© 2001-2025 Сетевое издание Тюмень Медиа.
При использовании материалов ссылка обязательна.
Главный редактор Е.В. Стрельцова, e-mail t-l@obl72.ru, тел. (3452) 49-00-05
Информационная лента выходит при финансовой поддержке правительства Тюменской области.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС 77-67413 от 13.10.2016 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ГАУ ТО "ТРИА "ТюменьМедиа"
Как трудно катится «Квадрат»
«Как вы яхту назовете, так она и поплывет» – похоже, эта аксиома очевидна не для всех. Квадрат – не та геометрическая фигура, которая будет быстро и качественно катиться. Даже под горку… И тюменский рок-фестиваль «Катись, квадрат» из года в год подтверждает этот факт. Казалось бы, и уровень организации (по сравнению с первыми попытками состряпать опен-эйр на коленке) вырос. И группы всероссийского масштаба стали приезжать – ради них многие готовы выползти из дома. А вот, поди ж ты – ощущение, что «Квадрат» сильно не дотягивает до того же «Рока над Волгой» – своего ровесника, проводимого неподалеку от Тольятти, – никуда не девается. В первый день на автодроме «Престиж» (девятый километр омской объездной) гостей собралось не много. И виной тому даже не пятница, которая для большинства тюменцев – рабочий день.
Просто тогда на фестивале «Катись, квадрат» выступали преимущественно музыкальные группы «тяжелых» направлений – от дэткора до трэш-метала. Для тюменской рок-сцены – это радикальное и даже экстремальное решение – музыканты на протяжении последних лет находились в андеграунде и были интересны очень узкому кругу слушателей. Только не подумайте, что преданные фанаты тюменского «металла», как дегустаторы редких вин – малочисленны в силу элитности своего увлечения. Нет! Просто основная масса наших металлистов как раз проходила стадию «гаражной группы» – это когда играть музыку хочется, но не очень получается, а слушают тебя в основном близкие друзья. Из уважения.
… Толпа была маленькая, но преданная. Все шесть молодых тюменских коллективов привезли с собой команды поддержки и, кто бы ни играл на сцене, перед ней обязательно бесновались (традиционное метание в воздух «коз» и трясение «хаером» прилагалось) как минимум полдюжины почитателей тяжелого творчества. Хэдлайнером назначили питерскую группу «The Korea» – она стала известна после выхода клипа на песню «Полюса». И еще одну «питерскую» группу «Vo’Devil Stokes». В кавычках, потому что питерцами ребята являются лишь по месту нынешнего проживания. А по месту образования коллектива – наши они, тюменские. На родину приезжают часто и местным любителям чего потяжелее хорошо знакомы. Так что вечер завершился ко всеобщему удовольствию. Лишь некоторые рокеры-ортодоксы пеняли на то, что в торговых палатках нет даже пива, не говоря уж про что-нибудь покрепче. А на улице холодно. … Наплыв гостей, как и ожидалось, случился в субботу. Подтягиваться тюменцы стали только ближе к четырем часам дня, подгадывая к появлению на сцене первой из долгожданных групп – «Калинова моста». Таким образом, с творчеством предыдущих семи исполнителей удалось познакомиться не многим. А жаль, в первой половине дня выступили не худшие представители молодой тюменской сцены. Например, задорные почитатели Элвиса Пресли – группа «The Boredom Breakers». А еще «Coci Naci» с их текстами на грани фола и «Просто Горыныч» – музыканты которого в последние годы редко радуют фанатов выступлениями. … Атмосферу всеобщей любви, а также запах свежескошенной травы, журчание чистых ручьев и легкий, традиционно русский сплин подарили слушателям первые хэдлайнеры второго дня – «Калинов мост». Зрители наслаждались приятным тембром голоса вокалиста Дмитрия Ревякина, не особенно вслушиваясь в слова. Старшее поколение (которое, к слову, было представлено не только маргиналами предпенсионного возраста, но и людьми солидными, испытывающими ностальгию по юности) вздыхало и качало головами. Слышался полушепот: «Постарел Ревякин, располнел…» И ответное возмущенное шипение: «Сам что ли молодеешь!?»
… Последовавшие за мэтрами русского фолк-рока молодые группы принесли сплошное разочарование. «МэРРи» из Екатеринбурга не оправдали даже половины тех лестных слов, которые высказали в их адрес ведущие фестиваля. Группа «Хаски» и вовсе вызвала смутные подозрения, что в их случае рок все-таки не против наркотиков… «Keep Noise» сорвали аплодисменты, но лишь благодаря своей обаятельной солистке, с виду напоминающей хрупкую японскую школьницу из популярных мультиков, которая робко благодарила публику после каждой песни. Единственным настоящим открытием дня можно назвать группу «ЧерноКнижниК»: ребята играют в стиле пауэр-метал, но его в нашей стране ныне слушают лишь несколько тысяч человек. Пожалуй, группа – почти полная копия некогда известной группы «Эпидемия». Их тексты наивны и гротескны… Но свою работу они делают качественно и на совесть: вокалист поет в стиле «скрим», но его при этом можно слушать, не порываясь заткнуть уши; гитары ревут, выводя традиционные, но чисто сыгранные «соляги». В общем – оценка выше среднего.
… Ну, а центральным событием четвертого «Катись, квадрат», конечно, стало выступление легендарной рок-группы «Алиса». Ее бессменный лидер Константин Кинчев, не смотря на преклонный возраст, бодро скакал по сцене и активно работал с восторженной толпой почитателей, выполнявшей любой его каприз и понимавшей любимого исполнителя с полунамека: «Поднять руки? Легко!», «Подпеть на припеве? Да, с радостью!» Порадовало и то, что жив еще не менее легендарный, чем сами музыканты, фан-клуб группы – «Армия Алиса». Ветераны изрядно поредевшего войска легко узнаваемы по черно-красным платкам, покрывающим убеленные сединами головы. Однако есть еще порох в пороховницах! И возле сцены, как прежде, место – лишь самым стойким. Кстати, в «первой колонне» я с удивлением обнаружила и новых рекрутов «Армии Алиса» – мальчишек и девчонок лет десяти-двенадцати, в трогательно-застиранных футболках, явно стянутых из отцовского шкафа. Они по-прежнему обесцвечивают волосы и стригутся «под Кинчева». Они по-прежнему знают все тексты наизусть. Они – другое поколение, но что-то в песнях Константина Евгеньевича «заставляет их петь».
Единственный неловкий момент – фанаты решили ответить музыкантам, пускавшим дым из дымогенератора, и зажгли цветные дымовые шашки. Лучшие побуждения обернулись неприятностью – ветер понес тяжелый дух сгоревшей селитры прямо на сцену… Кинчев не прекратил петь, несмотря на то, что в густом тумане ничего не было видно, дышать получалось с большим трудом, а кашлять хотелось невыносимо всем, попавшим в радиус действия. Но Константин Евгеньевич даже после этого не обиделся на своих неразумных фанатов и «Алиса» доиграла концерт до конца. Музыканты пожелали тюменцам добра и радости, и лишь после теплого прощания покинули сцену. … Следом за «Алисой» с фестиваля разъехались и практически все зрители. Конец концерта смотрели лишь те, кто в любом случае оставался ночевать в палаточном городке. Видимо, «Черный обелиск» (последняя выступающая группа), после смерти своего лидера Анатолия Крупнова, потерял большую часть фанатов.