31 октября 2013 г. в клубе деловых встреч редакции газеты «Знамя труда» побывал депутат Тюменской областной Думы Владимир Завьялов. Темы для разговора - знаменательная дата: 20-летие Конституции РФ, очередное послание губернатора Тюменской области В.В. Якушева, с которым он обратился к региональному парламенту. В разговоре приняли участие глава района Александр Агеев, Андрей Горбунов, помощник депутата, Антон Горбунов, главный врач райбольницы, Мария Поздеева, председатель Думы Сорокинского муниципального района, Сергей Болдашкин, директор Ворсихинской средней школы, председатель Думы Ворсихинского сельского поселения, Сергей Паршин, и.о. заместителя начальника по ООП ОП №5 (с. Б. Сорокино), капитан милиции, Виктор Клюков, руководитель ОАО «Нива», молодые преподаватели школ №№1, 2 - Жаслан Омаров и Елена Митрохина, Светлана Антюхова, директор АНО «ИИЦ «Красная звезда», Татьяна Смолярова, редактор газеты «Красная звезда» (Викуловский район).
Ядро основы правовой
Вопросов по Основному закону РФ было много, но их можно объединить в один масштабный вопрос: «Не пришла ли пора принять новую Конституцию, ибо действующая была принята в смутное время (спустя около двух месяцев после расстрела народного парламента, 12 декабря 1993 г.)?" Многие свободы в ней прописаны недостаточно чётко, нет определения рыночной экономики...
12 декабря 1993 года Конституция РФ была принята на референдуме.
В. Завьялов: Конституция была достаточно быстро принята, потому что ситуация в стране резко изменилась. В Конституции Советского Союза была закреплена власть Советов народных депутатов, в последней её версии закрепили и установили основные законы, правила жизни уже для России. Сегодня какие-то статьи можно критиковать, но моё мнение таково – основной закон есть, и нужно его исполнять, любить свою Родину, и тогда у нас всё получится. Если говорить о Тюменской области, то у нас многое получается и исполняется. Используя законы Конституции, мы в Тюменской области создали такую законодательную базу, которая сегодня позволяет достичь определённых результатов. И результаты есть, они налицо. По многим позициям мы впереди других регионов, так сказать, вышли в лидеры.
Американцы двести лет не меняли свою Конституцию, вносят только поправки. Я сторонник этого подхода. Нельзя под нового правителя менять принцип жизни. Есть Россия, она развивается. Я не совсем хорошо знаю экономику Китая, но во многом мне страна импонирует. Китайцы дружно шли к светлому коммунизму под руководством коммунистической партии, потом развернулись на 180 градусов и опять же под руководством коммунистов пошли в другую сторону, к светлому капитализму. И сегодня посмотрите, какой у них рост экономики.
В. Клюков: Я являюсь представителем сельхозпроизводства и могу сказать, что Конституция РФ не охватывает вопросов сельскохозяйственного сектора. Взять хотя бы вопрос собственности земли... Была введена система распределения паёв, и наше предприятие работало на её основе. Теперь всё поменялось, и те паи, которые не успели переоформить в законодательном порядке, перешли к государству. На этой почве возникает очень много споров, вопросов. Волнуют вопросы ценовой политики. Почему цены на энергоносители постоянно растут? Как крестьянину выжить, если цена на его продукцию мизерная? А это не только экономическая составляющая предприятия, это касается и социальной сферы. Люди растят детей, поднимают на ноги их, учат, а какой ценой? Как можно лечить детей, не имея на это денег?
А. Горбунов: Самая тяжёлая реформа лучше, чем маленькая революция. Кардинально менять ничего не надо. Был вариант: или менять Конституцию (уходить от термина «бесплатная медицина»), или же всё-таки менять законодательную базу. Законы приняты - в направлении бесплатной медицины, и пункт гарантированной бесплатной медицины остался. Сегодня работает страховая медицина.
Десять лет назад мы были на другом этапе развития. Например, в Тюменской области с 1 января 2013 года метод искусственного оплодотворения вошёл в программу ОМС. В прошлом году надо было заплатить деньги (и немалые). На сегодня эта услуга гарантирована государством. Поэтому те технологии, которые у нас единичны и доступны за деньги в других странах, будут применяться у нас.
Ж.Омаров: Я согласен с выступающими, что кардинально ничего в ней менять не надо, достаточно каких-то поправок. Американская конституция существует с 1787 года, и до сих пор в неё вносятся только поправки. Американцы уважают свои законы и являются убеждёнными патриотами своей страны. Это чувство я стараюсь прививать на своих уроках нашим ребятам.
