На протяжении двенадцати лет конный завод «Орловский фаворит», расположенный в селе Гагарино Ишимского района, занимается разведением высококлассного орловского рысака. За столь непродолжительный срок здесь сумели добиться потрясающих успехов. Гагаринцы полностью оправдали своё название: держат лидерство по выигрышу традиционных призов, победам в ринг-выводках, типу экстерьера и результатам наездников – второй год подряд конезавод становится лучшим в рейтинге племенных хозяйств России.
Ставка на орловского рысака
Хозяин конезавода – молодой и успешный предприниматель Виталий Кирилюк. Как говорит сам Виталий Сергеевич, ставку на лошадей в своё время сделал его отец, Сергей Сергеевич Кирилюк (ныне генеральный директор ООО АК «Авангард»). Причём совершенно случайно и… не прогадал. В начале 2000-х Шадринский конезавод рассчитался лошадками за срочный ремонт сельхозтехники. Построили 16-местную конюшню, но вскоре решили, что трём породистым скакунам там будет скучно – приобрели новых животных. Виталий Кирилюк увлёкся орловскими рысаками, нанял работников, перечитал массу литературы, сам участвовал в скачках и даже получил вторую категорию наездника. Регулярно бывает на конюшне и сегодня. Он уверен: грамотный руководитель должен изнутри знать все тонкости вверенного ему дела. И вполне понятно, почему его предприятие стало быстро разрастаться и вскоре доказало свою рентабельность. Сегодня «Орловский фаворит» – это самостоятельное структурное подразделение, приносящее прибыль.
– В 2001 году мы получили статус племенного хозяйства, – рассказывает Виталий Кирилюк. – Сейчас это уже конный завод, насчитывающий порядка 150 лошадей. Непосредственно на конезаводе в с. Гагарино занимаются обслуживанием, заездкой молодняка и вопросами воспроизводства (задействовано десять сотрудников). Всё остальное – тренинг и испытания – проходит на пермском (там у нас работают шесть человек) и на тюменском (трое) ипподромах. Лошади, отлично показавшие себя, выступают и на других ипподромах.
За время существования конезавода здесь пробовали заниматься разведением и других пород, в том числе тяжеловозов. Но остановились всё-таки на орловских рысаках – одной из старейших пород, в этом году отметившей своё 235-летие.
– Орловские рысаки – это визитная карточка России во всём мире, – с любовью говорит о своих питомцах Виталий Кирилюк. – Данная порода многогранна в сфере своего использования. Орловцы – это и спорт, и подспорье крестьянам, и эффектная внешность, и улучшатель местных пород. А самое главное – она адаптирована под все климатические условия, недаром этих лошадей активно покупают по всему миру. Вот и гагаринские орловцы разъезжаются в самые разные регионы, чаще всего их покупают за пределами области. Но где бы ни жил и ни выступал конь: в Абакане или Красноярске, Новосибирске или Барнауле – в его документах навсегда останется отметка «рождён на конном заводе «Орловский фаворит»». Их достижения – это наши успехи и наша реклама.
Сегодня в Сибири функционирует несколько конезаводов: на Алтае, в Шадринске, Перми, в Курганской области. В Тюменской области «Орловский фаворит» – единственное предприятие подобного типа.
Настоящие спортсмены
Главное назначение орловских рысаков – рысистые бега. Лошади конезавода «Орловский фаворит» регулярно участвуют в соревнованиях, с недавних пор называемых кругами (большой сибирский круг, большой уральский круг), фестивалях орловского рысака, которые ежегодно проводятся в разных городах страны (в 2013-м ими стали Омск, Ульяновск и Воронеж). Самый масштабный фестиваль этого года – омский – собрал более 160 участников из разных регионов страны, но несмотря на серьёзное соперничество гагаринские жеребец Боец и кобыла Доминанта пришли первыми.
– В этом году успешно продемонстрировал свои способности и четырёхлетний жеребец Богатырь. Он стал победителем летнего «Дерби» на тюменском ипподроме, занял второе место на омском фестивале и второе место на курганском «Дерби». Выступал на нём мастер-наездник Шевченко Владимир – настоящий профессионал. А кобыле Доминанте лишь 0,5 секунды не хватило до установления всероссийского рекорда: на дистанции 1 600 метров она пришла к финишу за 2 минуты 14,5 секунды (рекорд – 2,14), – о лошадях Виталий Кирилюк может рассказывать часами, хотя прежде никогда не думал, что его жизнь будет связана с этими прекрасными животными.
