Медиакарта
4:25 | 29 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Эффективнее использовать социальные ресурсы

Эффективнее использовать социальные ресурсы
09:59 | 06 сентября 2013
Источник: Красная звезда

Традиционная августовская педагогическая конференция, на которой работники образования чествовали ветеранов труда и лучших учителей, подводили итоги прошедшего учебного года и определяли задачи на новый, в этом году изменила свою форму. 29 августа в большом зале районной администрации состоялось совещание, в работе которого приняли участие директора образовательных учреждений, руководители РМО, педагоги школ. Открыл и вёл форум педагогов глава Викуловского муниципального района А.С. Криволапов.

Рабочее совещание началось с приятных минут: поздравив педагогов со стартом очередного учебного года и пожелав им успехов, глава района вручил прибывшим в наш район молодым специалистам, а их в этом году 14 человек, цветы и небольшие подарки в честь начала их трудовой биографии на Викуловской земле.

С докладом «Использование образовательного потенциала социальных институтов в деятельности образовательных учреждений, учителя, ребёнка» на совещании выступила начальник отдела образования О.Ю. Лобкова. Основная тема выступления – качество современного образования, пути его повышения.

Одними из явных показателей качества образования являются результаты ЕГЭ. Анализируя итоги ЕГЭ выпускников школ района последних пяти лет, можно увидеть положительную (в то же время волнообразную) динамику среднего тестового бала по всем предметам кроме физики. Хотя в школах сегодня созданы все необходимые условия для успешной работы: обновлена материально-техническая база, проведены (и продолжаются) капитальные ремонты, педагоги повышают свою квалификацию на курсах и семинарах. Средняя заработная плата учителей доведена до уровня средней по экономике в регионе и составляет 25550 рублей. На одного работающего в школе приходится 6 учащихся (по России – 14).

С 1 сентября 2013 вступает в силу новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором красной нитью проходит вопрос предоставления качественного образования. Поэтому важно определить главные направления работы коллективов образовательных учреждений с учётом использования различных социальных ресурсов. Педагогическую ценность имеют такие социальные ресурсы: кадровые, управленческие, демографические и т.д.

Кадровые ресурсы. В дошкольных образовательных учреждениях работают 46 воспитателей, из них 33% -- с высшим образованием, 65 – со среднеспециальным; 15% имеют 1-ю категорию, 13% -- 2-ю, 6% -- высшую. Средний возраст – 43 года. В школах трудятся 175 педагогов, из них 79% -- с высшим образованием, 20,4% -- со среднеспециальным; 40,5% имеют 1-ю категорию, 14% -- 2-ю, 17% - высшую. Средний возраст – более 40 лет. Проблема – нехватка учителей иностранного языка, физики, химии. Пути решения: руководителям ОУ необходимо выявлять проблему кадров на перспективу и по целевому набору направлять выпускников школ в педвузы; использовать кадровые ресурсы других школ.

Управленческие ресурсы. В районе 11 руководителей дошкольных учреждений (55% с высшим образованием, 35% - со среднеспециальным), 13 директоров школ (все – с высшим образованием). Средний стаж управленческой деятельности – 11,5 лет.

Демографические ресурсы. В районе в 2013 г. детей в возрасте от 6 до 18 лет - 2368. До 2017 г. анализ показывает незначительную положительную динамику.

Определяющую роль для развития образования имеют информационные, образовательные и социально-психологические ресурсы.

Информационно-образовательные ресурсы включают в себя совокупность технологических средств. В школах сегодня имеется 276 компьютеров (на 1 – 7 учеников), интерактивные доски в 9-ти ОУ, 1433 электронных учебников, не хватает мультимедийного оборудования. Электронные ресурсы в образовательном процессе используют 149 учителей. Интернет-ресурсы активно используются в образовательном и воспитательном процессе. Следует отметить школы по ведению сайтов: Балаганская, Викуловские №1 и №2, Нововяткинская, Озернинская.

Следует учесть, что сегодня актуален комплексный подход к применению ИКТ при изучении целых разделов образовательных программ: от постановки проблемы для учащегося до контроля тематический знаний, умений и навыков.

Преемственность содержания и форм организации образовательного процесса – это обязательное условие в дальнейшей работе по повышению качества образования. Интересен опыт организации работы по обеспечению преемственности программ дошкольного и начального общего образования в Викуловских школах №1 и №2. Программы помогают обеспечить эффективное, поступательное развитие ребёнка и его успешный переход на следующую ступень образования.

Ещё один ресурс, на который нужно обратить внимание в дальнейшей работе, -- учёт специфики возрастного и психо-физического развития обучающихся.

Сегодня в образовательных учреждениях района – средних, одной основной, одной начальной и специальной коррекционной школах --обучается 1820 учащихся. В образовательную сеть входят 11 дошкольных учреждений, в которых воспитывается 1809 детей. В первый класс в этом году пришли 207 детей.

Оценивая социальные ресурсы образования, нельзя не учитывать итоги деятельности ОУ за 2012-2013 учебный год. По его итогам общая успеваемость составила 99,94%, качественная – 45%, это на уровне прошлого года.

Для достижения качества образования необходимо использовать как можно больше имеющихся социальных ресурсов, и использовать их эффективнее. И тогда будет достигнута поставленная задача – обеспечение самодостаточности социальной системы в интересах образования ребёнка.

Сегодня следует учитывать, что согласно принятому Федеральному закону « Об образовании в РФ», родители являются участниками образовательных отношений наряду с педагогическими работниками и учащимися, следовательно, должны активнее принимать участие в жизни школы. Поэтому, в этом направлении также нужно продолжать работу, которая ведётся в школах района.

Таким образом, в наступившем учебном году педагогам предстоит много сделать для достижения главной цели – повышения качества образования через использование образовательного потенциала социальных институтов деятельности образовательного учреждения, учителя, ребёнка.

На совещании выступили: И.В. Евланова, ведущий специалист отдела образования по теме «Повышение педагогической компетентности родителей воспитанников», Т.Ю. Васильева, директор МАУ «Центр дополнительного образования и развития детей» по теме «Возможности МАУ ЦДОРиД как сетевого партнёра образовательных учреждений».

В завершение совещания было принято решение, в котором определены задачи на предстоящий учебный год.

На снимках: А.С. Криволапов поздравляет молодых специалистов; во время совещания

Фото Т. СУХОВОЙ

Автор: Т. СМОЛЯРОВА