Суррогатное материнство стало темой номер один этой осени, и отношение к ней разделило общество на две части. Да, стать родителями – святое и заложенное Богом желание, но кроме сомнительных с нравственной точки зрения технологий, существует один очень древний способ, о котором не следует забывать, ибо его с полным правом можно отнести к методам борьбы с бесплодием. Это усыновление детей. Человек очень хочет ребёнка, а сам не может родить. Но в мире уже есть множество рождённых детей – и это дети, которым нужны родители. Как им обрести друг друга, что при этом учитывать, об этом наш корреспондент Екатерина Терлеева беседует с заведующим сектором по опеке, попечительству и охране прав детства Казанского района Татьяной Анатольевной УРОСОВОЙ.
– Татьяна Анатольевна, объясните, кто и как может стать родителем, если нет своих детей?
– Скажем так, не всякий. Например, на днях обратилась женщина за консультацией: рассказывает, что они прожили с мужем уже пять лет, детей у них нет. И они хотят теперь усыновить ребёнка. Что для этого необходимо? Я ей вручила перечень документов, которые нужно собрать, чтобы семью признали кандидатом в замещающие родители. В перечне учитываются важные моменты: состояние здоровья усыновителей (на что прежде всего обращаем внимание), отсутствие судимости. Человек должен положительно характеризоваться (изучаем личностные качества) и иметь жильё. Кстати, оно может быть как в собственности, так и оформлено по договору соцнайма.
– Квадратура учитывается?
– Нет. Этот момент не рассматривается. Но наличие подходящих жилищных условий обязательно. Как и наличие материальной возможности содержать ребёнка. На каждого члена семьи должно приходиться не меньше прожиточного минимума. Это прописано в Семейном кодексе, в главе «Усыновление». После того, как будут предоставлены все документы из перечня, они изучаются. И гражданину выдаётся заключение органов опеки о возможности либо невозможности быть кандидатом в усыновители.
(Татьяна Анатольевна показывает увесистую папку с «делом» одного из кандидатов – толщина её сантиметров пять – прим.авт.).
Вот оно, заключение, выданное по месту жительства таких-то граждан, о возможности их быть усыновителями (удочерителями). Как только они получают это заключение, начинается поиск ребёнка. Мы ежемесячно направляем кандидатам следующую информацию: «Сектор опеки и попечительства Казанского района сообщает: органами опеки и попечительства продолжается поиск ребёнка для принятия его вами в семью на воспитание. В настоящее время ребёнка в соответствии с вашими пожеланиями на территории района нет».
– Почему нет?
– Сегодня стоят на учёте в органах опеки и попечительства Казанского района в качестве кандидатов в усыновители 2 семьи. Это бездетные семьи, молодые – до тридцати лет. Они хотят взять для усыновления новорождённых или хотя бы детей до двух лет. И… здоровых. Но это – большая редкость среди детей-«отказников». Часто у этих деток тяжёлые инфекционные заболевания, врождённые увечья и психические отклонения. А взять в свою семью такого ребёнка – это очень большая ответственность. И опять же, всё относительно. В 2005 – 2007годах правительство области приняло решение сократить количество детских домов в нашем регионе. В этот период семьи Казанского района приняли более 60-ти детей. Проводилась большая работа с населением при участии средств массовой информации, глав и специалистов сельских поселений. На территории каждого сельского поселения искали желающих. К слову, Ишимский детский дом имел в то время почти такое же количество детей. Так что наш район за три года, можно сказать, закрыл мини-детский дом.
У нас в районе детдома нет. Единственная возможность усыновить малыша-земляка такая: если лишается родительских прав его мама, или появляется «отказничок» в родильном отделении. Но за последние несколько лет «отказников» в нашем роддоме, слава Богу, не бывало. Правда, в этом году женщина из нашего района родила ребёнка в Ишимском роддоме и оставила его там. Но мы подключили к работе с матерью психологов, специалистов. В итоге она новорождённого забрала, так в их семье появился четвёртый малыш (трое детей уже взрослые). Сейчас мы наблюдаем за этой семьёй – там всё нормально.
– Можно ли как-то самим поучаствовать в поиске ребёнка?