– Вы регулярно бываете на конюшне, ездите на соревнования. А есть у вас любимая лошадь?
– Для меня нет понятия «любимая лошадь». Они рождаются, растут на моих глазах, и каждая по-своему дорога… К тому же сложно предугадать, какая из них будет хорошо выступать. Иногда лошадь и отлично сложена, и развита, и по движениям смотрится приятно, но что-то не получается. Или наоборот. К примеру, наш Пикадор. На ипподром этот конь попал совершенно случайно: в машине оставалось место, и его решили взять. Он был ещё маленький, мускулатурой не обросший, какой-то весь неказистый (орловцы лишь по достижении определённого возраста набирают красоту и силу). Но в итоге Пикадор стал двукратным всероссийским рекордистом, а те, кто ехал с ним, не оправдали надежд.
– Дальнейшие перспективы коневодства для вас…
– Самые радужные. Недавно было очень мощное мероприятие – «Скачки фаворитов» на тюменском ипподроме. Не просто бега в привычном их понимании. Параллельно заездам проходили различные шоу-программы, показ мод, концерт, дилеры представляли автоновинки, многим запомнились также скачки на пони и забеги собак. Публика была многочисленная и совершенно разная. Это говорит о том, что сегодня всё большему числу людей становятся интересны лошади и всё, что с ними связано.
– Подобные мероприятия воспитывают особую культуру отношения к лошади. А тотализаторы сейчас развиты?
– Нет, тотализаторов в России нет, их приравняли к азартным играм. Хотя были люди, которые специально ходили на ипподромы, следили за работой лошадей с секундомером, всё рассчитывали – на этом неплохо можно было заработать. К примеру, во Франции бега – серьёзная доходная часть бюджета, приносящая до 8 миллиардов евро в год. Там даже необязательно присутствовать на ипподроме: с каждого забега ведутся on-line трансляции. И, что удивительно, в этой маленькой стране настолько любят лошадей, что число ипподромов достигает 230. У нас же 40 по всей стране.
– В России есть ипподромы «высокого класса»?
– Лучшими ипподромами у нас считаются казанский и уфимский. Отношение к лошадям в этих городах предопределено национально, а потому и на сооружение ипподромов, включающих в себя четырёхэтажные крытые трибуны, рестораны, спортивные клубы, детские площадки, там потрачены огромные деньги. В этих городах ипподромы – настоящие центры отдыха и досуга. Ничего подобного в нашем регионе пока нет. Хотя прививать любовь к лошадям нужно с раннего детства. Как в Финляндии, занимающей сегодня третье место в мире по количеству лошадей на душу населения. Каждая третья семья у них имеет лошадь. Там ипподромы наоборот скромные, без шика, но есть даже в небольших городах с населением в 30 тысяч человек. Дети активно участвуют в качестве наездников в бегах на пони, в полной экипировке, сами запрягают, чешут, обслуживают своих лошадок. И, когда подрастают, лошадь становится для них чем-то привычным, нормой жизни. Мне бы очень хотелось, чтобы наша молодёжь так же интересовалась конным спортом и лошадьми.
– Сельские дети тянутся к лошадям?
– Увы, к нам на завод приходят лишь дети и внуки работников. Остальным это, видимо… не интересно. Лошадь ведь не компьютер, она требует особого внимания, ухода. Хотя мы никогда не препятствовали подобным начинаниям, всегда понимали, насколько это важно.
Казак, Брикет и Император
Серый конь Брикет скачет по отведённому ему загону. Увидев нас, приближается, но проходит мимо, горделиво поглядывая в нашу сторону. А потом делает ещё один круг.
– Этот конь знает себе цену, – говорит Виталий Кирилюк.
Мы ходим с ним по территории конезавода, хозяин показывает свои владения. Правда, лошадей мало: погода стоит хорошая, и большинство кобыл с жеребятами на пастбище. Коневоды Олег Крашенинников и Анастасия Халтурина подводят нам молодого жеребца Казака, с ним можно сфотографироваться. Как и с тёмно-серой кобылой Вершиной и её серым, пушистым (лошади этой породы рождаются в шубке) жеребёнком Водопадом. Последний недавно травмировал ножку и вынужден на время лечения оставаться с матерью на выгуле возле конюшен.
