Медиакарта
2:24 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Особенная страна

Особенная страна
14:43 | 08 октября 2013

Ишимская школа-интернат для детей 1 и 2 вида – удивительное место. Звонки с уроков здесь подаются миганием ярких ламп, а воспитанники не только разговаривают, но и поют руками. Для многих из них не существует мира звуков. Но эти мальчишки и девчонки видят мир в радужных красках, ведь они всего лишь дети, будущее которых обязательно должно быть счастливым.
Второй дом В школе-интернате для глухих и слабослышащих детей, а также ребят с нарушениями речи (их преподаватели ласково называют «наши речевички») сегодня обучается 131 ребёнок в возрасте от 4,5 лет до 21 года. Лишь 26 из них городские. Для остальных интернат на долгие годы становится не только детским садом и школой, но и самым настоящим вторым домом, к родителям они уезжают лишь на каникулы, да и то не всегда. Воспитанники интерната – это большая дружная и многонациональная семья, здесь есть русские, татары, ханты, манси, ненцы. И если ребятишек из близлежащих городов и сёл мамы и папы стараются забрать на праздники или выходные при любой возможности, то маленькие северяне уезжают в тундру только на лето, когда ещё нет разлива северных рек и летают вертолёты. Именно поэтому в интернате, где дети проводят большую часть своего времени, им должно быть комфортно. Уже второй год в летнее время здесь проводят капитальный ремонт. – В прошлом году тюменский подрядчик ООО «Атлант» заменило кровлю и фасад, сейчас они заканчивают ремонтные работы внутри здания, – рассказывает директор ишимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 1-2 вида Галина Калугина. – В этом году ремонт будет сделан в половине квартир (планируется освоить 35 миллионов рублей), во второй половине – следующим летом. Сразу охватить всё было невозможно – дети должны где-то жить, а определённые виды работ могут проводиться, только когда они все на каникулах. Сейчас ремонт практически завершён: заменено всё – от сантехники и коммуникаций до обоев и потолочной плитки. В ванных комнатах уже блестят новенькие полотенцесушители, смонтирован тёплый пол, а в прихожей появились подогревающиеся сушилки для обуви. Сами комнаты отделаны в разных тонах: нежно-голубой, персиковый, светло-зелёный… там же, где сейчас, немного потеснившись на время завершения ремонта, живут ребята, есть всё необходимое для жизни: от мягких кроватей до холодильников, телевизоров, стиральных машинок. И в каждой комнате идеальный порядок, а ещё практически везде можно увидеть любовно расставленных по полочкам мягких медведей и зайцев. Дети они и есть дети… – Наши воспитанники живут не в комнатах, как это бывает в общежитиях, а в уютных трёхкомнатных квартирах, где мы стараемся создать для них самые лучшие условия. Интернат рассчитан на 120 мест, это 14 благоустроенных квартир, – продолжает Галина Александровна. – К сожалению, у некоторых дома нет того, что есть здесь. Но дети понимают всё правильно, знают, к чему нужно стремиться, что нужно много работать, чтобы добиться своих целей. Кроме квартир, в интернате есть и гостиница для родителей, которые приезжают издалека и вынуждены искать ночлега из-за разницы в расписании поездов или самолётов. Гостиница эта, кстати, как и обучение, совершенно бесплатная. Также Галина Калугина показала нам и обновлённый бассейн, работы в котором сейчас на стадии завершения. Здесь даже появится разноцветная подсветка. Изменится в соответствии с действующими нормами СанПиНа и медицинский блок, а штат сотрудников медблока уже пополнился физиосестрой и массажистом. Дружелюбные «иностранцы» У воспитанников школы-интерната практически нет свободного времени. Кроме обычных уроков по предметам, для них также обязательны занятия с узкими специалистами – дефектологами, логопедами, сурдопедагогами. Впрочем, здесь и число учеников в классе гораздо меньше – всего по 6-8. И кабинеты не такие, как в привычной школе: с обязательным лингафонным оборудованием они больше напоминают помещения для занятий иностранным языком. «Эти дети и есть иностранцы, – улыбаются учителя. – Ведь поначалу мы изучаем значение отдельных слов, учимся говорить и понимать друг друга». Количество воспитателей, учителей, ночных нянечек и других сотрудников в интернате чуть ли не равно числу самих воспитанников: дети тут в надёжных руках и находятся под круглосуточным контролем. – А неужели все педагоги прошли какое-то специальное обучение и пришли сюда, уже владея сурдоязыком? – удивляюсь я. – Конечно, нет, – говорит Галина Калугина. – Практически все педагоги – выпускники Ишимского педагогического института. Наша школа, «подпустив к себе однажды очень близко», потом не отпускает, она становится для многих не только воспоминанием, а перерастает в профессиональную судьбу, и таких немало: Буторина Екатерина Витальевна, Тенюнина Людмила Александровна, Лемешкина Галина Дмитриевна, Цуканова Лилия Прокопьевна, Чикирева Валентина Григорьевна, Ахнина Наталья Ивановна, Казакова Евгения Евгеньевна, Суслова Надежда Васильевна, Шешина Надежда Энгельсовна, Михеева Светлана Николаевна, Кабанова Ольга Викторовна, Таланцева Светлана Николаевна, Константинова Валентина Алексеевна, Мосина Елена Викторовна, Корнейчук Наталья Анатольевна, Чибышева Ирина Николаевна, Вдовина Татьяна Анатольевна, Боброва Светлана Сергеевна, Свиридова Зинаида Алексеевна, Каткова Ольга Викторовна. Многие из них учили не одно поколение