Медиакарта
14:22 | 29 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Послабления для наркозависимых. Примета либерализации?

Послабления для наркозависимых. Примета либерализации?
15:33 | 12 сентября 2013

Приговоры, вынесенные судами ранее 01.01.2013г. в отношении лиц, осужденных по ст. 228, 228.1 УК РФ (по делам о наркотиках), пересмотрены

Действия осужденных, совершивших преступления до 01.01.2013 года, в связи с принятием Правительством РФ Постановления № 1002,* подлежат смягчению наказания. В значительной мере это связано с лицами, осужденными за хранение, приобретение дезоморфина, когда изъятый жидкий наркотик пересчитан на сухой остаток.

– В связи с изменениями в законодательстве 26 осужденных по ст.228 УК РФ освобождены от ответственности и сняты с учёта в уголовно-исполнительной инспекции Тобольска. Около 100 осужденных подали ходатайство в суд, – сообщает начальник Тобольского филиала ФКУ УИИ УФСИН России по Тюменской области полковник внутренней службы Александр Шлапаков. Но наркоманами, сетует Александр Валерьевич, эти граждане и гражданки быть не перестали. Из мужских колоний строгого и общего режима, из женских колоний общего режима освобождаются те, кому смягчили наказания по постановлению Правительства РФ от 01.01.2013. Как рассказал нам врач-нарколог ГЛПУ ТО «Клиническая психиат­рическая больница» филиал № 2 Владимир Кашин, по состоянию на начало сентября 2013 года в лечебном учреждении с диагнозом «наркомания» состоит 270 горожан и 9 жителей Тобольского района. Кроме того, к ним присоединились шесть человек, освободившихся из мест лишения свободы системы УФСИН с тем же диаг­нозом. При этом Владимир Витальевич напоминает, что у потребителей дезоморфина привыкание возникает уже после первого приёма наркотика. А все освободившиеся из мест лишения свободы или состоявшие на учёте в уголовно-исполнительной инспекции граждане принимали наркотики систематически.

Приговоры и вопросы

• 28 мая минувшего года ранее отбывший срок за причинение тяжкого вреда здоровью житель микрорайона Иртышский из имеющихся в аптеке ингредиентов изготовил 13,88 грамма дезоморфина. Но при изготовлении «крокодила» он настолько испортил воздух в подъезде, что соседи вызвали полицию. Приехавшие по сигналу полицейские Тобольского межрайонного отдела УФСИН задержали его с поличным и изъяли все три шприца, по которым мужчина расфасовал наркотик. Как рассказала помощник прокурора Тобольска Татьяна Ишметова, в ходе судебного заседания обвиняемый в изготовлении и хранении наркотиков вину признал полностью и был приговорён Тобольским городским судом к трём годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. В этом случае суд применил лишение свободы, так как подсудимый уже имел непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления и в его действиях суд усмотрел опасный рецидив.


• 13 июня житель Тюмени в посёлке Прииртышский Тобольского района приобрёл у неустановленного лица за 2.000 рублей 0,542 грамма героиновой смеси. Употребить наркотики мужчина не сумел, так как был задержан полицейскими межрайонного отдела «Тобольский» на перекрёстке дороги Ш-3 и автотрассы Тобольск – Байгора. По словам помощника прокурора Тобольска Татьяны Быстрицкой, в ходе судебного заседания обвиняемый в приобретении и хранении наркотиков тюменец вину свою признал полностью и заявил ходатайство о применении особого порядка судебного разбирательства. Тобольский городской суд приговорил подсудимого к штрафу в размере 15 000 рублей, который он должен будет выплатить в доход государства.


• 4 июля житель Нефтеюганска приобрёл на стоянке возле торгового центра «Респект» у неустановленного следствием лица 1,45 грамма героина. Но воспользоваться покупкой мужчина не успел, так как был задержан сотрудниками отдела вневедомственной охраны тобольской полиции. По словам помощника прокурора Тобольска Алёны Прохоровой, обвиняемый в приобретении и хранении наркотиков вину свою признал полностью и заявил ходатайство об особом порядке судебного разбирательства. Тобольский городской суд приговорил жителя Нефте­юганска, на иждивении которого находятся двое малолетних детей, к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком на два года.


