Медиакарта
18:21 | 24 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Духовными путями Черногории

Духовными путями       Черногории
16:15 | 05 ноября 2013
Источник: Призыв

Жемчужное ожерелье земли

Хотя Черногория интереснейшая и красивейшая страна и к тому же преимущественно православная – 75 процентов населения исповедуют православие – мы, надо признаться, не очень ясно представляем себе её облик. Конечно, каждый читал Пушкина, и из глубин памяти всплывает:

Черногорцы? Что такое?

Бонапарте вопросил.

Правда ль: это племя злое,

Не боится наших сил...

Злое, надо понимать, по отношению к захватчикам и поработителям. Все знают о многовековом османском иге. О том, как маленький, гордый, мужественный народ боролся за свободу. Именно в этих краях обожали Пушкина. Один из правителей Черногории Пётр II называл его «счастливым поэтом великого народа». Но, пожалуй, никто так ярко, живописно и достоверно не описывал Черногорию, как Байрон. Помните: «В момент рождения нашей планеты самая прекрасная встреча суши и моря несомненно случилась на побережье Черногории. Когда были рассыпаны жемчужины природы, целые пригоршни упали на эту землю». Это написано было в XIX веке, но и сегодня, как тогда, Черногория восхищает, как великолепное жемчужное ожерелье.

Всем известны и трагические страницы недавнего прошлого. 2001 год. Сербское правительство тайно и вероломно, в нарушение Конституции, пренебрегая позицией Черногории – второго полноправного субъекта федерации Югославия – выдало на расправу Гаагскому трибуналу бывшего президента Слободана Милошевича. Весь мир напрягся. В самой Сербии надолго поселился дух войны и внутреннего раскола. Душа народа рвалась на части. Всем известно, что России, политикам, миротворцам, журналистам, людям доброй воли, удалось реально повлиять на ситуацию на Балканах, не позволив Америке получить видимость всемирной поддержки... А какая Черногория сейчас? Тут, впрочем, мы тоже в некоторой степени определёнными знаниями вооружены. Известно, что во всём мире страну называют Монтенегро (итальянское название Черногории). Что население страны всего около 650 тысяч человек. Преимущественно славяне. 75 процентов – черногорцы, чуть более тридцати – сербы, боснийцев – менее десяти процентов. На слуху города – Подгородица, Цетинье, Будва, Тиват. Все, безусловно, слышали об Адриатике. Астронавты считают, что у Адриатического моря самый насыщенный голубой цвет. Оно чистое-чистое! Это на самом деле чудо из чудес.

Общеизвестно, что черногорцы – самый гостеприимный и доброжелательный народ. Особую радость проявляет при виде россиян. У черногорцев даже есть пословица: «Нас и русских 150 миллионов, а без русских – два грузовичка и тележка». Что ритм жизни черногорцев отличается неторопливостью. Население сельское в основном, которое не видит в суете большого резона. Здесь 240 солнечных дней в году, невероятной красоты горы, высотою до неба, непохожие на наши леса.

Что касается родства двух народов, русского и черногорского, оно находит всё новые и новые подтверждения: российский скульптор Александр Таратынов создал здесь памятник Александру Сергеевичу Пушкину, вдохновенно читающему стихи Наталье Николаевне Гончаровой. Ему же принадлежит авторство памятника Владимиру Семёновичу Высоцкому, которого знают и любят в Черногории. А над духовной столицей Черногории Подгорицей звонят воронежские колокола.

Итак, «багаж данных» набирается. Но он невелик – наши писатели и журналисты нечасто пишут о маленькой красивой стране. Да и далековато. На перелёты уходит много времени и средств (евро дорожает). Но коли уж мы здесь, по воле жюри межрегионального фестиваля-конкурса в Тобольске «Православие и СМИ», попробую поразмышлять, какая она, Черногория. Не только красивая и интересная. Она богатая с духовной точки зрения! Хотя её называют страной 2000 святынь, святынь на самом деле гораздо больше.

