Во главе старообрядческого движения был протопоп Аввакум. Не человек, а сгусток энергии. В наших краях о нём много сведений, ведь здесь он отбывал свою ссылку в городе Тобольске.
Аввакум родился близ Нижнего Новгорода, в ранней юности женился на сироте Наталье Марковне, которая стала его верной спутницей и опорой на всю жизнь. Некоторые историки считают, что жёны декабристов повторили её подвиг. Путь её мужа был опасным и невероятно трудным. Но, похоже, на все эти муки Аввакум сам себя и свою семью обрекал. Государь Алексей Михайлович был к нему расположен, священнослужители высшего сана искали его расположения, многие бояре брали его сторону в горячих церковных диспутах. Когда в 1653 г. началась реформа церкви, Аввакум, незадолго до этого перебравшийся в Москву, выступил против нововведений Никона. Из Казанского собора, в котором он служил, Аввакум ушёл вместе со своей паствой в «сушило» (сарай), заявив, что в иное время и «конюшни лучше церкви бывают». И начались его мытарства. Его схватили и держали на цепи в подземелье Спасо-Андроникова монастыря, требуя признания церковных реформ. Но Аввакум остался непреклонным. В сентябре 1653 г. его сослали вместе с семьёй в Сибирь. За десять лет побывал в Тобольске, в Якутском и Енисейском острогах, в Даурии (Забайкалье).
Своей принципиальностью он везде восстанавливал против себя церковную и светскую власти, его морили голодом, били кнутом, лишали воды и пищи. Какие страсти бушевали в этом человеке! Какой яркий литературный талант проявил он, отбывая ссылку в г. Пустозёрске за Полярным кругом! Именно там, прежде расстриженный и преданный церковному проклятию, он написал автобиографический очерк «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим». И сегодня это сочинение признают по стилю написания, языку непревзойдённым шедевром древнерусской литературы, изучают в высших учебных заведениях. Из Пустозёрска по всей России отсылал он свои послания к верующим людям, обличая царя и Никона. В 1682 г. по указу царя Фёдора Алексеевича Аввакум «за великие на царский дом хулы» был заживо сожжён в срубе вместе со своими соратниками - попом Лазарем, иноком Епифанием и дьяконом Фёдором.
Гарями во многих местах ответили на это злодеяние староверы. Стойкие хранители веры, раскольники огнём очищались (так они полагали) от никоновской скверны. Представить жутко, что горели целыми семьями, в которых было много детей. Такая же картина повторилась при Петре Великом. Наместники даже испугались, кто же дань будет платить государю?
В ХIХ веке ситуация сгладилась, ярких радетелей за веру и вождей старообрядчества не стало, люди успокоились и стали приспосабливаться к существующим условиям, соблюдая заповеди отцов и дедов. Потомки под воздействием новой пропаганды в ХХ веке от религии отдалились, но старообрядчество как религиозное течение живо и по сей день. Есть центры старой веры на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в центральных районах России.
Из воспоминаний Валентины Гаттаровны Антоненко: "Семья моей свекрови Домны Андреевны Антоненко жила на ул. Космодемьянской. Жили старообрядцы и по ул. Школьной. Это были уважаемые всеми люди, потому что вели достойный образ жизни – трудились, воспитывали детей, помогали близким. Славные люди – так их и называли односельчане. Они не ругались, не сквернословили, были скромными и уважительными людьми. Напротив Елены Парфёновны жил Селивёрстов Егор Иванович, он у них как наставник был. Сохранилась у меня икона, она ничем не отличается от пореформенных икон. Есть старинная книга на старославянском языке и ладанка.
Внимательно рассмотрев изображение Богородицы с младенцем Иисусом на состарившейся от времени иконе, я увидела у Матери Божьей третью руку. Ничего себе, ничем не отличается! Эта икона в старые времена была чудотворной. В Россию копия (список) иконы Богоматери «Троеручица» был принесён иноками в 1661 году. Патриарх Никон установил её в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. Сегодня в собрании музея, как сообщают историки богословия, хранится список, сделанный с той иконы в 1854 году, сам же образ пропал. Есть в московских храмах ещё несколько списков с древней иконы. Известно, что перед казнью русский государь Николай II молился перед иконой Божьей Матери-Троеручицы.
