Медиакарта
0:28 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Тайна «заказа Наркомата»

Тайна «заказа Наркомата»
09:15 | 28 октября 2013

Судьба человека неразрывно связана с историей города, в котором он живёт, с историей предприятия, на котором он работает. Так случилось и с Нонной Георгиевной Ишановой, которая в военную годину, будучи тринадцатилетним подростком, из детдома пошла работать на Ишимский машзавод № 6. Обратившись в госархив за документальным подтверждением данного факта своей биографии, она инициировала изучение документов предприятия, от деятельности которого остались лишь несколько годовых отчётов да воспоминания старожилов.
Завод № 6
Из исторической справки, составленной директором завода З.А. Мамутом, следует, что Ишимский машиностроительный завод Главпищемаша организован в 1942 году на площадях спиртоводочного завода. Подчинялся он Министерству пищевой промышленности СССР и занимался изготовлением машин для спиртоводочного, пивоваренного производств и производства безалкогольных напитков. Главное здание, где размещались механический и водочный цеха, а также контора, располагалось по адресу: ул. К. Маркса, 10 (ныне – № 4). За предприятием числились также гараж, электростанция, водокачка, столовая, склады и т. д. – всего около трёх с половиной десятков зданий и сооружений. В структуру предприятия входили заводоуправление (директор, заместитель, главный инженер), отделы (планово-производственный, технический, главного механика), ОТК и лаборатория, электростанция, паровичная, а также цеха: литейно-модельный, кузнечно-котельный, механосборочный, ремонтный, инструментальный и «деревообделывающий». В 1944 году был оборудован медпункт. Документы по личному составу машзавода № 6 свидетельствуют, что основной набор кадров и руководящего состава начался в январе 1942 года. Специалисты на должности начальников отделов назначались Главпищемашем и командировались в Ишим из других городов. Из них высшее образование имели двое – старший технолог и главный инженер. Согласно анкетным данным, заводом руководили: с 1942 года – Владимир Степанович Тарашевский (образование низшее, член ВКПб), коммерческий директор Рувим Мейрович Плетижский (образование среднее, беспартийный, во время войны с Германией служил рядовым, был в плену в 1915-1918 годах); в 1944-1947 годах – Георгий Игнатьевич Новиков (образование среднее, член ВКП(б), воинское звание – младший лейтенант); в 1948-1949 годах – В.И. Бочаров; с 1950 г. – и. о. директора Зюнь Абрамович Мамут (образование среднее, член ВКП(б), бывший начальник отдела снабжения завода).
Численность работников завода колебалась от 240 до 300 человек. В отчёте завода за 1943 год перечислены токари, слесари, строгальщики, сверловщики, кузнецы, формовщики, модельщики и другие. Около ста рабочих и служащих водочного производства, не занятых по специальности в связи с временной остановкой этого производства, «использовались на разных работах по ремонту, монтажу и демонтажу оборудования и переоборудования завода в целом…» Рабочий день продолжался 11 часов, а у работников транспорта – 12 часов. Ученики, не достигшие 16-ти лет, работали на два часа меньше. За опоздания и невыходы на работу «снимали» по 200 граммов хлеба из пайка, увольняли с работы или отдавали под суд.
Что выпускал завод
Со слов Нонны Георгиевны, завод выпускал запчасти для военных самолётов, и она выполняла одну из операций, работая на станке револьверщицей. Старожилы также рассказывают, что завод выпускал боеприпасы для фронта. Однако скудная документальная информация, сохранившаяся в фондах Ишимского госархива, уверяет, что машзавод № 6 выпускал вполне мирную продукцию: «Московская водка особая, спирт-ректификат для питьевых целей, водочные изделия, денатурат…», водка «Зубровка», мыло хозяйственное. Для их изготовления на складе хранили «корень фиалок, помиранция, (…) колгановый; полынь горькую, душицу, донник, мелису, мускатный орех, трифель, тминное и анисовое семя, (...) траву зубровую и др.» Для пищевой промышленности машзавод производил вертикальные насосы, приводы к заторным чанам, газогенераторные установки «ЗиС», аппараты Микка, мешалки Русселя, водогрейные котелки и пр. Выпуск пищевой продукции и машин для её выработки оправдывает принадлежность машзавода № 6 к Главпищемашу. Но, оказывается, основная цель развёртывания данного производства заключалась в выпуске изделий с таинственными названиями – «заказ Наркомата № 1» и «заказ Наркомата № 2». Для выполнения плана по исполнению этих заказов машзавод ежегодно снабжался материалами: чугун-чушка, сталь, цветные металлы, смазочные масла и др. В одной из описей ценностей завода значатся цинк, карбид, кислота соляная, ферросилиций и др.
В пояснительной записке к годовому отчёту завода сказано, что к началу 1943 года завод ещё не был готов к «выполнению установленной технически сложной производственной программы» из-за слабой энергобазы, отсутствия материалов и квалифицированных кадров: Главпищемаш и Бузулукский завод не поставили электродвигатели для выработки энергии, и завод был вынужден установить имеющийся электродвигатель ЧТЗ старой конструкции мощностью 60 лошадиных сил, а этого было недостаточно для требований производства; также Нижне-Тагильский завод не обеспечил вовремя бригадой специалистов в помощь для освоения нового производства.