Вернусь к нынешнему фестивалю «Православие и СМИ» в Тобольске. Вот и не верь в чудеса! Был обычный, насыщенный мероприятиями журналистский форум. И под занавес, как чудо, награждение паломническим туром в Черногорию двух авторов, в том числе меня. Инициатива наших ямальских коллег – «за верность теме», за интересные публикации на протяжении всего времени, что существует фестиваль. Хочется адресовать ямальцам слова глубокой признательности! И, конечно, Тобольско-Тюменской епархии. Позволю себе маленькое откровение: в многочисленных записочках-требах «за здравие» я вписывала первым имя владыки Димитрия, молилась за епархию, Святую Софию в Тобольске и Святую Троицу в Юрге. За тех близких, кому трудно и сложно, из числа которых и я сама. Все дни меня сопровождало в дороге благословение архиепископа Тобольского и Тюменского – маленькая икона Николая Чудотворца. Молитвенная признательность Департаменту информационной политики, Союзу журналистов Тюменской области, представляющим жюри фестиваля. Впечатления от паломнического тура и самой Черногории непередаваемые, чудесные. Это, как совершенно справедливо писал в XIX веке лорд Байрон, – самая прекрасная встреча. Мы «запаслись» теплом и светом, и, хочется верить, силой духа.

В край добра и чудес

В край добра и чудес

С прежним рвусь интересом.

Я из тех самых мест, где семь вёрст до небес

И всё лесом, всё лесом…

Прилетаем в Тиват. Море солнца. И, собственно, само море. Волшебная Адриатика. Моя спутница – журналист, редактор Упоровской районной газеты Татьяна Александровна Седова, «золотое перо Тюменской прессы». Стойкий человечек – в судьбе удар за ударом. У неё страшно была больна мама. От рака умер отец. Потом пришла новая беда. Сестра: диагноз, как удар грома – рак. Племянник Кирилл остался без попечения родителей. И в это же время девочка одна сельская попала в беду. Татьяна Александровна не оставила деток. Вырастила, воспитала. Девочка, теперь девушка, получает духовное образование. Учится в Тобольской духовной семинарии на иконописном отделении. Сама Татьяна Александровна едет по воскресеньям из села, где живёт, в Упорово на церковную службу. А ещё её там ждут дети – воспитанники Воскресной школы. Она преподаёт основы православия. В Тобольском фестивале-конкурсе участвует с первых лет его существования. Была обладательницей самых престижных наград.

Устраиваемся в отеле «Белло Порто», очаровательном, в венецианском стиле: бархат стульев с резными спинками, картины в изысканном обрамлении, золото обоев. Солнечно улыбается администратор, мельком глянув в паспорт, возвращает:

– Како се зовёте? Татьяна?

Вся информация в отеле – на русском языке. Вообще в Монтенегро много надписей на кириллице. Обслуживающий персонал «Белло Порто» прекрасно понимает по-русски, а некоторые просто блестяще изъясняются. До моря – ближе, чем до соседнего кабинета. Первая береговая линия. Безмерно благодарны турфирме «Панорама»: поближе к морю – это наше пожелание. Ещё три дня назад я жутко переживала: что и как. А сейчас такое ощущение, что в сказку попала.

Страна 2000 святынь

В программе посещение главных православных святынь. Наутро литургия в храме Святой Троицы Старой Будвы. Из-за разницы часовых поясов не могу спать по утрам. Просыпаюсь в шесть по Юрге, а за окном отеля шумит море, и тьма кромешная: два часа ночи. В номере две комнаты, два телевизора. Фильмы, которые показывают здешние каналы, сплошь русские. В первое утро посмотрела «Офицеров» с Юматовым и Лановым.

Не завтракая, спешим на остановку автобуса, где нас должен забрать экспресс, сопровождающий паломнический тур. Юбки в пол, на головах светлые платки. Наш гид «вычислил» бы нас из тысячи. Место для стоянки рядом с отелем. Улочка круто идёт вверх. Как разворачиваются и разъезжаются десятки и сотни машин – уму непостижимо. Вообще ДТП, надо заметить, на горных дорогах и в городах – явление крайне редкое. В стране есть и другой, очень популярный вид транспорта – катера, лодки, корабли. В этом смысле Черногория – сестра Венеции.

Старая Будва. Улочки узкие, выложенные камнем. Дома соседствуют друг с другом на расстоянии вытянутых рук. Будву называют городом двух религий. Это не совсем правильно, поскольку подавляющее большинство жителей и гостей города исповедует православие. Среди людей, постоянно проживающих в Будве или её окрестностях, есть небольшой процент тех, кто исповедует католицизм (хотя это, как правило, поселившиеся в Черногории выходцы из западно-европейских стран). Два старейших из сохранившихся храмов Будвы – православный и католический – имеют одну общую стену. Православная Будва принадлежит Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви. Две значимых православных святыни Будвы находятся в Старом городе. Уже упоминавшаяся выше католическая церковь Девы Марии делит одну из стен с расположенным правее зданием православной церкви Святого Саввы, основателя Сербской православной церкви. Это совсем небольшой храм, в настоящий момент он не действует. Зато эта духовная святыня одна из древнейших. На стенах церкви фрагменты фресок середины XII века. По преданию, с того места, где сейчас стоит церковь, Святой Савва Сербский отправился в паломничество в Иерусалим.

