Медиакарта
16:27 | 20 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Быть ли местным «сандунам»?

Быть ли  местным «сандунам»?
14:48 | 20 сентября 2013

Что за вопрос? Жизнь городская без бань немыслима. А вот каким баням быть? Как они будут работать в предстоящую зиму? Ответы на эти вопросы попытался найти глава администрации города Владимир Мазур, посетив банный комплекс в четвёртом микрорайоне.

– Люди возвращаются с дачных участков, заканчивают огородные дела. И сибиряку хочется зимой погреться в баньке, попариться с веничком, – пояснил журналистам мотивацию своей рабочей поездки Владимир Владимирович.

– Большого потока населения нет, в среднем ежемесячно до двух тысяч человек посещает баню, – рассказывает управляющий ООО «Хельга», в чьём ведении и баня, депутат городской Думы Олег Подковыров. – В основном одни и те же люди, привыкшие париться и мыться именно здесь.

Он рассказывает о своём немаленьком хозяйстве и показывает современную котельную, давно уж реконструированную, но всё никак не запускающуюся в эксплуатацию. Глава задаёт вопрос:

– Что даст котельная?

Оказалось плюсов много: во-первых, летом, когда весь город страдает от ежегодного в несколько недель отключения горячего водоснабжения, баня может функционировать бесперебойно. Во-вторых, если расчёты подтвердят плюсовой баланс, можно вообще отказаться от дорогостоящего центрального обеспечения теплом, паром и водой. Наконец, если говорить о стратегическом значении объекта, он должен быть обеспечен своим, автономным, источником тепловой энергии. Эти доводы обоснованно приводил заместитель главы администрации Николай Руппель.

Олег Подковыров с хозяйской гордостью демонстрирует преимущества нового обустройства бани, отремонтированные помещения, уже работающие отделения. Пожалуй, здесь есть всё, чего «банная душа» пожелает: душевые, общие помывочные, парилки – с сухим паром, по принципу финской сауны, с влажным, с веничками и без.

И веники предлагаются не только берёзовые, но и дубовые. И напитки, и шампуни красуются на витрине за стеклом.

И кедровая бочка работает, и фито-бар вскоре будет запущен. В общем, баня городская работает в обычном своём режиме, правда, не всякий день.

– Баня открыта в зимнее время со среды по воскресенье через день, – сообщает хозяин. Здесь можно и в парикмахерскую зайти, и обувь отремонтировать, а после парилки даже массаж вам сделают. Зашёл разговор о стои­мости помывки – 250 руб­лей. С учётом развёрнутого дополнительного строительства, безусловно, учредители бани думают о повышении цены. А завсегдатаи бани – пенсионеры и не самые обеспеченные люди, для них и эта сумма не маленькая. Глава заверил, что линия дотирования городскими властями этой социальной услуги сохранится.

– Более того, мы ещё пересмотрим в сторону увеличения суммы льгот. Губернатором утверждён тариф, и мы подумаем, что возможно сделать в пределах наших городских полномочий.

Владимир Мазур с Николаем Руппелем осмотрели здание. Дело в том, что эта муниципальная собственность в 1 400 квадратных метров не вся используется под баню. Здесь арендуют помещения и другие структуры, есть и пустующие квад­ратные метры. Обсудили и их судьбу.

Завершая осмотр, Владимир Мазур дал несколько дельных советов по улучшению обслуживания бани, по её обустройству. Не ускольз­нули от его внимания и окурки на прилежащей к бане территории, заброшенная покосившаяся беседка, ставшая пристанищем бомжей и собутыльников.

– Наведите порядок, будьте хозяевами, – напутствовал глава. – Рябинки так украшают это место, а под ними – мусор. Непорядок.

Экскурс в банную историю.

…На улице лёгкий морозец. Из многочисленных печных труб подгорного Тобольска дружно вьётся дымок. Молодой снежок весело поскрипывает под ногами. По улицам Ленина, Мира, Хохрякова небольшими групп­ками, закутанные в шали, шубы, в меховых шапках, с объёмными сумками неспешно шагают тоболяки в сторону базара. За ним, в старинном каменном здании, выстроенном, пожалуй, ещё в 19 веке, «парит» городская баня. В пятидесятитысячном провинциальном сибирском городке банный день.

Эту баню-труженицу многие поминают добрым словом. Мужское и женское отделения на первом этаже, раздевалка со шкафчиками, цинковые тазики, в помывочной большие не­уклюжие краны и каменные лавки. Отдельные номера с душевыми наверху, где в ваннах можно помыть детей, целый час, а то и два плескаться и мылиться, добиваясь лёгкого хруста уже чистой кожи.

На втором же этаже буфет. Старожилы вспоминают, какой там был лимонад! И пиво разливное пили мужички не для того, чтобы захмелеть, а освежиться и утолить жажду.

Но баня – это не только помывка. В те поры – место встречи, общения. Не только место, где очищается тело, но ещё и время отдох­новения души. И встречались, и беседовали-говорили, и радовались жизни. А после, ощущая лёгкость необыкновенную и в душе, и в чистом теле, народ также пешком, степенно, расходился по домам. Банный день завершался затемно…

Потом город расстроился квартирами с ваннами. Тоболяки возрадовались новизне. И отвыкли мыться в общественном месте. Баня на базаре осиротела, пришла в упадок.

А что же сегодня? В городе работают три – Сумкино, Левобережье и здесь, в 4 микрорайоне. Подгорная баня в ЦРМ давно почила в бозе.

– Нужны ли «сандуны» под горой, где частный сектор в большинстве имеет собственные баньки и народ не очень охотно идёт в общественную? – рассуждает глава администрации города. – Надо изучать спрос, просчитывать, выгодно ли это экономически. Конечно, если увидим, что в бане под горой есть острая необходимость, будем решать. И скорее всего – по строительству новой.

Раиса ПОЛОВИНКО Юрий ПОПОВ (фото)