– Есть специальная страничка в Интернете, называется она так: «Усыновление в Тюменской области – портал регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Её можно открыть по ссылке http://detkitmn.ru/ . Родители-кандидаты имеют право работать с этим банком данных, когда уже получили заключение о том, что могут быть приёмными родителями.
(Я была на этой страничке. Триста три ребёнка, русоволосые и черноглазые, по алфавиту от Айдына до Ярослава, разных возрастов – от взрослых девчонок до сентябрьского крошки Юрика, смотрят нам с вами в глаза. Ищут кого-то из нас – прим.авт.).
Детей можно искать не только в нашей области, а в любом регионе. Например, на Первом канале в программе «Пока все дома» есть специальная рубрика, где показывают деток-сирот со всей России. С заключением, выданным Казанскими органами опеки, будущие родители имеют право обратиться в любой город нашей страны. Правда, связаться в первую очередь нужно будет с органами опеки по месту нахождения ребёнка. Они выдают направление на конкретного ребёнка, которого выбрали кандидаты в родители. Когда человек приезжает в детдом, ему рассказывают об этом ребёнке, о состоянии его здоровья, поведении, характере, успехах. В общем, выдают полную информацию.
Человек, который желает принять в семью ребёнка, имеет право сделать это в нескольких формах: предварительная опека (ребёнок берётся на период до 8 месяцев, за который будущие родители принимают окончательное решение); временное принятие ребёнка в семью, или гостевой режим (человек имеет право обратиться в детское учреждение с просьбой взять ребёнка на время к4аникул, учреждение производит ему частичную оплату за питание ребёнка, пока тот находится на гостевом режиме) и собственно опека/ попечительство /приёмная семья/усыновление (когда гражданин уверен в себе и ребёнке, которого берёт в семью). Но я бы всё-таки советовала, прежде чем принять решение окончательно и бесповоротно, воспользоваться возможностью гостевого режима или предварительной опеки.
– Каким образом контролируются опекуны и усыновители?
– Когда дети находятся под опекой, первый год мы эти семьи посещаем не менее четырёх раз. Второй год – не менее двух раз в рамках плановых проверок. На проверку идут работники опеки совместно с сотрудниками комплексного центра и служб системы профилактики. Представьте себе: приходит такая компания и интересуется тобой, твоим ребёнком. К тому же мы их часто приглашаем сами, проводим с ними собрания. Ежегодно опекуны отчитываются перед нами в расходовании денежных средств, которые выплачиваются на содержание детей (пенсии, пособия, алименты и так далее). Не каждому это понравится. И если семья живёт относительно независимо в материальном плане, она может принять решение об усыновлении. За усыновлёнными детьми осуществляют контроль только органы опеки, не подключая никакие службы. Так как информация об усыновлении конфиденциальна, мы не имеем права даже фамилий их называть – за разглашение следует уголовная ответственность. Раз в год в течение трёх лет мы бываем в этих семьях. Если там всё благополучно, значит, мы контроль прекращаем. Но есть один щепетильный момент. Ребёнку-сироте по закону положено жильё от государства. Если же малыша усыновляют в семью, то это право исчезает. И выплаты пособий на детей прекращаются.
АКЦЕНТЫ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ
С 1 января 2013 года при усыновлении одного ребёнка производится выплата в 15 тысяч 50 рублей 75 копеек. Если усыновляют ребёнка-инвалида, детей старше семи лет и братьев и сестёр, то выплата увеличивается до 100 тысяч на каждого ребёнка. Этот закон ещё не применялся на территории Казанского района. В 2013 году не было у нас желающих усыновить детей-инвалидов, старше семи лет и братьев и сестёр. Самый «урожайный» на детское усыновление из последних лет был 2009 год – семьи обрели пять детей (имеется в виду усыновление посторонними гражданами, не родственниками.) В 2010-м году усыновили одного ребёнка. В 2011-м – одного. В 2012-м – одного. В этом году усыновлений не было вообще.
– Не бывает, что биологические родители потом находятся и пытаются предъявить свои права на ребёнка?