семей. Старшее поколение постепенно, передавая опыт, уходит на заслуженный отдых. Приходят молодые, полные энтузиазма и творческих замыслов педагоги. У нас чтут традиции и изучают новейшие достижения коррекционной педагогики. Это даёт уверенность в правильности преподавания основ знаний, умений и навыков нашим детям при подготовке их к самостоятельной жизни. Работа с нашими детьми интересна, пожалуй, интересна своей неординарностью, непредсказуемостью, очень и очень своеобразна и сугубо индивидуальна. Педагогический коллектив в интернате (в этом году интернат отмечает уже свой 93-й день рождения) сложился крепкий, а атмосфера дружелюбная, дети улыбчивые и очень открытые к общению. В школьных коридорах не раз можно было увидеть, как старшие воспитанники, здороваясь с малышами, приветственно пожимают им руку. И вообще относятся к ним, как к младшим братишкам и сестрёнкам, во всём стараясь помочь. В обычной жизни такое сейчас, увы, редкость. Все вместе ребята трудятся и на своём учебно-опытном участке, даже в сентябре «горящем» разноцветьем петунии, космеи, бархатцев, сальвий, рудбекии и всевозможной декоративной капусты. Вместе с педагогами на предмете «сельскохозяйственная технология» дети осваивают новые сорта и техники выращивания тех или иных цветов и овощей, вместе занимаются декором и соревнуются в собранном урожае. А по весне в этом дивном месте можно даже услышать трели соловья: не терпящие городского шума птицы нашли здесь свой райский уголок. – Мы тут работаем. Вот какие у нас выросли тыквы! – семиклассница Света Леонова показывает нам 15- и 20-килограммовых жёлтых и серых гигантов, только что убранных с гряд. Тыквы впечатляют, также как и крошечная мелотрия – круглые огурчики, похожие на арбузы, но размером с ноготь. – У нас здесь всё растёт: лук, морковь, картофель, помидоры, перцы, баклажаны, – возле мини-теплички из старых рам перечисляют нам свои достижения другие семиклассницы Оля Матвеева и Катя Журавлёва. «А для нас интереснее мужская работа – вскопать, принести», – добавляют сверстники девчонок Артём Шелягин и Паша Несучкин. Понять, что они говорят, нам помогают учителя, нередко продолжающие жестикулировать даже тогда, когда рядом нет тех, кому это необходимо. По привычке. Путёвка в жизнь Время воспитанников интерната в буквальном смысле расписано по минутам. Из-за спецпредметов учебный план здесь больше, чем в обычных школах, а потому заниматься приходится и в субботу. Кроме того, для ребят организовано более двух десятков различных кружков, и многие из них занимаются в нескольких сразу. Одним по душе вязание, другим краеведение, третьим – компьютеры. И во всём воспитанники интерната стараются быть лучшими, добиться успеха. Неслучайно в кабинете директора и у самих воспитанников так много наград и кубков – за спортивные и творческие достижения в соревнованиях и конкурсах городского, областного и всероссийского уровня. Да что там говорить, даже какие-то домашние мелочи, вроде занавесок на окна или покрывал на кровати, дети стараются сшить своими руками (не говоря уже о концертных костюмах и прочем) – швейная мастерская в интернате никогда не пустует. – Посмотрите, – по просьбе педагога 19-летний Максим Калинин, симпатичный, улыбчивый парень, демонстрирует нам свои работы. Карандашные рисунки больше похожи на фотографии, настолько чётко выписаны каждая морщинка, родинка, складка одежды. На портретах изображены по большей части девушки – одноклассницы Максима, у художника отбоя нет от желающих стать натурщицей. И трудно представить, что до девятого класса парень практически вообще не рисовал – его дар стал для всех и его самого неожиданностью. – Он начинал с пейзажей, натюрмортов, а потом перешёл к портретам, – поясняет педагог Татьяна Вдовина. – В нашей школе у него уже проходила персональная выставка, свои работы он также выкладывает в интернет. Максим, расскажи, сколько времени у тебя уходит на один портрет? – Один-два дня, – почти чётко говорит М. Калинин, хотя он не слышит никаких звуков, даже собственной речи. – В зависимости от того, есть ли время и настроение. Если всё сложится хорошо, у Максима – большое будущее. Так же, как и у выпускников интерната Ксении Сафоновой и Артёма Краснопёрова, не раз выступавших перед горожанами с жестовым пением. А не так давно они привезли дипломы лауреатов из Москвы с международного фестиваля инвалидов «Жизнь безграничных возможностей». Даже на видео, снятом во время общегородских праздников, их песни настолько трогают за душу, что на глаза невольно наворачиваются слёзы. Петь без голоса и танцевать не слыша музыки – это тоже особый талант. По словам директора учреждения Галины Калугиной, для большинства выпускников позитивный опыт и навыки, полученные в интернате, потом очень помогают в жизни. Многие дети, окончив школу, едут в Тобольск, Екатеринбург или Челябинск – учатся на швей, токарей, столяров, слесарей, поваров и т. д. – рабочие профессии нужны в любые времена. – Нам всегда приятно, когда выпускники приезжают в интернат в гости. Нередко на своих машинах, с семьями, у большинства на руках уже свои, совершенно здоровенькие детки, – говорит Галина Александровна. – Здесь они встречаются с бывшими одноклассниками, учителями, воспитателями. Многие ребята дружат между собой, даже разъехавшись по разным городам и регионам. И нам очень приятно видеть, что вместе мы воспитали достойных людей.
Юлия Кроо. Фото Василия Баранова.

Автор: Юлия Кроо