В почти пустой конюшне роскошный белый Император ждёт своего выхода на прогулку. Вместе с Казаком или Брикетом его выпускать нельзя – будет драка.
– 14-летний Император – один из лучших коней в породе, – Виталий Кирилюк показывает нам коня, держа его под уздцы. – Он бежал в Киеве и Москве, обладатель 39 традиционных призов России и Украины. А сейчас очень хорошо зарекомендовал себя как производитель: его дети уже установили четыре всероссийских рекорда.
– У ваших лошадок специально подобранный рацион, режим дня?
– Да, питание очень важно. На овсе и сене далеко не уедешь – необходимы сбалансированные корма. Мы тесно сотрудничаем с московским заводом «Алта», куда отправляем шерсть и корма, которые употребляют животные (раньше кровь посылали). По шерсти специалисты определяют, какое у наших лошадей состояние организма, смотрят корма и сверяют с существующими нормами. Затем готовят премиксы с добавлением тех компонентов, которых не хватало, и мы закупаем данные продукты. Что же касается распорядка дня, то на ипподромах тренинг начинается рано, с 6 утра. Особенно это актуально в летний период: и попрохладнее, и удобнее. Кормление трёхразовое. То же самое на конезаводе – кормление, выгулы, только без тренинга.
– Содержание одной лошади обходится дорого?
– Стоимость содержания одной лошади на ипподроме – 7-15 тысяч рублей в месяц, в зависимости от ипподрома. Стоимость самой лошади может быть совершенно разной – от 80 тысяч до бесконечности, в зависимости от назначения. Если лошадь неспортивная, а приобретается для воспроизводства – одна цена, у бегущей – другая. Опять же смотря какие рост, экстерьер и так далее. В последнее время очень часто спрашивают лошадей на подарки. Хороший орловский рысак может стоить 500-600 тысяч, мы даже покупали жеребца за миллион – нам производящий состав нужен, обновление крови. А лошадь в производящем составе должна быть знаменитой. Потому что основные деньги мы зарабатываем на продаже молодняка, а узнают о нём благодаря победам родителей. При этом сам конь, который бежит на ипподроме, может быть убыточен: первые результаты они, как правило, показывают в возрасте 4-5 лет, а за это время только на содержание одной лошадки (если считать по 10 тысяч в месяц) уйдёт в среднем 480-600 тысяч рублей. Математика простая.
– Возле вашего офиса мы видели лошадь, запряжённую в телегу. Это тоже орловский рысак?
– Конечно, нет. Специально для работы на пастбище и на конюшне мы держим трёх меринов – обычных рабочих лошадок. Правда, работы для них не так много, как в былые времена. Сейчас везде техника (даже для перевозки лошадей у нас есть и специальный джип-коневозка и ЗИЛ-бычок). А орловских запрягать в телегу, как вы сами понимаете, экономически не выгодно.
Не только лошади…
Кроме конезавода «Орловский фаворит», Виталий и Сергей Кирилюки руководят двумя аграрными предприятиями: ОАО «Гагаринскремтехпред» и «Авангард».
«Гагаринскремтехпред» занимается продажей, техническим обслуживанием и ремонтом сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе и собственного производства. В частности, на предприятии осуществляют сборку пресс-подборщиков, широкозахватных борон и так далее.
– Наши официальные дилеры – более двадцати заводов-изготовителей, в том числе Минский тракторный завод (тракторы «Беларусь»), производственное объединение «Гомсельмаш» (комбайны «Палессе»), компания «Агро» (посевные комплексы «Кузбасс»), «Бобруйскагромаш» (вся линейка кормозаготовительной техники) и так далее, – поясняет Виталий Сергеевич. – По технике в растениеводстве мы полностью закрываем весь цикл. От сушилок до сортировок – есть всё для того, чтобы любое предприятие могло нормально работать.
Проходим с руководителем по огромным цехам сервисного центра. Рабочих немного, большая часть на выездах: конец уборочной (запоздавшей в этом году из-за погодных условий) – самая горячая пора.
