Медиакарта
8:14 | 6 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

О горькой долюшке обычной крестьянки

О горькой долюшке  обычной крестьянки
01:23 | 20 октября 2013
Источник: Светлый путь

Маленькая светлая деревенька Сосновка стояла на высоком увале, что тянулся, поросший соснами, до Маслянки. В низинке лежало озерцо, оно не пересыхало даже в сильную жару, сосновый бор манил в любое время года. Справа резал территорию Полой – маленькая, но своенравная речушка: она то разливалась, и тогда её переплывали на лодке, или почти пересыхала, но перебраться по скользким переходам на другую сторону детворе было сложно, порой невозможно. За Полоем косили траву, ездили туда за грибами. Впадал он в реку Тавду.

Я росла в деревне поблизости, поэтому помню многое. Помню два аккуратных домика в Сосновке, что стояли рядом. Жили в них семьями два брата-близнеца – Серафим Кузьмич и Василий Кузьмич.

Сколько воды утекло с той поры. А вот недавно вновь «прошлась» по знакомым да родным местам. Деревенька эта ещё жива, несколько семей там проживают. Только деревья стали ниже, люди незнакомыми, а старичков забрали дети.

Федора Евграфовна Яркова – уроженка этих мест, здесь и прожила жизнь, а 95-летие (19 октября 2013 года) отмечает в Нижней Тавде.

Сосновка – её родная деревня, её муж Серафим – один из братьев-близнецов, и жили они в одном из тех домиков.

ГОРЬКА СУДЬБА И СЛАДОСТНА…

Родилась Федора Евграфовна в 1918 году в семье колхозников Евграфа Павловича и Анастасии Павловны. Трое детей было: сестра Прасковья, брат Захар и Федора.

Окончила четыре класса Паченской школы (грамота по тем временам немалая) – и в работу! И телятницей была, и дояркой, и ветрогонила на сушилке ночь-полночь, и на прицепе стояла – рычаги «пузом поворачивала». А в войну села на трактор.

–Одни девки на тракторах робили, – рассказывает Федора Евграфовна. – Ох, тяжело было, вместо бензина керосин давали на заправку. Маешься, маешься, а завести не можешь.

Председатель Алексей Захарович Торжков ругается, люди, мол, по небу летают, а вы на земле не можете! Руку так ударила однажды отдачей, сейчас болит.

Вместе с Нюрой Мовшенко, Машей Петрушиной работали, три гектара в день надо было вспахать – норму выполнить. Научились сами управляться: шприцевали подшипники, заправляли, ремонт мелкий делали.

–И на комбайне работала, – утерев глаза, продолжает Федора Евграфовна. Далеко уезжали: в Татаурково, на Светлое, в Вершину, горючее дед подвозил. Бывало, валки застынут, льдом возьмутся, а мы убираем. Зерно ребятишки отвозили на лошадях. Уедут, а ты останешься, пока воду сливаешь. Бежишь обратно в деревню, а волки воют, страшно! С палками бегали. Был случай, когда блок разморозился. Вот механик ругался! Заварили потом. Повыла я за свою жизнь-то…

Помолчав, женщина продолжает:

–После уборки гнали технику на ремонт в МТС в Тавду (в «Сельхозтехнику»). Там день по гудку начинался. А мы же молодые были, в клубе деревенском набесимся и среди ночи бежим в Тавду, чтобы успеть до гудка. Коробку скоростей вытаскивали лошадями. Испростыли все, зимой ремонтировали ведь.

В чём ходили? Фуфайки были. Лён рвали, трепали, ткали – шили одёжу. На ноги топки на лето шили, зимой в валенках. Ели тоже худо. В войну сдавали хлеб, яйца, молоко, шерсть…

Замуж Федора вышла в 1946 году. Вот как вспоминает она об этом:

–На току парень-инвалид работал, с войны пришёл раненый в ногу. Он в весовой сидел, зерно принимал. А я жала. Встретились. И поженились вскоре. Вася с Серафимом навозили лесу из-за Полоя, дом построили. Горница, изба большие были.

В этом доме и прожили жизнь Ярковы. Родили четверых детей: Николая, Нину, Валентину, Галину. Хозяйство держали, огород большой. Федора Евграфовна работала дояркой в колхозе. Всё лето коровы находились в гуртах далеко от деревни. Иногда доярки уезжали туда семьями, жили в избушках, дети помогали. От кровососа в наших краях нет спасенья, а там, где животные, особенно. Дождь пошёл – в грязи по колено и коровы, и доярки. Доили вручную.

–Были тугие коровы, все руки вывертишь, пока подоишь! – рассказывает женщина.

«СЕГОДНЯ ДОБРА НЕ ПЕРЕЖИТЬ»

С недавнего времени Федора Евграфовна проживает в Нижней Тавде. У неё своя квартира, светлая, тёплая, в самом центре. Её получила вдова инвалида Великой Отечественной войны по программе улучшения жилищных условий этой категории граждан.

–Всё есть, добра не пережить, годов бы чуть помене…, – сетует женщина.

Сын Николай рядом, так что под присмотром. Продуктов привезёт, овощей. Сноха Галина – медработник, значит, у мамы свой семейный доктор есть! Другие дети навещают. Шестеро внуков у бабушки, пять правнуков у прабабушки.

Да и сама хозяйка ещё ого! Она вполне самостоятельна. Ходит в магазин, делает покупки. «Заначка всегда есть!» – улыбается 95-летняя моя собеседница.

Как же Вы хороша, Фёдора Евграфовна!

Я тоже оттуда родом, что и эта женщина, знаю всех её детей, помню Серафима Кузьмича. А с Василием Кузьмичом дружили, когда он после смерти жены переехал в Тавду. Мне дороги воспоминания о моих односельчанах, о маленькой деревеньке, родной до боли.

Живите долго, Федора Евграфовна! Пока вы есть, наше поколение эмоционально под защитой.

Автор: Лидия ЛЕБЕДЕВА, Михаил ПЕТЕЛИН (фото)
Теги: Судьбы