Медиакарта
21:32 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Бесплатная медицина - миф или реальность?

Говорят, что со следующего года доступность медицинской помощи может ухудшиться, и пациенты в недоумении: на что же нам рассчитывать? Чтобы прояснить ситуацию, мы решили встретиться с главным врачом ГБУЗ ТО «Областная больница №7» Д.А. Бойко. Думаю, это интервью вызовет большой интерес у читателей.

-Дмитрий Александрович, правда, что в ближайшем будущем доступность медицинской помощи может ухудшиться?

-Нет, это просто слухи. Наоборот, количество обращений для оказания медпомощи увеличилось, и говорить о снижении доступности тут не уместно. В последнее время у врачей возросла нагрузка, в том числе и в связи с диспансеризацией взрослого населения. Поэтому, думаю, что обращений граждан по поводу хронических заболеваний будет меньше, так как, проводя это обследование, мы проверяем анализы, выявляем заболевания на ранней стадии.

-Когда лежишь в стационаре, лекарства нужно будет покупать за свой счет?

-Если вы проходите лечение по заболеванию, которое выявили, то, конечно, любые нужные препараты бесплатные. Другое дело, когда у вас есть что-то иное, хроническое, и необходимые вам препараты не связаны с основным недугом – в этом случае мы рекомендуем все-таки приобретать те лекарства, к которым пациенты уже привыкли и адаптированы.

-А если препарат дорогой и в больнице его нет в наличии?

-Мы ориентируемся по лечению заболевания стандартной оказанной помощи, в которой есть рекомендованные прописанные препараты. Например, пациент получил консультацию в Тюмени у какого-то профессора, и тот порекомендовал дорогое лекарство, которое не входит в стандарт… В таком случае больной по собственному желанию имеет возможность его приобрести. Бывает и такое, что нужен препарат, но совершенно не тот, который есть в стандарте, но «работает» именно он. В таком случае мы ищем возможность, чтобы его закупить и оказать больному необходимую помощь.

-А список по полису ОМС небольшой?

-Он из года в год меняется.

-Сложно представить, что пациент рискнет жаловаться, даже если сомневается в действиях врача, ведь ему еще дальше лечиться?

-Ну, во-первых, двери моего кабинета всегда открыты для наших пациентов, и ни в коем случае не надо бояться обращаться к нам с жалобами - это не повлияет на дальнейшее лечение. Если все-таки такое произошло - обращайтесь ко мне, мы пригласим на беседу врача, будем решать вопросы совместно, ища компромисс. Существует также врачебная комиссия, где пациент может получить удовлетворительный ответ. Конечно, таких ситуаций много… Случается, что контакт больного с доктором, мягко говоря, не возник… Естественно мы собираем комиссию, разбираемся, анализируем, разбираем историю болезни, лечение, которое назначил данный доктор…

-Если нет регистрации по месту жительства, то могут быть проблемы при обращении в больницу?

-Регистрации нет - нет и полиса ОМС… Но, если нужно экстренно госпитализировать больного, то мы обязаны ему оказать помощь, и не важно - есть у него полис или нет.

-Он также может лечь в стационар и пройти курс лечения?

-Если это плановая госпитализация и у него нет полиса, то это должно быть платно, или ему нужно будет встать на учет, получить временную регистрацию и медицинский полис. А уж потом, и в рамках системы ОМС, получать мед. помощь.

-А вообще скорая помощь бесплатная?

-Ну, конечно!

-А плановые операции?

-И они в том числе.

-В каких случаях они бывают платные?

-Обычно это происходит в областных учреждениях… Там поток пациентов повышенный и бывают большие очереди - на три либо четыре месяца, а пациенту хочется немедленно. В таком случае у него есть возможность оплатить операцию, наркоз и пребывание в стационаре. У нас такого нет. Если человеку требуется, значит, в течение недели он проходит обследование, сдает нужные анализы и ему проводится операция.

-Были ли в вашей практике случаи увольнения работников за требование денег с пациентов?

-В нашем учреждении таких ситуаций не было, надеюсь, что не будет. Поэтому я и говорю: если с вас взяли деньги в кабинете - не стесняйтесь обращаться ко мне, ведь это незаконно. Другое дело - вы решили воспользоваться платной услугой, в таком случае должен быть заключен договор между учреждением и пациентом. Никто не вправе брать деньги, если медицина бесплатна. А вот когда у больного есть желание отблагодарить врача, то это совсем другой вопрос…

-А благодарностей много со стороны пациентов?

Увы, но очень редко. Тем не менее отмечу, что жители сел и деревень более добродушные, можно сказать - особенные, и врачи всегда у них в почете.

-Скажите, на что чаще всего жалуются больные?

-На многое… Бывают жалобы и в прокуратуру, и в здравнадзор… Мы, опять же, собираем консилиум, анализируем, ведь доктора делают все возможное, но не каждый это понимает.

Думаю, это связано с некой информационной компанией. По телевизору частенько показывают негативные материалы про медицинские учреждения, плохо про них пишут… На самом деле - врач не защищен, так как мы не имеем права отказывать в оказании помощи, а многие пациенты злоупотребляют своим правом. В итоге медик попадает в плохую ситуацию.

-Что дает полис обязательного медицинского страхования?

-Самое важное – полис ОМС обеспечивает конституционное право человека на бесплатную медицинскую помощь в медицинских организациях, работающих в системе ОМС, на всей территории Российской Федерации.

-Чем страховая компания может помочь недовольному пациенту?

-Согласно российскому законодательству, медицинская помощь должна быть качественной и доступной. Поэтому при жалобе застрахованного лица проводится экспертиза качества во время оказания ему помощи. Если экспертиза обнаружит нарушения со стороны медучреждения по отношению к пациенту, они должны незамедлительно устраняться.

-А как обратиться в страховую компанию?

-Такую информацию мы размещаем на стендах, там же имеется номер телефона «горячей линии», куда можно позвонить.

-А напоследок, чтобы вы хотели пожелать своим пациентам?

-Прежде всего - здоровья! А чтобы оно было, необходимо как можно чаще проходить профилактические осмотры. Ведь лучше предупредить болезнь, чем её лечить.

Автор: Ольга ГЕРАСИМЕНКО