Вас пригласили пройти собеседование на должность, которая вам совсем-совсем не нравится? Тогда вредные советы от тюменского центра занятости – то что нужно!
– Первое, на что стоит обратить внимание, – внешний вид, – рассказывает специалист отдела профориентации Андрей Лопухов. – Девушке, чтобы гарантированно не понравиться работнику отдела кадров, нужно одеться вызывающе. Например, в ярко-красное платье с открытыми плечами или глубоким декольте. И чем больше кричащих украшений – тем лучше. Юноше достаточно просто выглядеть неряшливо – старые джинсы и свитер, который бабушка подарила на окончание седьмого класса. Вести себя лучше развязно, положив ноги на стол, или совсем уж скромно – сесть на краешек стула и обнять сумку, прижав ее к груди. Отвечать на вопросы надо еле слышно и несвязно – пусть работодатель сам догадается, что вы там мямлите. Зарплату просите побольше, не ограничивайте себя рамками разумного. Прошлого начальника и коллег – нещадно ругайте. Спорьте по любому поводу с тем, кто проводит собеседование! Подчеркните, что вы в три раза умнее его. Уходя сделайте вид: все, что вы видели, вам ужасно не понравилось. А главное – ни в коем случае не звоните узнать, не хотят ли вас все-таки взять на эту работу.
… Такое введение к занятию «Как правильно пройти собеседование» вызвало у студентов и выпускников вузов, пришедших на очередную встречу в «Job-кафе», массу улыбок и смешков.
– В последнее время молодые соискатели не допускают таких очевидных ошибок, как те, которые нам предложили, – поделилась опытом Елена Щербинина, менеджер по подбору персонала гипермаркета «Лента». – Но часто встречаются иные промахи. Например, юноша и девушка приходят на собеседование вместе, держась за руки. Они рассказывают, что очень любят друг друга и хотят все время быть вместе – назначьте их, пожалуйста, на одинаковые должности, поставьте в одну смену и так далее. Любовь – это прекрасно, но вы пришли работать, а не строить взаимоотношения.
… Андрей Лопухов рассказал, какие вопросы чаще всего встречаются на собеседовании, и предложил попробовать на них ответить. Как оказалось, каждому понятно, что перед новым начальником нужно представить себя целеустремленным, коммуникабельным и нацеленным на профессиональный рост специалистом. А вот дальше начались трудности.
Например, проективный вопрос: «По каким причинам люди могут плохо выполнять свою работу?» получил неправильный ответ: «Наверное, им мало платят».
– Когда вас спрашивают о других людях, знайте: в вопросе подвох, – объяснил специалист отдела профориентации Центра занятости Александр Кузьмин. – Вы не можете говорить за других, только за себя. А значит, это вас в первую очередь интересует зарплата, а не результат работы. Нанимателю такое не понравится.
Но самая жаркая полемика разгорелась, когда ребят попросили ответить на так называемый провокационный вопрос: «Руководитель приказывает вам поработать сверхурочно. Ваши действия?»
– Поинтересуюсь, будет ли такая работа оплачена или, может быть, за нее полагается отгул? – едва ли не хором сказали будущие работники.
Елена Щербинина с ответом молодежи не огласилась.
– Начальству важно знать, что их сотрудники готовы, при необходимости, потратить на служебные дела больше времени, чем полагается, – попыталась она донести точку зрения работодателя. – Такая самоотдача вам впоследствии обязательно зачтется! Нужно вам будет сходить к стоматологу или задержаться дома, потому что потек кран… Начальник закроет на ваше отсутствие глаза.
… Вот только взгляды начальников и подчиненных редко совпадают. Юноши и девушки выступили за свои трудовые права единым фронтом: «Если мне нужно задержаться, чтобы закончить порученный проект, – задержусь не раздумывая. Но если начальник приказывает, он должен сверхурочное время оплатить. А верить в какие-то грядущие послабления – наивно», – решили они.