– Я работаю 25 лет в опеке Казанского района и таких случаев не знаю. Но был однажды звонок, много лет назад. Человек, представившийся юристом, поинтересовался об одном ребёнке, является ли он усыновлённым. Я ему объяснила, что эта информация закрыта. Если он будет делать официальный запрос как юрист, мы ответим, на какой форме устройства ребёнок находится. Но только если эта форма – опека и попечительство. Если ребёнок усыновлён, то вообще давать подобную информацию права мы не имеем. Сохраняется тайна усыновления.
– Как определить с психологической точки зрения, готов ли человек к усыновлению? Ведь будет трагедия, если человек возьмёт ребёнка в семью, а потом вернёт.
– Одно из требований к кандидату – он должен пройти подготовку. У нас на базе комплексного центра соцобслуживания населения действует школа кандидатов в замещающие родители. Там проводится обучение и тестирование, работают психологи, педагоги, медики. Длительность занятий и время обучения зависит от занятости человека. Норма – 72 часа. По результатам специалисты центра выдают нам заключение, может ли человек стать кандидатом в замещающие родители, и справку, где написано, что данный человек прошёл обучение в школе замещающих родителей.
– Не было случаев, чтобы возвращали детей?
– К сожалению, такое бывает. В этом году у нас вернули семь детей. Из двух семей. В одной семье дети прожили более трёх лет. У женщины умер муж, и она осталась с пятью приёмными детьми. Своих детей двое. Большое хозяйство. Плюс ко всему она выходила замуж и уезжала в другой район. Дети у неё были разновозрастные. Одна девочка, девятиклассница, прожила в этой семье около семи лет. Стресс для детей был огромный. Но они не остались одни, их взяли в семьи жители нашего района.
В другом случае женщина возвратила двух детей. У неё уже была взята в семью несколько лет назад маленькая девочка, воспитывалась у неё как родная. Недавно женщина решила принять ещё двух детей. Мы ей нашли малышей дошкольного возраста. Она их с удовольствием сразу же взяла. А через месяц пришла и честно сказала: «Делайте со мной что хотите, но для меня эти дети чужие…»
– И что делать, как бороться с этим чувством?
– Надо быть готовым вот к какому моменту. Когда впервые принимают детей старшего дошкольного или школьного возраста, ониобычно пополняют семьи вполне спокойно. Если же человек берёт ребёнка до года, а потом принимает ребёнка взрослого, это уже совсем другое дело. Ребёнок даже четырёх-пяти лет – это уже человек со своим характером, и надо суметь принять его таким, какой он есть. Если этого не сделать, нет смысла за это браться. Ребёнка надо любить любого. И если есть какой-то недостаток характера, надо над ним работать терпеливо, медленно и верно.
Случались в моём опыте ситуации, когда семьи, взявшие детей, были на грани того, чтобы их вернуть, потому что не справлялись. Не могли смириться с какими-то неприятными наклонностями детей. Но мы в таких случаях всегда говорим: «Наберитесь терпения. Если вы приняли решение совершить доброе дело – не отступайте от него. Самое трудное – пережить первый год и, особенно, первый месяц. Пройдёт год, и если человек вложит в ребёнка всю душу, сердце и любовь (у нас есть такие семьи) – результат будет!» С детьми из приёмных семей мы проводим психологическое тестирование, и оно ясно показывает, в каких семьях ребёнку не хватает внимания, любви, сохраняется тревожность. Это от недолюбленности. Хоть дети и накормлены, обуты и одеты, но не хватает им любви. Надо найти время, чтобы посадить ребёнка на колени, прижать к себе и сказать, что он самый любимый и родной человек. Приёмному ребёнку об этом надо говорить каждый день. Любовь – самое главное, чтобы ваша семья стала для ребёнка родной.
ДЛЯ МАМ И ПАП
На сайте «Усыновление в Тюменской области», кроме банка данных, есть масса необходимых для будущих родителей сведений, например: требования, предъявляемые к усыновителям; какие дети могут быть переданы на усыновление; права и обязанности усыновителей; усыновление пошагово; предоставление отпусков работникам, усыновившим ребенка; кто должен дать согласие на усыновление ребенка; отмена усыновления; опека (попечительство); приёмная семья; патронатное воспитание и многие другие важнейшие темы.