Рядом находится действующая православная церковь Святой Троицы, построенная в 1804 году. Здесь с девяти утра литургия. Я считаю высшей благодатью возможность поучаствовать в литургии, исповедаться и причаститься. Высокий иконостас в барочном стиле и два портала, украшенные яркими фресками с позолотой. Красивые голоса церковного хора. Вообще красота здешних духовных песнопений – отдельная тема. Так высоко, так возвышенно, так проникновенно, что слёзы из глаз от такой высоты.

Греша

Внушительного вида настоятель – богатырского сложения, с густой чёрно-пепельной бородой, водопадом спадающей на широкую грудь, с чёрными проницательными глазами и трубным голосом. Мы готовились, поэтому идём на исповедь. Столько искренней радости в глазах батюшки при упоминании наших русских имён. Для меня исповедь – тяжкое испытание: от боли сводит дыхание, я плачу, рассказывая о том, что за душой. Аналогия по поводу: подруга Татьяна поведала историю о том, как однажды в Московском храме Святого Митрофана Воронежского исповедался её зять Григорий. «Как зовут?» – спросил его настоятель. «Гриша» – ответил тот. «Не Гриша – греша», – снисходительно пошутил священнослужитель. Вот и я – греша. Стою на исповеди. Божий ставленник просто, понятно и мудро отвечает на мои вопросы. Говорит слова всепрощения и допускает к причастию. С внутренней уверенностью, что всё будет, как сказал батюшка, ставлю свечи за здравие и упокой, покупаю иконки в церковной лавке. Общаемся с православными прихожанами. Говорю по-русски, они отвечают по-черногорски, но понимаем друг друга.

Черногорцы – красивые люди: правильные черты лица, тёмные глаза, смуглая кожа. Особая стать. Живой поток местных прихожан и паломников к кресту Господню. Что характерно, маленькие дети служат в храме Святой Троицы, поют, принимают причастие. Я с сожалением думаю о том, что рядом нет моих деток. Здесь благодать неземная.

После литургии пешая экскурсия-знакомство с древнейшим городом Адриатического побережья Будва. Трудно представить, но Будве уже более 2500 лет. Упоминается, как «Бутуа» у Софокла в V веке до н.э. Щедрое мягкое тепло и солнце благоволят прогулке по улочкам и площадям Старого Града. Наш Вадим – православный русскоговорящий экскурсовод с богословским образованием – много рассказывает об истории православных святынь этого самого романтического города приморья.

Черногорские церкви, как мы смогли заметить, имеют достаточно традиционную архитектуру: серый камень, полукруглая апсида с шатровой крышей, перед входом – одно-, двух- или трёхколокольная звонница. Среди других православных храмов Будвы и окрестностей церковь Святого Креста XIV века (фрески в храме – начала XVII века), храм Святого Апостола Фомы XIV века, храмы Святого Илии и Святого Воскресения Господня близ Петроваца (оба храма XV века), церковь Святителя Николая XIX века на одноимённом острове. День очень плотный. После обеда мы едем в монастыри Будванской ривьеры. Смотрю во все глаза. Город-сказка, город-легенда утопает в райских садах: созревающие гранаты, смоковница (или инжир), мандарины, лимоны, апельсины, айва, хурма. Пламенеет олеандр – дитя Адриатики и Средиземноморья, цветок, воспетый Гарсиа Лоркой. Пальмы, самшит, другие неведомые мне экзотические растения. Земной рай! Интересно, что на Рождество черногорцы наряжают не хвойное дерево, а мелколистный дуб.

От свечи до свечи

Подострог, Прасквица, Режевичи – всё это названия будванских монастырей. В Черногории монастыри больше известны по названиям-прозвищам, связанным обычно с особенностями месторасположения. К примеру, Прасквица («персик» по-русски) так называется потому, что вода в ручье близ монастыря имеет необычный персиковый запах. Черногорские монастыри не похожи на среднерусские обители, обнесённые мощными крепостными стенами: одна, ну, может быть, две небольших церкви, насельников можно пересчитать по пальцам – если, конечно, речь не идёт о крупных монастырях, как Цетиньский, Острог или Морача. В любом случае, объединяет их то, что каждый монастырь имеет свою древнюю историю, и везде рады гостям, особенно братьям и сестрам из России.

