Откуда взялись дороги, как появились? Наверное, возникли после того, как наши предки перешли к оседлому образу жизни. Вот тогда и протоптал сосед к соседу сначала тропинку, чтобы в гости ходить, а после и дорожку проложил, чтобы и конному, и пешему путь легче был. Как бы то ни было, именно тогда человек задумался о том, чтобы сделать дорогу удобной. Со временем строительство дорог стало делом государственным.
В книге Г. Ноздрина «Очерки истории села Абатского конца XVII – начала XX века» рассказывается, что «абатский отрезок дороги стал действующим при губернаторе М.М. Сперанском в 1822 году, согласно «Уставу сухопутных сообщений в Сибири». «По тракту шло основное грузовое движение и действовало круглогодично. Он играл существенную роль в развитии села в XVIII в.». В новейшей истории значение федеральной транссибирской автомагистрали, проходящей через наш район, огромно не только для экономики Абатского района, но и для Тюменской области и России.
Строительство дорог в нашем районе велось и, нужно верить, будет продолжаться. О том, с какими результатами завершается сезон дорожных работ 2013 года, прошу рассказать И. Васильева, главу района.
- В октябре мы отмечаем День работников дорожного хозяйства и День водителя. Так что, можно сказать, что первые вторым к празднику подарок сделали, - шуткой начинает разговор Игорь Юрьевич. – Если быть серьёзным, то в течение этого года немало выполнено работ по ремонту и строительству дорог в нашем районе. Начать, наверное, следует с того, что все дороги у нас подразделяются на три категории: федеральные, региональные и муниципальные.
О федеральных скажем чуть позже, а начнём с региональных. Это те дороги, что соединяют населённые пункты района, их у нас 65. И в этом году полностью завершено строительство дороги с твёрдым покрытием от райцентра до с. Болдырево. Участок дороги протяжённостью шесть километров 127 метров заасфальтирован в текущем году.
Что касается муниципальных дорог, то есть тех, что проходят в пределах населённых пунктов, в этом году ремонт их вёлся только в с. Абатском. Проводился он на улицах: 1 Мая, Колхозная и Обороны. Общая протяжённость отремонтированных участков два километра 569 метров. Нужно отметить, что здесь не обошлось без новшеств. Ремонт улиц был сделан по новым стандартам. В план работ изначально закладывались не только проезжая часть и тротуары, но и подъезды к жилым домам. Что, несомненно, удобно для жителей. В будущем же такая практика станет обязательной.
Говоря о благоустройстве райцентра, нельзя не обратить внимание на то, как быстро и красиво оформили этим летом площадь перед торговым центром по улице Ленина. Тут и клумба, и стоянка для авто, и тротуар для пешеходов, и освещение.
Это целиком наша инициатива. Работы были выполнены по решению администрации района за счёт перевыполнения доходной части местного бюджета 2012 года.
Если уж речь зашла «не о дорогах», в 2013 году у нас проводились подобные работы ещё и в рамках софинансирования. Это два конкретных объекта. В селе Болдырево на совместные средства департамента АПК Тюменской области и ПСХК «Болдыревский» были заасфальтированы подъезды к молочнотоварной ферме, а в с. Конёво ЗАО «Племзавод – Юбилейный» благоустроило (заасфальтировало) большую площадку. На ней разместятся и техника, и зерносклад, и пункт заправки ГСМ, и административное помещение. Данная компания «зашла» на территорию Абатского района в качестве инвестора в отрасли растениеводство.
Интересуюсь планами по строительству и ремонту дорог на будущий год.
-
Планы есть, сметы составлены, определены приоритетные направления совместно с Главным управлением автомобильных дорог Тюменской области, - следует ответ, - всё зависит не только от нашего желания, но ещё и от бюджетного финансирования.
Возвращаясь к началу разговора, прошу рассказать о ремонте федеральной автодороги, что проходит по территории района.