С. Паршин: Вносятся поправки в уголовный и административный кодексы, наверное, и Конституция нуждается в них. А население должно знать Основной закон и не только свои права, но и обязанности.
–Вопрос к нашим властям. Конституция строилась под президента Ельцина Б.Н., это сегодня не секрет. "Подрались" Хасбулатов с Ельциным, один проиграл. Как строятся отношения между исполнительной и законодательной властями в нашем районе?
А. Агеев: Цель у нас одна – мы должны работать на благосостояние своего района, области, страны - независимо от того, какие поправки будут вноситься в закон. И правильно прозвучало здесь, что гражданин должен знать не только свои права и гарантии, но и обязанности, по которым он должен жить, содержать семью, приносить пользу обществу и т.д. Законодательной и исполнительной властям нечего делить, у нас одни цели и задачи, а в тандеме гораздо лучше получается.
М. Поздеева: В состав Думы Сорокинского муниципального района входят представители всех сфер деятельности, и в таком составе мы работаем достаточно долго. В заседаниях принимают участие и представители исполнительной власти. Скажу, что между нами налажено хорошее взаимопонимание, мы друг друга слышим, потому что и у той, и у другой стороны одна цель.
-Владимир Васильевич, вы сейчас услышали мнения людей разных профессий, какой вывод для себя сделали?
В. Завьялов: Я согласен со всеми, что ничего серьёзно менять не надо. Конституция - это базовый закон, то направление, которое мы определили 20 лет назад, за которое проголосовали. Менять какие-то подзаконные акты следует, но для того и существуют законодательная и исполнительная власти.
Мне понравились высказывания Александра Николаевича и Марии Калиновны. Администрация района и районная Дума работают в союзе... На областном уровне мы тоже находим взаимопонимание. Я являюсь депутатом не первый год, и мне есть с чем сравнивать.
В 2000 году, когда я впервые пришёл на заседание в Думу, при обсуждении вопроса по бюджету царило взаимное оскорбление. Никто ничего не хотел слушать, считал своё мнение правильным. Таким образом мы четыре месяца распределяли бюджет. Сегодня всё по-другому. Пути решения задач ищем вместе. Что касается вопроса бесплатной медицины, то не очень скучаю по тем временам. Я помню ту бормашину в стоматологическом кабинете, работа которой приводила в ужас не только детей, но и взрослых, помню рентгеновский аппарат - 1952 года выпуска. Другой вопрос, что современная медицина должна быть более доступной для всех слоёв населения, а здесь уже вопросы пенсий, заработной платы. То, что конституция строилась и принималась под кого-то, наверное, так было и будет. У любой партии главная цель – власть, и эта власть будет выстраивать законы так, как она понимает их. Мы через это уже проходили не один раз, начиная с 1905 года.
Сегодня нам нужно двигаться вперёд, плодотворно решать конкретные задачи, на что нас и нацелил губернатор области Владимир Якушев в своём последнем послании.
Особое послание
-Что вас больше всего привлекло в послании, на что обратили особое внимание?
В. Завьялов: Хорошего в докладе было много. Те цифры, которые были озвучены, для нас неновые, потому что я с ними сталкиваюсь в повседневной жизни. Я знаю, какая инвестиционная программа нами принималась, каких результатов мы достигли: более одного триллиона рублей привлечены на территорию Тюменской области. Во второй половине своего выступления Владимир Владимирович конкретно поставил задачи и впервые обозначил фамилии ответственных за их решение. В частности, главам муниципальных районов поручил каждый год на 5 процентов пополнять доходную часть своих бюджетов. Это будет показателем их деятельности,а вместе с ними и деятельности тех, кто проживает в районах. Сегодня не надо рассчитывать на помощь из областного бюджета, нужно решать вопросы на местном уровне. Тюменская область, как я уже говорил, значительно опережает по своему развитию другие регионы. За десятилетие бюджет вырос (с 9 миллиардов до 100 миллиардов рублей). А некоторые регионы не продвинулись в этом плане. Так и с районами. Сорокинский район нельзя сравнивать, допустим, с Уватским, где сегодня добывают шесть миллионов тонн нефти. Но у вас есть другие возможности. Не один год говорим, что в районах есть промысловые озёра, но до сей поры в этом вопросе продвинулись значительно лишь в Сладковском районе, где хорошо налажена переработка рыбы (1,5 тысячи тонн). Там не просто говорят, а делают. И я уверен, что сладковчане будут впереди всех районов в области в этом направлении, их уже очень сложно до-гнать. В области большие запасы йода и брома, огромные запасы сапропеля. Конечно, один район этого не потянет, но нужно привлекать к работе инвесторов, заинтересовывать их. И сегодня есть очень хорошие положительные примеры. Как сказал губернатор, если будет прирост, то району будет оказана помощь из бюджета области, не будет – живите, как умеете. Жёстко, но в какой-то степени правильно. Тянуть воз должны все вместе, так как пришла не самая сладкая пора, когда область потеряла налог на добычу полезных ископаемых. Большая сумма, которая в разные времена доходила до 60 миллиардов рублей, а это 50 процентов всего бюджета. Эту нишу уже удалось заполнить, и теперь основным налогом стал налог на прибыль, на имущество.
