Медиакарта
4:29 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Живёт в душе ученика Учитель и Наставник

Живёт в душе ученика  Учитель и Наставник
08:47 | 22 ноября 2013
Источник: Заря

Несмотря на то, что родилась и выросла в городе Ялуторовске, большую часть жизни она посвятила селу.

Годы плодотворной работы Манефы Анатольевны Вишняковой в Исетском районе в качестве учителя географии, заведующей районным отделом народного образования оставили добрый и яркий след в летописи Приисетья.

Становление педагога

Студенческие годы – самая романтичная и незабываемая пора. Манефе Анатольевне довелось учиться в Пермском государственном университете. В послевоенные годы страна только начинала подниматься из руин. Но уже тогда для студентов у государства находились средства для различных поездок и экскурсий.

– Именно благодаря учёбе на географическом факультете я многое смогла посетить и увидеть: и озеро Байкал, и горный Кавказ, и Карпаты, и матушку-Волгу, и пустыню Каракум… А уж Урал мы почти весь пешком обошли. А ещё в Перми был, да и сейчас имеется, прекрасный оперный театр, – рассказывает Манефа Анатольевна.

После окончания университета она вернулась в ялуторовскую среднюю школу уже учителем. С первых же дней кроме преподавательской деятельности ей дали дополнительную нагрузку: помогать ученической комсомольской организации.

Это и проведение собраний, и организация шефской работы, и выезды с концертами в соседние совхозы и колхозы, и походы на природу. Поэтому она пропадала на работе с утра и до позднего вечера.

Но жаловаться было некогда, ведь жизнь насыщенна и интересна.

Позднее Манефу Анатольевну назначили на должность директора ялуторовского Дома пионеров, она стала членом райкома комсомола. После рождения дочери трудно было совмещать семейную жизнь с работой, ведь большая часть времени уходила на бесконечные командировки. Поэтому Манефа Анатольевна решила вернуться в школу.

Перемены

И всё шло бы своим чередом, если бы не ещё один виток в жизни. В 1967 году семья Вишняковых переезжает в Исетский район, который тогда переживал своё второе рождение. До этого он входил в состав Ялуторовского.

– Моего мужа Геннадия Ивановича назначили сюда начальником узла связи. Поэтому я оставила свою школу, переехав вместе с ним в Исетское, – делится собеседница. – Ну а так как вакантных мест в школе не было, меня взяли на работу в районный отдел народного образования. Конечно, большая разница была между организацией образовательного процесса в городской школе и в сельской. Здесь была слабая материальная база. Но в то же время в исетских школах трудилось очень много учителей, которые, не считаясь со временем, день и ночь проводили на работе – все очень талантливые, ответственные люди.

Заведовал РОНО тогда Владилен Николаевич Смирнов. В 1972-м его перевели работать в областной отдел образования, на ставшую вакантной должность была назначена Манефа Анатольевна Вишнякова.

– Тяжело было, даже нет сравнения, – окунаясь в воспоминания, рассказывает она. – В районе – страшное бездорожье. А транспорта в отделе образования не полагалось по штатному расписанию. Приходилось добираться до школ либо на попутках, либо на автобусах. Да и коллектив у нас был очень маленький, всего четыре человека.

Главное, на что надо было постоянно делать упор, – это повышение качества образования, использование новых методов обучения, оптимизация учебно-воспитательного процесса.

– В то время, когда я заступила на должность заведующей РОНО, в школах района обучалось 5823 ученика, успеваемость составляла 92 процента. Надо было её повысить. И первой, кому удалось этого достичь и на протяжении долгих лет удерживать, стала бархатовская школа. В то время возглавляла её Зоя Ермиловна Кузнецова, впоследствии ставшая заслуженным учителем России.

Манефа Анатольевна рассказывает, а у меня невольно промелькнула мысль: какая же у неё отличная память и какой приятный голос, красивая, чёткая речь, хоть сейчас на трибуну с докладом. Рассказала она мне и про оптимизацию учебно-воспитательного процесса. Необходимо было укреплять материальную базу в школах. Не секрет, что большая часть из них была старой постройки. Поэтому в советские годы повсеместно шла грандиозная стройка. В те годы были возведены новые мининская, бобылевская, рассветовская, красновская, шороховская и коммунаровская средние школы. Причём средства выделялись не только из областного бюджета, но и из колхозов и совхозов, на территориях которых строились учебные учреждения.

