаться.

На мой взгляд, может быть одна причина для того, чтобы требовать устранения того или иного поминального знака. Дорога – инженерный объект. И если нарушены правила его использования – кенотафу здесь не место. Нельзя, разумеется, нарушать и права собственников того или иного придорожного участка. В любом другом случае…

Если кому-нибудь от того, что место гибели его близких отмечено особо, что можно прийти сюда и пролить горькую слезу… Если кому-нибудь станет чуточку легче… Да пусть будет у него такой кенотаф.

Дмитрий КАРАСИЕР

Храните память в сердце

Всё больше вдоль дорог, причём не только федеральной Тюмень – Ханты-Мансийск, но и городских, возникают как напоминание о произошедших ДТП этакие мини-мемориалы. Возникают они, конечно, самостийно. По воле родственников, потерявших своих близких – отцов, матерей, братьев, сестёр, сыновей, дочерей, женихов, невест.

Что там говорить, на наших дорогах продолжается «необъявленная война», причём уносит она немалое число жизней. Уходят в мир иной молодые люди, которым ещё жить да жить и которые мало что успели сделать в этой жизни, уходят люди состоявшиеся, на которых лежит ответственность как служебная, так и семейная. Я не берусь судить, виноваты погибшие сами в дорожно-транспортном происшествии или аварию спровоцировали другие участники дорожного движения, ясно одно – кто-то из них нарушил правила, которые, как известно, писаны для всех, независимо от возраста и положения в обществе, ибо перед «старушкой с косой» все равны. И всё же, сколько бы ни велась профилактическая работа с водителями, сколько бы ни применялись к нарушителям штрафные санкции, автомобили продолжают биться, и растёт печальная статистика. Гибнут водители и пассажиры, причём происходит это чаще всего за считанные секунды. А вот родственникам погибших с этим горем жить всю оставшуюся жизнь, и «сердечные раны» даже со временем плохо заживают.

Но при всём моём сочувствии к тем, кто постиг горечь утраты, я против традиции устраивать подобие кладбищ вдоль дорог. Встарь с осуждением говорили: «Похоронили, как собаку, у дороги». Сейчас, конечно, захоронения происходят на кладбищах, земля которых считается намоленной. Хоронят с почестями, придерживаясь православных или мусульманских традиций. За могилками ухаживают, возлагают цветы, венки, меняют выцветшие на новые.

А вот про те памятники, кресты и венки, что установили на месте ДТП, зачастую или забывают, или просто не имеют возможности туда добраться, чтобы привести их в надлежащий вид. Да и возникают-то они на эмоциональной волне. Возможно, понёсшим утрату кажется, что через эти мемориалы они будут общаться с близкими и дорогими их сердцу людьми. И таким образом добровольно вводят себя в заблуждение.

Души усопших покидают бренное тело и предстают пред высшим судом. И своими молитвами, заказанными в храмах панихидами, молебнами, родные куда больше окажут помощи душе погибшего в переходный для неё период, нежели придорожным венком и плачем в кювете. Честно говоря, мне кажется, что душа едва ли захочет вернуться на место трагедии, и, если уж ей суждено спуститься на землю, чтобы окончательно распрощаться с делами земными, то облетит она места, которые связаны с приятными воспоминаниями. И в будущем приятно ей будет осознавать, что за неё молятся, а за могилкой на кладбище, где покоится тело, которая она покинула, обретя свободу и жизнь вечную, ухаживают, и найдёт она быстрее успокоение.

От придорожных же памятных знаков – один негатив. Установившие их, посетив это место, лишний раз бередят себе сердечную рану. И их переживания мешают успокоению душ, чьи земные жизни прервались внезапно. Да и не в радость им такая память, когда венки и кресты покрываются в одночасье придорожной пылью, обдаются выхлопными газами мчащихся мимо автомобилей, когда, простите, на них могут «пописать» бродячие собаки. А каково проезжающим мимо? И водители, и пассажиры невольно начинают строить догадки: какая трагедия на этом месте разыгралась? сколько жизней унесла? И настроение у людей, отправившихся в путь, резко ухудшается. Мнительные начинают переживать, как бы им ни стать участником аварии, бесшабашные прибавляют газу, чтобы быстрее проскочить этот участок. А мрачные мысли, как и любые другие, как известно, могут и материализоваться.

Так что я против этих мнимых некрополей. И считаю, что их надо повсеместно убрать. Уверена, наступит момент, когда и те, кто их организовал, со мной согласятся.

Анна ЩЕРБИНИНА