– Если тракторы можно пригнать на ремонт в цех, то с комбайнами, посевными комплексами всё гораздо сложнее, поэтому наши сотрудники осуществляют необходимые процедуры на месте. У нас 10 выездных сервисных экипажей, везде работают хорошие специалисты, задействовано два манипулятора. Во время посевной или уборочной график бывает очень напряжённым: клиентов много, и все стремятся, чтобы техника не простаивала в поле. Иной раз приходится трудиться вечерами и в выходные, – говорит Виталий Кирилюк.
Второе предприятие – аграрная компания «Авангард» – обрабатывает 400 гек- таров земли, засевая их пшеницей, ячменём и овсом. В нынешнем году здесь неплохой урожай зерновых – выиграть лишние центнеры зерна удалось благодаря сместившимся по вине холодной и затяжной весны срокам сева. Да и расположены поля «Авангарда», с климатической точки зрения, удачно: практически никогда зерно не погибает от засухи.
Кроме того, компания успешно развивает отрасль молочного животноводства: в селе Равнец содержится около 600 голов крупного рогатого скота, 273 из них – дойное стадо.
Проблемы есть, но они решаемы
«Тот, кто думает, что в сельском хозяйстве можно быстро заработать большие деньги, ошибается. Это тяжёлый труд», – убеждён Виталий Кирилюк. По его словам, одна из основных проблем на селе сегодня – кадровая. Совсем недавно ушло целое поколение работников, замену которым найти сложно. Вопрос даже не в механизаторах или доярках, необходимы специалисты среднего звена: ветеринарный врач, зоотехник, инженер, агроном и так далее. Среди молодёжи рабочие профессии не популярны, к тому же, уезжая на учёбу в город, значительная часть выпускников не возвращается обратно.
В Гагарино – селе с населением почти в тысячу жителей, кадровый вопрос решают за счёт будущих выпускников и переселенцев из Казахстана.
– Благодаря приехавшим к нам работникам сейчас мы остро не нуждаемся, к примеру, в механизаторах, – объясняет Виталий Сергеевич. – Для 17 человек мы полностью реконструировали общежитие, часть работников, конечно, уедет после уборочной, но некоторые уже готовы остаться. Это очень трудолюбивые люди. Впрочем, как и шестеро выпускников Ишимского сельхозтехникума и Казанского училища № 55, уже трудо- устроенные у нас. В этих учебных заведениях мы регулярно проводим профориентационную работу, толковых ребят приглашаем на практику. Некоторые, поработав у нас, уже думают о том, что сюда стоит вернуться. В среднем по году механизатор получает 25-30 тысяч рублей (в сезон больше, зимой меньше), техника современная (у нас нет комбайнов и тракторов старше пяти лет), да и оснащена всем необходимым, вплоть до кондиционеров. Есть над чем задуматься.
Хорошо зарекомендовавшим себя специалистам, по-настоящему заинтересованным в своей работе и дальнейшей жизни на селе, руководство предприятия помогает решить и жилищные вопросы: оформить долгосрочный наём или ипотеку, или взять заём под небольшие проценты. В «Гага- ринскремтехпреде», «Авангарде» и «Орловском фаворите» думают о достойном будущем не только своих компаний, но и самих сотрудников.
Послесловие
Современное село резко отличается от того, каким оно было ещё пару десятилетий назад. Территория предприятий, возглавляемых Виталием Кирилюком, полностью благоустроена: асфальт, многочисленные клумбы с цветами и практически везде идеальный порядок. Конечно, без строгого контроля Виталия Сергеевича и его личной заинтересованности в развитии сельского хозяйства ничего этого не было бы.
– Мы хотим, чтобы Гагарино стало деловым аграрным центром, – говорит Виталий Кирилюк. – Вместе с нами уже работают поставщики удобрений и ГСМ, но нам хотелось бы привлечь и банки, чтобы клиент, приезжая в наше село, мог решить любые вопросы, в том числе и оформить кредит на необходимую ему технику.
«Гагаринскремтехпред», «Авангард» и «Орловский фаворит» – предприятия семейные: Виталий Сергеевич стал продолжателем дела отца и автором новых инициатив. А сейчас у него самого подрастает сын Роман, вполне возможно, он также пойдёт по стопам старших представителей фамилии Кирилюк.
Юлия Кроо.
Фото Василия Баранова.