В. Клюков: Да, в области большое внимание уделяется агропромышленному сектору. Это и закупка семян, техники, оборудования, скота... Не каждая область может похвастаться роботизацией ферм. В Сорокинском районе есть "Агротехнический центр" – наша гордость, но есть и другие предприятия, которым нужна поддержка. Труд на селе тяжёл и не почётен, к сожалению. Я работаю больше 10 лет, стараемся покупать новую технику, но диспаритет цен не даёт нам возможности крепко стать на ноги.
Предусматривается ли помощь сельхозтоваропроизводителям для продвижения ими в инновационном плане?
В. Завьялов: Для чего привлекаются к работе инвесторы – чтобы пополнить областную казну. Есть в ней средства – будет оказана помощь в развитии любого направления, но в первую очередь – сельского хозяйства, так как из 22 районов 20 – сельскохозяйственные. Сейчас при сокращении бюджета мы сделали максимально то, что можно сделать,– почти не коснулись статей социального значения и сельского хозяйства.
По моему глубокому убеждению, в области сильно отстаёт направление по переработке. Это наша перспектива. А на этом фоне можно подтянуть и всю отрасль сельского хозяйства. Почему я говорю много об инвесторах? Да потому что, когда рождаются новые предприятия, есть надежда, что будем жить хорошо, зарабатывать деньги, поддерживать здравоохранение, образование, сельское хозяйство.
-Губернатор Владимир Якушев в своём послании сказал о главном ресурсе – человеке. На мой взгляд, чтобы повысить демографию, нужно, прежде всего, создать условия.
В. Завьялов: Мы сейчас и говорим об улучшении условий жизни населения. И результаты имеем: в Тюменской области процент рождаемости гораздо выше процента смертности населения. Граждан, доживших до 90-летнего возраста, более двух тысяч. В области работают различные программы, направленные на поддержку молодых семей, специалистов и т.д. Материнский капитал, обеспечение жильём, выплата одного миллиона рублей подъёмных для врачей... Это всё звенья одной цепи. В область идут инвесторы, потому что у нас есть льготы по налогу на прибыль, на имущество. «Сургутнефтегаз», используя эти возможности, за полгода (2013 г.) разместил заказы у нас на сумму более двух миллиардов рублей. Почему он не стал заказывать своё нефтяное оборудование там, где он всегда это делал, – на Урале? Да потому что там нет таких льгот. А сэкономило предприятие ни много ни мало - около 80 миллионов рублей. В каждом районном центре сегодня построен новый микрорайон. Я всегда бываю на этих площадках, встречаюсь с молодыми, разговариваю с ними. Строят разными путями, но ведут
строительство. А кадров на селе всегда не хватало, в городе всегда жили лучше, всегда условия для проживания легче. Поэтому и молодёжь, получая образование в городе, быстро привыкает к хорошей жизни.
Раньше не было никаких программ, однако молодёжь ехала, чтобы поднимать село по своим убеждениям, молодые педагоги порой жили прямо в школах и работали здесь же. И ничего не просили, так были воспитаны. Сегодня всё по-другому.
А. Агеев: Хочется добавить к вопросу по кадровой политике. Проблема есть, но она общая. И когда Владимир Якушев ставил задачу перед районом, это не говорит о том, что он её поставил только перед главой района. Мы все должны стремиться (каждый на своём рабочем месте) сделать жизнь лучше.Требования у выпускников учебных заведений несколько изменились. Молодые готовы приехать в село, если их незамедлительно обеспечат квартирами, хорошей заработной платой и т.д. И ничего добиваться такому человеку не надо, показывать, на что он способен в своей профессии, и проходить этапы своей деятельности постепенно, как делали это мы в своё время.
-Что на это ответят наши молодые специалисты от образования?
