Медиакарта
16:03 | 23 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Элита рабочего класса

9 декабря – День Героев Отечества

Истоки Дня Героев Отечества восходят к дореволюционному празднику — Дню георгиевских кавалеров. После революции и орден, и День кавалеров ордена были упразднены. Возвращение награды и торжества началось в 1992 году, когда 20 марта орден Святого Георгия был восстановлен постановлением Верховного Совета РФ, 8 августа 2000 года утвердили статус ордена. День Героев Отечества вернулся семью годами позднее.

Праздник — не только дань памяти ушедшим, но и повод поздравить ныне живущих Героев Советского Союза, Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, и вспомнить всех, кто самоотверженно служил Родине.

В 1967 году, когда появилось Тюменское управление гражданской авиации, Юрий Александрович Южаков был командиром первого в Тюмени вертолетного отряда. Его помощниками были Николай Белобородов (заместитель командира летного отряда), Виктор Смирнов (командир эскадрильи Ми-6), Василий Авраменко (командир эскадрильи Ми-4).

Юрию Александровичу исполнилось 35 лет. Это был средний возраст вертолетчиков отряда, в который объ-единились талантливые пилоты: Александр Козленков, Евгений Грачев, Юрий Глухих, Виктор Санталов, Виктор Иванов и многие другие, не менее известные летчики.

Их «знали в лицо» геологи и нефтяники, строители и газодобытчики, почти все они были впоследствии награждены медалью «За освоение недр Западной Сибири», так как не было, наверное, ни одной стройки, ни одного важного объекта, в строительстве которых не участвовали бы тюменские вертолетчики, помогая ускорению сроков сдачи объектов и строек.

Когда-то о пилотах говорили уважительно: элита рабочего класса. Очевидно, имели в виду высокую степень профессиональной подготовленности авиаторов, сложность доверенной им техники и выполняемых работ. Это действительно была элита, ибо они были не просто исполнителями, а людьми творческими — вместе с разработчиками из НИИ пилоты осваивали новейшую технику и виды работ на ней. Немало времени ушло, например, на то, чтобы «на-учить» вертолеты перевозить грузы на внешней подвеске, в те годы фотокоры всех газет старались запечатлеть летящий Ми-6 и трактор или балок под его «брюхом» — очень эффектно смотрелось!

Ну а фронтом работ у вертолетчиков была вся Тюменская область — от Тюмени до Заполярья, и все крупнейшие месторождения были разведаны и обустроены с помощью винтокрылой техники. Сами по себе вертолеты не летают, сами по себе вертолетчики не штурмуют север — был четкий план организации работ, графики вылетов на базировки, всевозможные проверки и учеба. И далеко не каждый день Юрий Александрович был уверен, что придет ночевать домой. Не зря в его кабинете стояли в углу кирзачи — он мог вылететь на оперативную точку в любой час дня, если обстоятельства того требовали.

О его честности, принципиальности и справедливости до сих пор ходят легенды, равно как и безукоризненном летном мастерстве. Отслужил Юрий Александрович в авиации 44 года. Начинал карьеру здесь же, в Плехановском аэропорту, когда окончил летное училище. Первыми были в его биографии «фанерные» самолеты — По-2, Ш-2, Ан-2. Теперь только старые пилоты знают, что такое «Шаврушка», так ласково называли летчики гидросамолет Ш-2.

– Тогда, в начале 50-х, карт у экипажа еще не было, летали по лоции, ориентируясь по рекам, — вспоминал Юрий Александрович. — Восторженно встретили прибытие самолета Ан-2, он был оснащеннее и надежнее.

Когда поступила в Тюмень вертолетная техника, у Южакова не было колебаний — она пришлась по душе. У вертолетчиков жизнь ведь нелегкая: большую часть года жили в отрыве от дома — на оперативных точках, где летом донимал гнус, зимой — морозы. Хорошо, если устраивали на ночлег в балках, доводилось и на столах конторских спать — в ту пору гостиниц на севере практически не было. И с питанием были проблемы. Удачи перемежались с потерями и нервотрепками. Но как же интересно было жить и работать! Как тепло встречали северяне крылатых помощников!

Не смог Южаков долго выносить канцелярскую работу, добился перевода в рядовые командиры Ми-6, потом освоил вертолет Ми-10 и работал с экипажем где-нибудь в глухомани. Особенно привлекали его новые люди, новые маршруты, и пусть было порой невыносимо трудно, зато это была настоящая мужская работа. А работал он красиво и четко.

12 января 1979 года был подписан указ о награждении командира вертолета Ми-1 ОК Юрия Южакова золотой звездой Героя Социалистического Труда. За спиной — более четверти века работы в тюменском небе, в послужном списке — множество месторождений нефти и газа, которые он помогал осваивать. Но лучшими в своей жизни он считал молодые годы, когда казалось, что ничего, кроме работы, не надо, именно она давала и радость, и гордость, и уважение людей. И материальное благополучие тоже.

В 2001 году Юрий Александ- рович ушел из жизни, но остались о нем память и уважение всех, кто знал, какой это был Человек и Пилот.

Автор: Нина ЗАРУБИНА