Уважаемые читатели, вы никогда не задумывались над тем, почему мы расходуем на свои нужды так много воды? Отвечу. Потому, что она практически ничего не стоит. За один литр мы платим 3 копейки. Это касается населения Казанского сельского поселения. По 2,8 копейки платят жители Дубынского, Гагарьевского, Огнёвского, Яровского сельских поселений. А вот, к примеру, литр воды в Ильинском сельском поселении обходится населению в 1,3 копейки. В западных странах стоимость воды на несколько порядков выше. Почему?
Да потому, что там государства продают саму воду. У нас же она (как природный ресурс) бесплатная. Так вот, эти самые копейки, которые мы платим, называются тарифом. В этот самый тариф включены расходы на электроэнергию, которая потребляется на перекачку воды насосами из водоёма к потребителю. Далее идут расходы на заработную плату обслуживающему персоналу, содержание в работоспособном состоянии оборудования и трасс водопроводов и так далее. Составляющих тарифную плату можно перечислить до десятка. Тарифная плата вот уже несколько лет должна покрывать расходы ЖКХ на 100 процентов. И покрывает, за исключением расходов на содержание водопроводных сетей. Но нас это, в сущности, не должно касаться. Ведь потребитель не виноват в том, что большинство водопроводов находится в аварийном или близком к этому состоянии. Нас прежде всего волнует вопрос: почему тарифы, несмотря на 100-процентное покрытие расходов, ежегодно растут, причём не менее чем на 15 процентов? Ответ очень прост. Один раз в год Правительство РФ индексирует тарифы в сторону увеличения, обосновывая это повышением цен на электроэнергию, газ, горюче-смазочные материалы. Это касается тарифов на воду. Нетрудно подсчитать, что в 2011 году за кубометр воды мы будем платить уже не 30 рублей, а 34 рубля 50 копеек. Рост тарифов будет продолжаться до тех пор, пока цены на энергоносители на внутреннем рынке не сравняются с мировыми. Тогда всё будет зависеть уже не от правительства, а от колебания этих самых цен на планетарном уровне. Во всяком случае, лучших времён ожидать не приходится. К этому надо быть готовым.
В этой связи хочется ещё раз коснуться деятельности производителей услуг – предприятий ЖКХ. Вот результаты производственной деятельности Казанского МУПЖКХ за 2009 год по водоснабжению. Доходы от реализации этой услуги составили 12 млн.866 тыс.рублей, в том числе от населения – около 5 млн.рублей. В то же время затраты вылились в 11 млн.864 тысячи рублей. Прибыль составила 472,4 тыс.руб. По вывозу жидких нечистот доход составил 3 млн.563 тыс.рублей, затраты – 3 млн.444 тыс.рублей (+119,3 тыс.руб.).
Выходит, что не всё так плохо, как это нам пытаются представить. Но, к сожалению, 2009 год стал исключением из общей тенденции развития Казанского МУПЖКХ. В нынешнем году ни о какой прибыли предприятию думать не приходится. Мы уже писали о том, что минувшая аномальная зима наделала немало бед. Остались без воды два населённых пункта, вышло из строя несколько километров водопровода. Последствия ощущаются до сих пор. Достаточно привести такой пример. С начала 2010 года пришлось ликвидировать более 90 порывов на водопроводах. В зимний период ликвидация одного порыва обходится предприятию в 70 тысяч рублей, летом – в 30 тысяч рублей. Другой пример. В начале материала мы говорили о разнице тарифов на воду между Казанским и Ильинским сельскими поселениями. По утверждению начальника МУПЖКХ А.В. Тамбовцева, наиболее реальными являются тарифы на воду, применяемые в тех сельских поселениях, которые предприятие обслуживает несколько лет, в том числе и Казанское.
В тех же сельских поселениях, водопроводное хозяйство которых было передано на баланс МУПЖКХ в начале 2010 года, тарифы составляли от 10 до 11 рублей за кубометр. Насколько они соответствуют действительности, в областной комиссии по тарифам никто считать не стал. Просто добавили 15 процентов и всё. А ведь затраты на услуги по водоснабжению практически одинаковы во всех населённых пунктах района. Значит, снова убытки. Проблемы эти должна по логике вещей решать власть. Но вот что характерно. Государство всё более неохотно покрывает непредвиденные расходы и убытки ЖКХ. И неровен час, когда эти компенсации вообще прекратятся, и все убытки лягут на плечи потребителей. Для бюджетных организаций и учреждений это не страшно. А для населения? Те 20 процентов от среднего суммарного дохода семьи, которые мы платим за услуги ЖКХ, уже сегодня – непосильная ноша для отдельных категорий граждан.
Леонид АНДРЕЕВ