Е. Митрохина: Я приехала в Сорокинский район из Ставропольского края. Мне есть с чем сравнивать. Условия заметно отличаются. Тут есть к чему стремиться. У педагогов достойная зарплата (о которой там и не мечтают), им предоставляют жильё, отношение к учительству другое. И это не может не радовать.
Ж.Омаров: Тюменская область является экспериментальной площадкой для всех технологий в различных отраслях деятельности. Это касается и образования. Я работаю с молодыми специалистами, являюсь председателем этой организации, и ко мне часто приходят с вопросами. Например, почему медики получают один миллион рублей подъёмных, квартиру? Чем педагоги хуже? Многие программы, реализуемые в Тюменской области по закреплению молодых специалистов, действуют в основном на уровне Тюмени и других городов. До районов они доходят либо через год, либо не доходят вообще. Почему? В свою очередь, я стараюсь каждому ответить, исчерпывая все аргументы, с этими вопросами обращаюсь дальше. Какие программы работают для привлечения и закрепления молодых специалистов на селе? Я доподлинно знаю, что в районные образовательные учреждения очереди из числа молодых педагогов не выстраиваются. Да и большая часть проработавших здесь месяц-другой покидают районы.
В. Завьялов: Когда вам задают вопросы, что в городе так, а в сельской местности по-другому, отвечайте, что законы принимаются не для конкретного города. Приняли решение по выделению материальной поддержки медикам в размере одного миллиона рублей, потому что посчитали, что медицина отстала в этом плане. Считаю, что педагоги не обделены нашим вниманием, им дают квартиры, выплачивают достойную заработную плату.
В прошлом году я, как депутат, трижды голосовал по увеличению зарплаты педагогам. Её увеличили в общей сложности на 30 процентов. Цифры – упрямая вещь. За последние пять лет средний возраст в образовании опустился - с 49 лет до 42. Педагоги (если можно так выразиться) помолодели. А это значит, что молодёжь пошла в образование (именно в результате того, что сделано в Тюменской области в этой отрасли). Что ещё нужно сделать – предлагайте, посмотрим. Я для этого и приезжаю к вам, чтобы услышать, записать, потом обсудить в правительстве, на заседаниях Думы. Если это касается средств, то надо брать ручку и считать. И когда наши оппоненты при утверждении бюджета говорят, что в ту или иную отрасль надо дать денег больше, то возникают вопросы: у кого забрать, за счёт кого увеличить финансирование других?
А. Агеев: Елена Валерьевна правильно сказала, что у нас есть к чему стремиться. Конечно, проблемы не закроются одним днём.
В Сорокинском районе мы стараемся приобретать жильё за счёт средств областного бюджета, собственных денег. В 2013 году за счёт собственных средств купили четыре квартиры: две отдали в образование, одну – в здравоохранение, одну – центру детского творчества. Хуже обстоят дела по территориям. В Готопутово построены квартиры для четырёх специалистов из школ, в Пинигино - тоже четыре, они отданы работникам образования. Всем, конечно же, не сможем предоставить жильё, однако проблема решается.
А. Горбунов: Я приехал в район на три месяца раньше того времени, когда стартовала программа «Сельский доктор», по которой распределяли средства - по 1 миллиону рублей. Но я же не уволился и не уехал в другое место, это было моё осознанное решение. И таких, как я, много.
И ко мне подходили с вопросами, почему одни попали под программу, другие не попали. В райцентр приехал доктор в ноябре 2012 года. Первый блок программы приостановился, а второй блок начался с января 2013 года. Этот доктор единственный из всех молодых специалистов не получил этих денег, но он же не уволился, ему дали квартиру, у него нормальные условия труда, хорошая зарплата.
Когда я приехал в село Большое Сорокино, уровень капитального ремонта площадей в больнице, где непосредственно оказывали медицинскую помощь, был 10 процентов. Сегодня мы перешагнули планку в 50%. По кадрам была проблема. Было всего 17 докторов, сейчас у нас 27 врачей и два заместителя. Структура укомплектована.
В. Завьялов: Мне понравилось выступление Антона Петровича, я во многом согласен с ним. В медицине мы сделали очень многое, и пора брать результат (уровни жизни, смертности, рождаемости и т.д.). Зарплата медицинских работников и тружеников бюджетной сферы в два раза превышает зарплату простого рабочего, стоящего у станка, управляющего трактором в поле. Это неправильно.
Хозяйства (даже самые лучшие) не могут пригласить к себе на работу специалистов, так как нет у них возможности дать им квартиры. Появился перекос, и мы сегодня должны обратить особое внимание на это. Надо смотреть на местах на то, куда лучше направить средства, подход должен быть гибким.