Медиакарта
16:28 | 20 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Белое настроение

Белое настроение
16:44 | 05 декабря 2013

В редакции «ТП» прошла встреча с известным коллекционером, устраивающим выставки по всему белу-свету.

Коллекционеры… Собиратели… Кто-то из нас знается с такими людьми лично, кто-то знаком исключительно по художественным произведениям.

Они разные. Есть такие, знаете, чудаковатые, с лёгкой безуминкой во взоре, рыскающие по чердакам, роющиеся в мусорных развалах. Есть нахальные, с круглыми глазами навыкат, покупающие-продающие, имеющие связи как в высоких кругах, так и на самом криминальном дне. Бывают вальяжные, бархатобантовые, теребящие в пухлых пальцах изящные вещицы из прошлого. Есть суровые бизнесмены с пуленепробиваемыми лицами и титановыми нервами. До сих пор можно столкнуться и с классическим замоскворецким типом – шумным толстяком, покупаю­щим «всё самое красивое и дорогое». Всякие есть.

Гость редакции… Коллекционер. Причём не простой, а один из самых известных в России собирателей станковой и книжной графики, библиофил, президент Российской ассоциации экслибриса, член Международной ассоциации искусствоведов Владимир Беликов.

Лёгкая, подбористая фигура. Черты лица очерчены чётко, но без резкости. Совершенно молодые, лучистые глаза, отдающие весёлой сталью. Седая голова… Белейшие усы – не вульгарные усики либо карабасовы усищи – усы, да и всё тут.

Так выглядят боевые офицеры на старых фотографиях или практические инженеры с дагерротипов позапрошлого века… И отчество Владимира Беликова отдаёт добротной такой стариной – Гурьевич.

Впрочем, он ведь и есть инженер. За плечами Московский авиационный институт (МАИ), и работает Владимир Беликов в авиационной промышленности. Доктор технических наук, профессор, член Президиума Международной академии профессионалов, председатель секций «Кибернетика» и «Наука и культура» Центрального дома учёных Российской академии наук. Более двухсот научных трудов.

И при этом «непрофессионально интересующийся коллекционированием» Беликов собрал настоящее богатство – более 15 тысяч графических листов, 40 тысяч редких книг. Не просто собрал, библиофил-любитель, искусствовед без специального образования устраивает выставки по всему миру (от Перу, через Африку и Европу до Китая), экспонирует образчики своей коллекции на выставках собратьев по призванию, читает доклады на международных и всероссийских конференциях, пишет статьи о коллекционировании и об искусстве гравюры.

По приглашению общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Владимир Беликов привёз в наш город выставку, посвящённую Достоевскому (репортаж с открытия в «Тобольской правде» №186 от 3 декабря). Привёз, чтобы познакомить тоболяков с образами, созданными большими мастерами книжной графики. Ну, и конечно, дабы самому увидеть город, ставший временным приютом на острожном пути Фёдора Михайловича. Встреча оказалось взаимно полезной. Коллекционер признал, почувствовал неповторимость образа Тобольска. Горожане по достоинству оценили часть его великолепного собрания (выставка в «Вольнице» ТК «Ермак» продлится до 20 декабря).

Полезной оказалась и наше редакционное чаепитие. О многом говорили – об отношении к жизни, об общении с художниками, о коллекционерстве как образе жизни, о встречах и расставаниях. Беседа коснулась того, как собираются тематические выставки, и, конечно же, тотчас прозвучал классический «тобольский» вопрос:

– А по Ершову смогли бы устроить выставку?

– Да мы с Аркадием Григорьевичем (Елфимовым) уже обсуждали этот вопрос. Вы знаете, прекраснейшим собранием владел знаменитый московский книголюб Николай Иванович Суровежин. В его библиотеке более чем в 20 тысяч томов было 130 изданий «Конька-Горбунка», множество иллюстраций к ней, статьи о Ершове и его произведениях, фигурки из всех мыслимых и немыслимых материа­лов, марки, открытки… К сожалению, после его смерти уникальная коллекция эта распылилась по нескольким владельцам.

Я таким собранием похвастать не могу. Вот если вы придумаете тему «Ершов и его окружение (его время)», то, конечно, на такую выставку я вам смогу что-нибудь дать.

– А как с гравюрами композиторской тематики?

– На Алябьева намекаете?.. Знаете, выставки в музее Скрябина мне устраивать приходилось – «Образы музыки» назывались они. Но портретов Алябьева, к сожалению, в моей коллекции нет. Хотя опять же – что-нибудь вроде «Музыкальная Россия середины XIX века» подобрать можно.

Так и беседовали. Владимир Гурьевич заметил, что сейчас «прореживает» свою библиотеку и некоторое количество подписных изданий советского периода через фонд «Возрождение Тобольска» готов передать одной из местных школ.

Прощались. Гостя ждала дорога – Тюмень, Рощино, Москва. Вышли провожать… За то время, пока мы про книги да гравюры с экслибрисами судачили, сибирские небеса просыпались великолепным снегом, запорошившим вычерненный наледью асфальт.

Беликов уехал, а мы остались. И мальчик ещё остался – маленький прогульщик в зелёном пуховичке увлечённо чертил что-то сломленной веткой по заснеженной плоскости двора Дома прессы. Первую свою гравюру высекал парень.

Кем он станет – инженером, художником или коллекционером? Хорошим человеком или не очень? Неважно. Впереди огромное детство и бесконечная жизнь. А сейчас – Тобольск, белый снег и замечательная ветка в руках.

Дмитрий КРАСОВСКИЙ
Юрий ПОПОВ (фото)