Живописцы малюют этот мир. Они грунтуют холст, затем наносят на него краски. Художник-график, занимающийся гравюрой, творит иначе. Свой мир, своё видение он прорезает, процарапывает, протравливает… Он работает не с холстом, но (как правило) с металлом, а это уже совсем другая психология взаимоотношений.
Потом, конечно, рисунок, прорезанный на медной либо цинковой пластине, переносят на бумагу, и получается то, что видим мы на выставках… Да и в любом доме, где хранится десяток книг, можно встретить плоды творчества художников-графиков, ведь иллюстрация была и остаётся наиболее частой сферой применения мастеров офорта и линогравюры, повелителей сухой иглы*.
Николая Домашенко, встретившегося с тоболяками на открытии своей выставки в павильоне «Вольница» (ТК «Ермак»), в художественных кругах с почтением называют «отцом сухой иглы». Он работает в различных техниках, но охотно признаёт, что «игла» ему ближе.
– Диапазон тональной насыщенности в этой технике гораздо шире, богаче, если угодно, чем в какой-нибудь другой гравюре. Штрихи получаются как очень глубокие, так и еле уловимые.
На тобольской выставке представлены различные образчики искусства гравюры. Более 120 работ. С великой радостью встречаю старых друзей – в маленькой моей библиотеке есть томик Гоголя с иллюстрациями Домашенко… А вот ещё! Сборник Стругацких «Гадкие лебеди» – и в нём тоже, оказывается, гравюры от Николая Ивановича.
Ну как же тесен всё-таки этот мир. Есть эти замечательные книги с незабываемыми иллюстрациями, и есть их Автор. И вот он в Тобольске. Да что там – прямо передо мной.
– Николай Иванович, вы по рождению иркутянин. Это значит, что с детства – просторы без конца-края, летне-осеннее буйство красок, зимняя снежная глубина. Вот быть бы вам живописцем… Откуда пристрастие к графике? Или оно появилось позже, когда вы перебрались в город чётких линий – Санкт-Петербург?
– В Иркутске я занимался в кружке «Изо» при Дворце пионеров. Наш преподаватель Елена Николаевна Левина создала там почти домашнюю атмосферу. Мы рисовали, а Елена Николаевна читала нам Пушкина, Гоголя, Толстого, Горького, Чехова. И все композиции мы делали на основе литературных сюжетов. Наверное, оттуда моя любовь, особенно к Гоголю и Пушкину, к литературе вообще. Отсюда тяга к работе с книгами… И тогда же Елена Николаевна сказала мне: «Коля, вы будете графиком».
– Трудно вживались в Питер?
– Я в 1982 году перебрался. А как вжился, даже и не заметил… Петербург – прохладный город. А я жару очень не люблю. И психологически мне комфортно на Неве. За честь счёл также и то, что вошёл в славное сообщество питерских графиков.
– Что самое сложное в искусстве гравюры?
– Сохранить трепет первого замысла. Ведь гравюра рождается долго. Это – сложный процесс. Переносишь эскиз на доску и, пока забиваешь её – режешь, обрабатываешь… За всеми этими техническими процедурами очень сложно удержать невесомое ощущение чуда первого чувства. Не удержишь – получишь простую картинку-репродукцию.
– Тобольск тесно связан историческими узами и с Иркутском, и с Петербургом. Сама Судьба привела вас сюда?
– Судьба в лице конкретного человека – Аркадия Григорьевича Елфимова. Он предложил мне поучаствовать в выставочной деятельности фонда «Возрождение Тобольска», а я не отказался.
А с Тобольском мы должны были встретиться. Очень много общего… Давняя моя тема – декаб-ристы. Многое сейчас переоценивают в отношении этих людей, но меня эти сыны Отечества вдохновляют по-прежнему.
Живописцы грунтуют холст, а потом малюют мир. Художник-график Домашенко берёт медную пластину и острой иглой прорезает на ней чудо-образы. И когда из-под специального пресса появляется затем гравюра, хранящая трепет первого замысла, возникает невесомое ощущение Чуда.
Дмитрий КАРАСИЕР
Юрий ПОПОВ (фото)