Начало "Троеручицы" по преданию лежит в VIII веке, когда в 717 году на византийский престол вступил император Лев Исаврянин. Он начал гонения на почитателей икон. Живший в Дамаске помощник халифа преподобный Иоанн, напротив, обличал иконоборчество, ссылаясь на Священное Писание. Тогда подложным письмом халифу о том, что его советник собирается завоевать сирийскую столицу (город Дамаск), византийский император добился опалы и казни Иоанну. Ему отрубили кисть правой руки и повесили её на всеобщее обозрение, чтобы другим неповадно было. Иоанн написал слёзное письмо правителю: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана».
Халиф сжалился над Иоанном и велел отдать ему руку. Преподобный закрылся в своей келье и долго молился перед иконой Божьей Матери, а когда утром проснулся, то увидел, что рука его приросла, остался лишь небольшой шрам. В знак благодарности преподобный приделал в нижней части иконы образ руки из серебра. С тех пор икону стали называть "Троеручицей".
Икона, оставшаяся от родителей мужа, выполнена на дереве. Судя по её состоянию, много веков послужила она староверам. Говорят, что и по сей день "Троеручица" – чудодейственная икона. Молятся ей так:
«О, Пресвятая и Преблагая Дева Богородица Мария! Припадаем и поклоняемся тебе пред святою иконой Твоею, помня прославленное чудо Твое, исцелением усеченной десницы преподобного Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное. Его же знамение доныне видимо есть на ней во образе третьей руки, к изображению Твоему приложена. Помоги, Троеручица, в исцелении пречудной Твоею рукой рабы Божьей (имя). И услыши нас, и не лиши нас помощи Твоей Державной. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.»
Осталась в наследство от свекрови кадильница с ручкой – кацея (кация, кацья). Такие кадила существовали долго на Руси, прежде чем появились в XVII веке кадила на цепочках. Это тоже раритет, как и старинная книга. С точки зрения истории, это очень ценные вещи, памятники исторической культуры.
Из воспоминаний Антоненко Людмилы Ивановны, снохи Домны Андреевны Антоненко: "Свекровь была необыкновенно тихой, мудрой и добросердечной женщиной. Я помню и мать её – Елену Парфёновну Амбросимову. В Сорокино они переехали из деревни Козловки. В доме никто не повышал голоса".
Огорелкова Клавдия Васильевна всю жизнь живёт в Большом Сорокино. Долгое время соседствовала со староверами. Как учительнице, ей интересно было наблюдать за своебразным укладом вроде бы простых крестьянских семей, но живущих по каким-то особым правилам.
-Соседки у меня были из семей староверов - Ольга Матвеевна Колмакова и Павла Фёдоровна Ханжина. Дружили, - рассказывает Клавдия Васильевна. - Нравился мне их семейный распорядок. Вели они здоровый образ жизни, были вежливыми. Живя среди местного населения, утрачивали постепенно строгие предписания. Так, Павла Фёдоровна Ханжина вышла замуж за нестарообрядца Ивана Лазаревича, который мог и богохульствовать.
В домах у моих соседей всегда было чисто, аккуратно. Для гостей отдельная посуда. Я думаю, что это правильно с точки зрения гигиены. Была ещё Карпец Ксения Савельевна, она приехала с Урала.
Заведено у них было жить всем сыновьям в одном доме. Если старший брат женат, а отца уже нет, он был за отца, так и называли его: тятенькой. Ксения жила вместе с младшим братом, права голоса она не имела. Все снохи по очереди дежурили по неделе в доме и во дворе. Младшая сноха была молоденькой, в доме дежурить отказывалась – всё работала во дворе. Соседи стали осуждать хозяев, говорить свекрови: «У вас она измёрзнет». Тогда свекровь собрала всех за столом и сказала: «Вот, ребята, так. Будет Ксения дежурить в доме».
А та боялась, что не сумеет, но свекрови страшилась. Однажды испекла хлебушко (да неудачно). Взяла его и выбросила собаке за окно: «На, Грозный, ешь!» А собака горячий хлеб глотать не стала, ждала, когда остынет. А тут тятенька показался. Всё понял, объяснил снохе, что так поступать не надо было. Не страшно, что стряпня не удалась. Надо было остудить булку, а потом телятам скормить.
Все друг с другом разговаривали дружелюбно…
Можно и другие примеры привести из жизни старообрядцев в Сорокинском районе.
Если каждому сельскому жителю, чьи корни в этой земле, глубже заглянуть в историю своей семьи, то отголоски далёкого прошлого обнаружатся непременно и предания старины глубокой отзовутся звоном колоколов старинных церквей.