Станки, инструмент и прочее оборудование на Ишимский машзавод № 6 поступали от Нижне-Тагильского, Бузулукского, Бийского и Ростовского заводов, а также из освобождённых районов Украины. Однако всё это было настолько устаревшим и изношенным, что «некоторые работы и изделия невозможно было производить». Отсутствие на первых порах собственной лаборатории для ежедневных химических и механических испытаний и анализов сказывалось на качестве продукции. Тем не менее выпуск изделий «заказа Наркомата № 1» к июлю 1943 года был поставлен на поток. Как свидетельствуют документы, «всё наличное оборудование завода, а также все квалифицированные рабочие были переключены на подготовку по изготовлению приспособлений, штампов и инструмента в ущерб программе по гражданской продукции». Однако к концу сентября того же года Главпищемаш неожиданно свернул данное производство и выставил новое задание по изготовлению изделий «заказа Наркомата № 2». Новое производство потребовало полной перестройки и переоснастки всего завода, оборудование подверглось капитальному ремонту, были изготовлены новые формовочные машины и ряд приспособлений. Реконструкция заняла чуть больше месяца. «К концу ноября была изготовлена первая партия Наркомата № 2, а в декабре план… был выполнен на 101 %. Полигонные испытания дали хорошие результаты. Из-за отсутствия спецукупорки не произведена отгрузка». Более трёх лет ишимцы поставляли фронту изделия, названия которых в документах строго шифровались, но всё же были на слуху у жителей города. Даже при междугородных переговорах пользовались паролями: у директора завода был пароль «Дон», у начальника спецотдела – «Амур», у главного инженера – «Обь», у заместителя директора – «Ишим». Начиная с 1945 года, в связи со снятием «заказа Наркомата № 2», машзавод № 6 выпускал «исключительно гражданскую продукцию на тех же площадях и частично на том же оборудовании», увеличив ассортимент и освоив выпуск новых видов изделий. Завод № 6 официально не был отнесён к военным заводам. Но в его арсенале были специфические станки, оборудование и материалы для производства изделий по «заказам Наркомата». Сохранилась опись военпреда, в которой числятся достаточно дорогие инструменты и приспособления для высокоточного измерения. Имеются сведения о полигонных испытаниях и «спецукупорке специзделий», для которых изготавливались на заводе «пояски снар. кр. меди».
Гриф «секретно» снят
Тайна «заказов Наркомата» так бы и осталась нераскрытой, но в августе 2013 года с некоторых документов машзавода № 6 был снят гриф секретности, и они возвращены в архив для дальнейшего государственного хранения. Из этих бумаг следует, что в период с 1942 по 1945 годы машзавод выпускал боеприпасы «45 мм осколочной гранаты сталистого чугуна к противотанковым и танковым пушкам образца 1932/37 г., 1934 г., 1942 г.» количеством до 5 000 штук в месяц, несмотря на то что «производственные площади завода невелики и расположены в здании, ранее использовавшемся под выпуск спиртоводочной продукции, на втором этаже…» В одном из документов есть сведения о выпуске машзаводом № 6 снарядов марки М-50. В 1945 году, после полного прекращения выпуска военной продукции, завод заложил в мобилизационный резерв всё спецоборудование, инструмент и приспособления на сумму 119 043 руб. 30 коп. Туда же заложены техническая документация, материалы и «полуфабрикаты (фаспрутки) по производству элементов боеприпасов в размере двухнедельной потребности из расчёта на полный выпуск снарядов ОС-45». Многочисленные акты, справки, отчёты в документах завода говорят о частых проверках состояния спецмобрезерва различными инстанциями, после которых завод проводил паспортизацию имущества, восстанавливал комплектность оборудования и каждые полгода подавал «сведения о состоянии спецзакладки», сообщая, что хранящееся «специмущество находится в хорошем состоянии: хорошо смазано пушечной смазкой, аккуратно завёрнуто в бумагу и уложено в ящики; следов коррозии не имеется…» Мобрезерв хранился в Ишиме пять лет. В соответствии с приказом № 2 Главпищемаша от 9 января 1950 года Ишимский машзавод № 6 «отгрузил в адрес Киевского машзавода всё заложенное в моб-резерв специмущество» по производству осколочных гранат ОС-45. В марте того же года, «в связи с ликвидацией (…) машзавода и передачей его в систему Главликёрводки для организации Ишимского ликёро-водочного завода», все работники были освобождены от занимаемых должностей и переведены на ЛВЗ. Специалисты, присланные из других городов, также были уволены и откомандированы в распоряжение Главпищемаша. Так закончилась история завода, на котором в годы войны героически трудились ишимцы, зарабатывая не славу, но честь, мечтая о мирном небе и счастливом будущем. Самоотверженный труд подростков, стариков, женщин был нормой жизни.
Отдельных слов признания ждут от нас тогдашние школьники-подростки, трудоустройство которых, по всей вероятности, не было официальным, поскольку в списочном составе завода не значатся работники младше 16 лет. Но именно о них идёт речь в отчёте завода за 1943 год: «…среди имеющихся малоквалифицированных рабочих подавляющее большинство – молодёжь 29-28-27 года рождения…» Именно для них была открыта при заводе школа ФЗО (фабрично-заводского обучения) и приказом обозначен рабочий день до 15 часов. Госархив бережно хранит для потомков списки стахановцев завода, ударников труда, списки награждённых орденами и медалями. Эти документы ещё ждут своих исследователей, которые сберегут в памяти народа подвиг наших дедушек и бабушек, отцов и матерей.
Лариса Оленькова, заместитель директора ГБУТО «Государственный архив в г. Ишиме».

Автор: Лариса Оленькова