Медиакарта
4:58 | 20 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Особая миссия сельской школы

Можно ли сегодня ученикам сельских школ получить качественное образование не хуже, чем в городских условиях? Поищем ответ на этот вопрос на примере Черемшанской основной школы.

Один из плюсов, что в сельские школы пришёл Интернет, в библиотеках имеются хорошие электронные учебники. Но компьютеры быстро устаревают, их не успевают менять. По-прежнему невелика скорость Интернет-связи, не хватает мест свободного доступа к сети. Лучшими в общерайонном рейтинге по материально-технической обеспеченности признаны поселковые школы №2, №1 и Медведевская. Черемшанская основная школа по этому критерию занимает последнюю строку в рейтинговой таблице. Мультимедийным оборудованием обеспечена всего на три процента. Директор Черемшанской школы Татьяна Емельянченко отметила:

– У нас есть электронные учебники, но на всю школу всего три действующих компьютера, и те в плохом состоянии. А мы должны научить 56 учеников работать на них и вести электронный документооборот. Конечно, подстраиваемся под имеющиеся условия и соответственно выстраиваем учебный процесс, стараемся работать с каждым ребёнком. Планируем в этом учебном году приобрести дополнительные компьютеры за счёт экономии денежных средств.

Качество образования во многом зависит от профессиональной подготовки педагогов. Для сельской малочисленной школы нужен учитель, способный не просто передать знания ребенку, а «дать удочку» для самостоятельного их добывания. У городского ученика таких возможностей гораздо больше помимо школы. К тому же там не так остра кадровая проблема, как в селе, где педагоги стареют, а молодёжь в школы устраивается редко.

Наиболее благоприятная обстановка по кадровому составу в нашем районе в школах №1 и №2, в райцентре всё же другой уровень качества жизни. Нынче коллектив Усть-Ламенской школы пополнился пятью педагогами. В Черемшанской школе трудятся десять учителей, у большинства из них – высшее образование. Средний возраст педагогов – 45 лет. К этому учебному году здесь пришлось искать учителей истории и биологии. Удалось справиться с задачей. Истории и обществознанию черемшанских ребятишек обучает Омирбек Мусабаев. Он прибыл к нам в район из Курганской области. Дети довольны его уроками. Географию и биологию преподаёт Наталья Парыгина, выпускница Ишимского педагогического института.

– Я планировала сначала поработать в сельской местности. Меня здесь хорошо приняли: и дети, и коллеги. На уроках использую компьютерные презентации, занимаюсь с ребятишками исследовательской деятельностью. Я получила такую специализацию в институте. Живу пока в общежитии, условия вполне комфортные.

Воспитательная деятельность в Черемшанской школе находится в золотой середине рейтинга. Почти 50 процентов детей занимаются в кружках и секциях. Подробнее рассказывает директор школы:

– В нашей школе активно развивается патриотическое направление. Взяли шефство над памятниками, помогаем председателю Совета ветеранов Валентине Фёдоровне Чалковой в организации мероприятий. Школьный музей работает. Представители школьного совета самоуправления следят за поддержанием чистоты в классах, ведут контроль за дисциплиной и успеваемостью. Определяют лучший класс, учащиеся которого поощряются летом экскурсионной поездкой.

Качество образования также определяется по результатам ЕГЭ. По уровню учебной деятельности в лидерах – Ламенская, Боровлянская и Бескозобовская школы. По словам Т.М. Емельянченко, нынешние девять выпускников Черемшанской школы на государственной итоговой аттестации не получили ни одной двойки, качество составило свыше 60 процентов по русскому языку и математике. Детей за успехи награждают грамотами, педагоги тоже не остаются без внимания.

– За хорошую работу учителя имеют возможность получить денежное вознаграждение, – рассказывает Татьяна Михайловна. – Поводов для пощрения немало: за участие в конкурсах, олимпиадах, за высокую успеваемость. Из стимулирующего фонда преуспевающий во всём учитель за месяц может получить дополнительно к окладу около пяти-семи тысяч рублей. За классное руководство идёт дополнительное вознаграждение. К примеру, если в классе пять учеников, то классный руководитель получит около 400 рублей. Среднемесячная заработная плата в нашей школе составляет 26 тысяч рублей с учётом возможных премий. Я считаю, что это хороший стимул для усердного труда.

Сейчас Черемшанская школа постепенно перестраивается на стандарты второго поколения. В приоритете – индивидуальная работа: и с одарёнными, и со слабыми детьми.

– Для нас это приемлемый вариант, потому что самый большой класс – 10 человек, – отметила директор школы. – В наступившем учебном году всего один первоклассник. В следующем году ожидаем семь первоклашек. Два года назад, когда заступила на должность директора, у меня была цель – преобразовать школу, чтобы всем было комфортно. Внешний имидж школы уже изменился. Во время текущего ремонта построили новую входную группу. Облагородили школьный двор, появилась аллея выпускников. Теперь все силы направили на улучшение качества образования.

По итогам прошлого учебного года в общем рейтинге деятельности Черемшанская школа замыкает оценочную таблицу. В наступившем учебном году черемшанские педагоги намерены переломить ситуацию. Главное их преимущество – в малом количестве учеников. Учителя здесь практически могут заниматься с каждым ребёнком индивидуально. Татьяна Николаевна Хамова двадцать пятый год работает в Черемшанской школе. Сейчас занимает должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе и обучает ребятишек начальных классов. У неё на попечении – один первоклассник и три ученика четвёртого класса. Поинтересовалась у учительницы, как дети занимаются по стандартам второго поколения?

– Конечно, программа намного сложнее, чем раньше, она рассчитана на уже читающих детей, – ответила Татьяна Николаевна. – А то, что она развивающая, так это здорово. Большой плюс – внеурочная деятельность. Дети посещают различные кружки.

Сельские учителя не могут дать такие серьёзные знания, как в элитных городских школах. Но, к счастью, в глубинке учителя «не обезличивают» детей, здесь заметен каждый, а главное, больше внимания уделяется воспитанию. У сельской школы – особая миссия.

Фото Наталии Гладковской

Автор: Оксана Титенко