• 4 июня у километражного столба на федеральной автомобильной дороге Тюмень – Ханты-Мансийск житель Тобольска приобрёл у неустановленного следствием лица 9,613 грамма героиновой смеси. С криминальной покупкой он был задержан в автомобиле «ВАЗ-11193», где полицейские обнаружили у него наркотики. Старший помощник прокурора Тобольска Евгения Лобанкова сообщила о том, что в ходе судебного заседания обвиняемый в незаконном приобретении и хранении наркотиков вину свою признал полностью и заявил ходатайство о постановлении приговора без судебного разбирательства. Тобольский городской суд приговорил подсудимого к 4 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на пять лет.

Что же объединяет эти приговоры Тобольского городского суда?

Можно ответить на этот сакраментальный вопрос рекламным слоганом: «Нежно! Нежно! Ещё нежнее!». Можно вспомнить председателя Тобольского городского суда, ныне судью Верховного Суда РФ Михаила Задворнова, который, замкнув на себе ВСЕ уголовные дела, связанные с приобретением, хранением и торговлей наркотиками, по его собственному выражению, «прошёл калёным железом по городу Тобольску».

И как прошёл! Из 19 обвиняемых в этом самом приобретении и хранении наркотиков только один(!) приговаривался к условной мере наказания! И это только в том случае, если он давал показания на поставщика. Остальных же ждала колония как минимум на год-полтора.

А уж на торговцев зельем нагнал такой жути, что тобольские наркоманы были вынуждены ездить за товаром в Тюмень или Сургут! Менее чем «10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима» Михаил Васильевич к обвиняемым в торговле наркотой не выговаривал в принципе.

Сейчас время гуманизации, и послабления наркозависимым гражданам от государства посыпались. И, как видим из приведённых выше примеров, уже страждущие и жаждущие едут в Тобольск за героином из той же Тюмени и того же Нефтеюганска…

Можно сколько угодно хранить гордое молчание или прикрываться гуманизацией либо либерализацией законодательства, но как быть с упрямой цифирью? По данным того же начальника Тобольского филиала ФКУ УИИ УФСИН полковника Шлапакова, из 770 горожан, приговорённых судами к наказаниям, не связанным с лишением свободы, 176 имеют непогашенные судимости. 398 тоболякам уже вынесены предупреждения о возможной отмене условного осуждения, а 59 человек уже направлены в места лишения свободы. Перефразируя народную пословицу, можно сказать: «Не в коня гуманизация».

Но если всё дело в гуманности, то, скажите на милость, кто же запрещает судьям к условному лишению свободы или штрафу добавлять такой вид наказания, как ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ прохождение курса лечения от наркозависимости? Из более чем трёх десятков приговоров Тобольского суда только в одном можно найти такой вид дополнительного наказания. А ведь абсолютно все осужденные в особом порядке граждане приобретали наркотики ДЛЯ ЛИЧНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ.

Недоумевает по поводу таких мягких судебных решений и заведующий наркологическим отделением ГЛПУ ТО «Клиническая психиатрическая больница» филиал № 2 Александр Копотилов.

По словам Александра Виленовича, за всё время его работы ни разу не было случая добровольного прихода наркозависимого в лечебное учреждение. Пациенты в наркологическое отделение попадают, как правило, во время ломки, вызванной финансовой несостоятельностью. И только единицы направляются для прохождения курса лечения по приговору суда или по настоянию адвоката перед судебным процессом.

Если человек признаёт в суде, что он приобретал наркотики для личного потребления, а только в одном из трёх перечисленных эпизодов доза была пусть и крупной, но менее грамма, в остальных же случаях «белую смерть» приобретали с запасом – им всем прямая дорога на больничную койку КПБ и автоматически постановка на учёт как наркоманов.

А без решения суда это проблематично – добровольно в недуге никто признаваться не будет. Ведь не случайно главный нарколог страны Евгений Брюн выходит в Правительство с предложением: задержанных за управление транспортом в состоянии опьянения после медицинского освидетельствования в обязательном порядке укладывать в стацио­нар на прохождение курса лечения от алкогольной зависимости. Почему бы так не поступать после вынесенного судом приговора в отношении наркоманов?

А иначе послабление в отношении лиц, осужденных за хранение и приобретение наркотиков, будет воспринята ими не как гуманизация общества, а как очередная индульгенция.

Михаил ИВАНЬКОВ