В доме Сергея Шумилова «квартирует» целая армия крошечных солдатиков. Они смотрят на входящих с книжных полок, машут шашками с этажерок и компьютерного стола. Всего в коллекции около 500 экземпляров, созданных руками этого моделиста.
Часть солдатиков в постоянном «наступлении» – с одной выставки на другую. В начале июля побывали в Твери, сейчас готовятся к экспозициям, посвященным 100-летию первой мировой войны, 200-летию окончания Наполеоновских войн и взятия Парижа русской армией.
Своими мыслями о хобби, патриотизме и жизни «главнокомандующий» миниатюрного войска Сергей Шумилов поделился с «АиФ» в Западной Сибири».
Каждая пуговица на счету
– Сергей, у вас такая серьезная и ответственная профессия – авиатехник, и в то же время, простите, несколько мальчишеское «хобби» – историческая миниатюра. С чего все началось и когда?
– Да еще в четырехлетнем возрасте. Я начал лепить из пластилина. Сначала это была техника: пароходы, танки, самолеты. Кстати, флотская тематика была навеяна профессией деда, в свое время он был капитаном парохода.
Позже с друзьями мы стали создавать целые пластилиновые армии, «рубились в войнушку», продумывали стратегии нападений и отступлений, заключали перемирия и т.д.
Серьезное увлечение историческим костюмом появилось позже, когда я побывал в музее на Бородинском поле. Тогда пришло желание создавать именно аутентичные фигурки, а также понимание, что военно-историческая миниатюра – дело ответственное, требующее усидчивости и хорошего знания истории, ведь настоящий моделист с ювелирной точностью воспроизводит все детали мундира, вплоть до пуговиц и их количества.
– Тогда ведь не было Интернета, с книгами полнейшая напряженка, как добывали информацию?
– Моя семья жила тогда в Тверской области, до Москвы был час езды на электричке, поэтому я часами мог пропадать в столичных музеях, библиотеках, архивах, «штудируя» научные труды, публикации, военно-исторические мемуары и т.д. А еще «доставал» какие-то книги, публикации по истории костюма даже на английском. Приходилось переводить. Поэтому параллельно с тематической литературой приобреталась лингвистическая – словари итальянского, французского, польского языков. И ночью я и многие такие же увлеченные по всей стране корпели над иностранными терминами. В этом была особого рода романтика.
В самом начале 70-х семья перебралась в Тюмень. Здесь увлечение историей военного костюма XIX века только укрепилось. Наш край имеет славное прошлое, таит множество «нераскрученных» тем, а значит и обширное поле для деятельности.
С 1976 года я занялся униформологией (дисциплина, изучающая историю возникновения и развития, а также характерные особенности служебной и, в первую очередь, военной формы одежды). Плод моих трудов – книга, посвященная истории 38-го Тобольского полка, которую мы написали вместе с моим товарищем и единомышленником Сергеем Лескиным. Она основана на материалах полковых историй, обнаруженных нами еще в 80-е годы в одном из московских архивов.
Помимо этой книги есть еще публикации по истории Тюменского высшего военно-инженерного командного училища и истории Сибирского казачьего войска.
Солдат не покупаю
– А что для вас интереснее, предшествующий «рождению» солдатика поиск идеи, или сам процесс работы над фигуркой?
– И то, и другое, ведь это неразрывный творческий процесс. Порой, создание солдатика может так увлечь, что забываешь про еду и сон, а иногда с головой уходишь в изучение какого-то интересного и малоизученного исторического факта, события.
– Как вообще солдатики появляются на свет? И каким был первый созданный вами?
– Пластилиновые вспоминать не буду. В начале 80-х я освоил новые для себя материалы – полимерную глину (пластичный материал для лепки небольших изделий) и олово. Один из первых пластиковых – обер-офицер лейб-гвардии гусарского полка 1845 года. Не перестаю восхищаться, какая тогда была красивая форма!
При лепке из пластика фигурку нужно запекать в духовке. Для создания мелких деталей использую иголку, бритву, потом расписываю. При работе с оловом сначала нужно слепить фигурку из пластика, затем с нее сделать гипсовую форму, и уже в нее заливать материал.
Раньше для изготовления сложных поз требовалось отдельно делать руки, ноги и т.д., сейчас появились специальные резиновые формы, которые позволяют все делать монолитно.
– Сколько сегодня стоит аутентичная фигурка солдатика? Вы что-то для своей коллекции покупаете? Свои работы продаете?
– Цены бывают разные – от 300 рублей и до бесконечности. Все зависит от именитости мастера, материала исполнения, техники и т.д. Самая дорогая из известных мне фигурок – из серии, выпущенной в 1964 году, была продана на аукционе за 200 тысяч долларов в июле 2003 года. Для своей коллекции я фигурки солдат не покупаю, все делаю сам, ну, разве что иногда готовые к росписи фигурки. Авторские работы не продаю, а вот дарить случается, часть моей коллекции презентовал музеям в Тюмени, Ялуторовске, Бородино.
Не просто игрушка
– В «солдатики» в детстве любили играть великий полководец Суворов и император Николай II, декабристы и прочие известные личности, а современной молодежи это увлечение близко?
– На протяжении последних десяти, пятнадцати лет такого повального увлечения солдатиками у мальчишек не проявлялось, их вытеснили компьютерные игры. Очень жаль, что так произошло, ведь историческая миниатюра всегда пробуждала в людях интерес к истории. В последнее время я вижу возрождение утраченного интереса, на прилавках магазинов вновь стали появляться наборы с солдатиками, которых нужно раскрашивать, собирать, моделировать военную технику.
На мои выставки приходит очень много посетителей, причем самого разного возраста, но молодежь преобладает.
– У нас в стране и в области сейчас очень многие увлекаются исторической реконструкцией. Как вы считаете, она сродни исторической миниатюре?
– Считаю, что да, ведь ребята также начинают изучать историю костюма, создавать что-то своими руками, воссоздавать в реальном времени исторические события, сражения. Сейчас много говорят о том, как нам возродить патриотизм, интерес молодежи к истории. На мой взгляд, историческая военная миниатюра и реконструкция – это самый лучший способ заинтересовать молодое поколение. Оловянные солдатики – это больше, чем просто игрушка, ведь эти маленькие шедевры позволяют многим осуществить детскую мечту – стать главнокомандующим армии, а также дают возможность познать историю.
– А женщины исторической миниатюрой увлекаются?
– Да, есть и такие. Например, моя супруга Юлия. Сейчас она уже превзошла меня. А началось все с того, что предложил ей раскрасить солдатика. Сначала ничего не получалось, теперь также как и я сидит за работой даже по ночам, расписывает фигурки, ищет в Интернете статьи о секретах художников. У нее прекрасно получается! Правда, увлекается больше фантазийными персонажами, жилищами древних людей.
– А много ли вообще в Тюмени увлеченных исторической миниатюрой людей?
– Есть такие люди. У нас даже свой Клуб любителей военной истории и моделизма был, в 2012 году он закрылся. Сейчас вынашиваю идею создания нового клуба, теперь уже военно-исторической реконструкции. Будем воссоздавать костюмы и события времен войны 1812-го года.
Досье
Сергей Шумилов родился в 1957 году в Тобольске. Окончил Выборгское авиационное техническое училище по специальности «авиатехник», работал в различных российских аэропортах, в том числе в «Рощино». Пять лет преподавал в одном из детских клубов исторической военной миниатюры Тюмени. Женат, воспитывает дочь.
Екатерина ОГНЕВА
Фото из архива Сергея ШУМИЛОВА, коллаж Натальи НЕКРАСОВОЙ