Деревенский труд. Физическая работа. Сколько об этом говорено-переговорено. Только слова остаются словами. Кто не знал и не чувствовал, тому не понять.
Деревенские «университеты» Валентина Афанасьевна Пинигина прошла в детстве. Росла в большой, дружной семье - шестеро у мамы их было. По возрасту четвертая, она вместе с братьями трудилась, по дому помогала, старалась все делать быстро, до прихода мамы, видела, как ей, доярке, приходилось трудно. Младших сестренку и братишку, почитай, вырастила. Родную деревню Дмитриевку вспоминает тепло: «Люди там замечательные».
Время шло. Пришла пора учиться. Получила бухгалтерское образование, работать начала в совхозе «Ситниковский». Вскоре бухгалтерские стали пошучивать: молодой человек, совхозный водитель, как по часам, в 16-00 стал появляться у них на работе и ждать, когда Валя закончит свои цифры складывать да вычитать. Так и познакомились. Юрий Александрович Пинигин - так звали молодого человека, с которым она связала судьбу, родив ему троих сыновей.
Обосновались в деревне Савиновой. В 1993 году стало ясно: с распадом Советского Союза рухнуло сельское хозяйство. Встал извечный вопрос: что делать? Пинигины принимают решение: хозяйствовать самостоятельно. Валентина регистрирует статус «индивидуальный предприниматель - глава крестьянского хозяйства».
Начинали с малого: 30 гектаров земли (выданной на паи), купили трех коров, кое-что еще из живности. Картофельный огород - 50 соток. Сыновья, с детства приученные к труду, приходили из школы, обедали - и на огород. У каждого были свои дополнительные обязанности. Валя частенько вспоминает слова своей бабушки: «Деток жалеть надо, когда они спят».
В 1993 году надо было все круто поменять в жизни: сам ее стиль, расстаться с советским благодушием.
Отступать и сейчас некуда: есть желание оставить детям налаженное дело. 50 голов крупного рогатого скота, 30 свиней, 250 гектаров пахотной земли, склад для хранения зерна и сушильное хозяйство, техника - вот что собой представляет крестьянское хозяйство Пинигиных. Помощников минимум. Нанимают пастуха, в разгар работы пару человек привлекают. Юрий Александрович и старшие сыновья- погодки (27 и 28 лет) стараются справиться сами, по делам домашним ловкая и быстрая, кажется, все умеющая, хлопочет Валентина.
Пинигины дом построили, чтобы сын мог с семьей в родительском доме жить.
-Сейчас не считаю актуальным утверждение, что дети могут сами, без помощи родителей обустроиться в жизни. Слишком жесткое время, можно легко потеряться. Так что мы с Юрием взяли в банке кредит, купили дисковые бороны. Рассчитаемся - надо на комбайн замахиваться. И трактор необходим новый. Хозяйство должно развиваться.
Это трудно: бросить вызов судьбе. Быть самостоятельной, уверенной в себе. Решать сложные хозяйственные вопросы. Одновременно с этим создавать в доме атмосферу тепла, уюта, теперь уже не только для детей, но и для любимых внуков - Снежаны и Максимки. И при этом выглядеть моложаво, женственно. Валя изумительно улыбается, любит хорошую одежду. Пинигина вызов бросить не побоялась. В своих уверенных женских руках крепко держит крестьянское хозяйство.
Золотой юбилей оставил в душе теплый след от поздравлений. От букетов цветов, которые в изобилии стоят в гостевой комнате. От того, как ее четверо мужчин утро 7 сентября сделали праздничным.
Праздники, как известно, долго не длятся. Вот и Валентину уже беспокоит другое. Уборка нынче тяжелая, зерно сырое. Молотить осталось всего ничего, дожди да росы обильные не дают.
Обмолотят. Высушат. Впервой ли такие коллизии в зоне рискованного земледелия опытным хлеборобам.