Вчера в центре татарской культуры прошел первый в истории праздник сибирско-татарского языка. Наверное, поэтому песни, стихи и даже обычные разговоры «сыбыр татарлар» звучали как-то по-особенному, торжественно.
– В 2010 году язык и культура сибирских татар вошли в список ЮНЕСКО как исчезающие, – рассказывает Насия Уразова, историк, кандидат филологических наук, доцент ТюмГНГУ, – а в мае 2013 года ему присвоен международный код как самостоятельному языку.
Работу с документами начал несколько лет назад энтузиаст из Нефтеюганска Марат Хамзин, вооружась научными знаниями и заручившись поддержкой доцента кафедры общего языкознания ТюмГУ, кандидата филологических наук Максима Сагидуллина.
Язык признали, но пока только на международном уровне. У нас в стране он официально входит в состав татарского, но как говорит Уразова, язык сибирских татар относится к семейству тюркских языков.
– У нас появится возможность официально печатать и издавать книги, журналы на родном языке, – говорит Насия Мухамедчановна. И преподавать его в школах. Татарский язык, которому учат сегодня, для сибирских татар как иностранный: похож, но не понятен.