Женский монастырь Подластва находится в трёх с половиной километрах от Будвы в направлении Котора. Комплекс обители составляют церковь Рождества Богородицы и монастырские кельи. Храм Рождества Богородицы построен на месте раннехристианской базилики V века и обновлен после землетрясения 1979 года. Святитель Петр Цетиньский, правивший Черногорией в первой половине XIX века, вёл здесь переговоры с французами в ходе наполеоновских войн. На территории монастыря воздвигнут поклонный крест в память жертв гражданской войны в Югославии в 1992 году.

Монастырь Режевичи находится между Свети-Стефаном и Петровацем. В монастырский комплекс входят две церкви, развалины третьей церкви и монашеские кельи. Меньший храм построен Стефаном Первовенчанным в XII веке и посвящён Успению Пресвятой Богородицы. Вторую церковь в стенах монастырского комплекса, посвящённую Святому Стефану, построил в XIV веке сербский король Душан, и на её месте в 1770 году была возведена более крупная по размерам церковь, освящённая во имя Святой Троицы. Иконостас в этой церкви расписал художник Марко Грегович. Церковь имеет колокольню, которая пристроена в 1839 году. В обители покупаем высококачественное оливковое масло, изготовленное монахами монастыря, и душистый мёд. Стоит масло гораздо дороже рыночного – 15 евро за литр, но нам очень хочется поддержать православные монастыри, несущие труд молитвы, и мы покупать старались всё: свечи, иконы, воду. В одном из монастырей вынесли иконки Богородицы, одна из которых была с видимым браком. Я сказала игумену: – Кто у вас её купит! Давайте я возьму, – и отдала пять евро.

Мужской монастырь Прасквица в оливковой роще в Паштровичах. От побережья к горе, на которой расположен монастырь, ведёт каменная лестница, по преданию построенная русским монахом в качестве послушания – крестьянам было трудно добираться до монастыря по горам. Монастырь Прасквица в своём составе имеет две церкви, старые и новые кельи и башенку, которая в своё время являлась школой. Церкви посвящены Святой Троице и Святителю Николаю. Считается, что это один из древнейших черногорских монастырей XI века. Французы в 1812 году разорили первоначальную церковь, а также и само здание монастыря. Около 1844 года начато строительство теперешней церкви Святителя Николая. Великолепную ограду иконостаса, которая украшает интерьер новой церкви Святого Николая, расписал известный греческий художник-иконописец с острова Корфу Никола Аспиоти в 1863 году. В Прасквице нам показали удивительный музей-ризницу, где представлены национальные костюмы давних эпох редкой ручной вышивки золотом. Здесь также находится ценная библиотека, чей фонд составляет 5000 книг. Коллекция художественных изделий и старинного оружия, церковных предметов, документов эпохи Паштровичей, в числе которых рукописное Евангелие XVI века, а также печатные экземпляры Евангелия и церковных книг XVIII века. Из важных документов здесь хранятся несколько писем владык Саввы и Василия Петровича, три грамоты Русского царского двора: две грамоты российской императрицы Екатерины Великой 1783 и 1798 годов и грамота российского императора Павла I 1798 года.

Монастырь Режевичи является «задушбиной» сербского короля святого Стефана Первовенчанного, то есть построен за вечное поминание его души. Комплекс из трёх церквей Градиште поразил своими фресками. Здесь есть икона со Святым Христофором, на которой он изображён с ослиной головой. Христофор – несущий Христа. А Он, как известно, въехал в Иерусалим на осле. В Градиште увидел свет первый сербский букварь. Экскурсовод предупреждает, что некорректным в черногорских монастырях был бы вопрос: «Сколько у вас трудников?» Трудница по-черногорски – роженица.

В нашей группе – уральцы, москвичи, супружеская пара из Норильска. Уже в первый день нашего тура мы прикоснулись к не одной сотне святынь! Осенённые крестным знамением, светлели наши души. Мы шли от свечи к свече, чтобы вместе помолиться за наших соотечественников, близких.

Окончание читайте в следующем номере

Автор: Т. Усольцева