-
В этом году на федеральной трассе был отремонтирован участок с 338-й по 348-й километр. Велись ремонтные работы и у села Тушнолобово. Они не завершены. Сегодня однозначно можно утверждать, что в следующем 2014 году ремонтные работы на федеральной дороге в Абатском районе будут продолжены, - объясняет Игорь Юрьевич. – Здесь также всё зависит от объёма бюджетного финансирования. - Ремонт дорог дело очень затратное. К примеру, на ремонт моста через р. Ишим в этом году было затрачено 74 миллиона рублей! Такая солидная цифра.
Сегодня, проезжая по мосту, жители района и его гости с содроганием вспоминают то, в каком состоянии он находился всего лишь чуть больше года назад. Рытвины, ямы, колдобины. А с началом ремонта добавились и многочасовые автомобильные пробки… И как же хорошо, что всё это «удовольствие» осталось в прошлом.
- Состояние моста стало вызывать тревогу не только у администрации района, но и у наших жителей, - отметил Игорь Юрьевич. - Люди начали призывать нас принять меры: писали письма, звонили, обращались лично. Администрация района неоднократно через районную газету «Сельская новь» информировала население о своих действиях в связи с неудовлетворительным состоянием федерального моста.
Так как мост находится на участке федеральной автодороги и относится к федеральной собственности, то, в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, подлежит содержанию, обслуживанию и капитальному ремонту исключительно за счёт средств федерального бюджета. Как бы то ни было, аварийное состояние моста и возможные последствия полной остановки движения по нему не могли не вызвать беспокойства не только у нас, но и у Правительства Тюменской области. В связи с этим были приняты все меры по информированию собственника о состоянии моста, частым транспортным пробкам, возможным последствиям остановки движения и необходимости проведения срочного ремонта. Соответствующие письма были направлены в адрес руководства ФКУ «Уралуправтодор» г. Екатеринбурга и Правительства области. 10 октября 2012 г. было проведено комиссионное обследование моста представителями компетентных федеральных структур и принято решение о проведении ремонтных работ. И уже 26 октября на электронной площадке состоялся аукцион по определению подрядной организации на капитальный ремонт федерального автомобильного моста в Абатском районе, по результатам которого контракт на выполнение ремонта моста был заключён с подрядной организацией ООО «Подъём Мост-Сервис».
Это надёжная организация, которая уже неоднократно проводила работы на территории нашего района и успела себя отлично зарекомендовать. Надо сказать, что и в этот раз они справились с поставленной задачей хорошо. Ведь провести ремонтные работы, не останавливая движение транспорта по мосту, – это не простая задача.
Нужно отметить и то, что за ремонтными работами вёлся постоянный контроль и за их ходом наблюдали не только наши специалисты. В начале февраля 2013 года в районе с рабочим визитом побывали начальник ФГУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» И. Зубарев, генеральный директор ОАО «ТОДЭП» Ю. Зинчук, начальник филиала ФКУ «Уралуправтодор» в г. Тюмени А. Гандалоев, они посетили объект капитального ремонта.
В свою очередь, в администрации мы неоднократно проводили рабочие совещания, в ходе которых рассматривалась такая проблема и пути её решения, как: транспортное сообщение на период ремонта федерального моста между районным центром - с. Абатское и территориями сельских поселений, находящимися за рекой Ишим. Их там расположено шесть и было необходимо обеспечить пропуск на ремонтируемом объекте транспортных средств служб экстренного реагирования (скорой медицинской помощи, пожарной службы, службы газа, автобусов, пассажирского автотранспортного сообщения и др.).
Сделать это было нелегко ввиду скопления большого количества транзитных транспортных средств на ремонтируемом объекте после установки одностороннего движения на мосту. Ведь, по статистике, через наш мост каждые сутки проходит около семи тысяч различных транспортных средств. Нужно учитывать ещё и то, что количество их увеличивается в летнее время, то есть в сезон отпусков. Так что трудности нас ждали серьёзные. Надо отметить, что мы с ними справились, 20 октября текущего года, в соответствии с условиями государственного контракта, федеральный мост через р. Ишим введён в эксплуатацию после капитального ремонта.