Бесконечная преданность своей работе, требовательность к себе, к коллегам, ответственность, но при этом чувство такта и интеллигентность – вот черты и качества характера Манефы Анатольевны как человека и как профессионала.

Только на совесть

Последние годы своей трудовой деятельности она посвятила преподаванию географии в исетской средней школе № 1, являясь одновременно и завучем.

– Я старалась приходить на работу пораньше, чтобы проверить, всё ли в порядке в учебных классах и подготовиться к началу уроков. Не поверите, в школе было около трёхсот учеников, а я всех их знала по именам, – рассказывает М.А.Вишнякова. – На уроках старалась использовать материалы из книг, давала ученикам подготовить для пересказа отрывки и из журналов, да и фильмотека в школе была хорошая. Нередко ходили мы с ребятами на экскурсии на различные предприятия района.

Вообще в жизни Манефа Анатольевна старалась придерживаться правила «делать всё только на совесть», или, как в советской песне поётся, «раньше думай о Родине, а потом о себе».

– Мы были патриотами и коммунистами, свято верили в то, что должны были делать. Такая тогда была идеология в стране. Сейчас как-то не умеют у нас взять лучшее из того времени, а ведь очень много было и хорошего. Всё подвергнуто сомнению и разрушено. Я, например, часто вспоминаю школьные линейки: торжественно вносят знамя школы, и какая при этом стоит тишина – триста с лишним детей, и никто не шелохнётся. Посвящение в пионеры оставляло неизгладимое впечатление в душе ребёнка. Представляете, как это волнительно, когда старшеклассники повязывают галстуки младшим школьникам.

Не старея душой

Её многодневный, кропотливый, самоотверженный труд с полной отдачей, без ссылки на усталость или нехватку времени – всё это не осталось незамеченным. В 29 лет Манефа Анатольевна уже стала отличником народного просвещения, в 40 – награждена орденом «Знак Почёта», а незадолго до выхода на заслуженный отдых ей присвоено звание «Заслуженный учитель РФ». Для многих молодых педагогов она стала настоящим другом и наставником, научила работать. Ею восхищались, с неё брали пример, ей подражали. Дети – Марина и Леонид – давно уже повзрослели, стали достойными людьми, у них появились свои семьи.

И на заслуженном отдыхе М.А.Вишнякова продолжала проявлять активную жизненную позицию. На протяжении десяти лет она являлась заместителем председателя ветеранской организации.

– Мы стояли у истоков образования ветеранских клубов. Сейчас они имеются на каждой крупной территории района: коммунаровская «Отрада», солобоевская «Рябинушка», шороховская «Черёмушка»… Помню, как собирали материал к выпуску книги «Солдаты Победы». Пришлось покорпеть над документами, просиживая в местном ЗАГСе, чтобы собрать достоверную информацию.

В семье Вишняковых богатая домашняя библиотека. Манефа Анатольевна продолжает пополнять багаж своих знаний, предпочитает в основном историческую литературу. Недавно вновь перечитала «Историю государства Российского» Карамзина, «Тихий дон» Шолохова, выписывает много газет, следит за теленовостями.

И это всё о ней

Директор ИСШ № 1 Ольга Павловна Гожко:

– Когда я в 1988 году пришла работать в школу, Манефа Анатольевна была завучем. Она с самого начала стала моим наставником и помощником. Я очень за это ей благодарна. Она любила и продолжает любить своих учеников, на её уроках всегда было интересно, материал хорошо усваивался, дети любили географию. Манефа Анатольевна – интеллигентный, всесторонне развитый человек, довольно интересный собеседник. Она могла найти подход к каждому, будь то ученик или учитель, грамотно, доходчиво объясняла, наставляла и поучала. Хотелось бы, чтобы у каждого молодого педагога был такой же достойный наставник.

Автор: М.ЧАГИНА