Медиакарта
3:21 | 4 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

О пользе экономии

О пользе экономии
08:26 | 17 декабря 2013

Платежи за жилищно-коммунальные услуги являются серьёзной статьёй расходов для обладателей благоустроенного жилья, с наступлением отопительного сезона эта сумма кратно возрастает. Что нужно сделать, чтобы платить меньше? Разговор об этом, а также об энергосбережении и эффективном потреблении ресурсов состоялся на очередной пресс-конференции в ишимском филиале ИА «Тюменская линия». На вопросы журналистов отвечали замглавы по городскому хозяйству Д.А. Ампилогов и директор управляющей компании «Гарант» В.Н. Новосёлов.
– В 2009 году в России принята государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности». В чём её суть, что в Ишиме делается в этом направлении? – Основными принципами программы являются эффективное и рациональное использование ресурсов, поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности и т. д., – отметил Д.А. Ампилогов. – Реализация данной программы – это сохранение природных богатств для будущих поколений. Мы должны рационально потреблять ресурсы, учитывать экологические аспекты. Программа энергосбережения есть и в Ишиме. Комплекс мер рассчитан на долгие годы и затрагивает разные аспекты нашей жизни. Что касается сферы жилищно-коммунального хозяйства, то здесь активно внедряются новые технологии и материалы, позволяющие нам экономить тепло-, электроэнергию, следить за водопотреблением. Простой пример – датчики движения, установленные УК «Гарант» в подъездах. Жильцам не нужно беспокоиться, есть ли на площадке свет: датчик сам определяет наличие человека – и, если нужно, включает или выключает лампы. Абсолютно несложная и недорогая вещь приносит около 20 % экономии общедомовой электроэнергии. Большие это деньги? Нет, не большие. Но, как говорится, копейка рубль бережёт, рубль – тысячу. Надо везде, всегда и во всём планомерно экономить, но, конечно, не в ущерб безопасности.
В плане энергоэффективности активно работают ресурсоснабжающие организации. Мы ставим насосы той же производительности, но более низкого энергопотребления, горелочное и котельное оборудование с более высоким КПД. Проведена диспетчеризация котельных: в зависимости от погодных условий температурный датчик в ежеминутном тестировании задаёт параметры работы горелкам и котлам. В таком же режиме идёт регулирование подачи тепловой энергии и расходование газа. В результате происходит снижение себестоимости производства услуги (воды, канализации, теплоснабжения). Как следствие, плановый тариф, который мы защищаем на определённый период, а он базируется на экономически обоснованной себестоимости, растёт небольшими темпами или вообще не повышается. Так, рост тарифов в последние годы снизился с 20-15 % до 8-6 %. Это стало возможным в том числе и благодаря мероприятиям по энергосбережению. Конечно, растут цены на энергоносители, должна увеличиваться заработная плата, поэтому небольшой рост тарифов присутствует.
– На чём может сэкономить хозяин благоустроенного жилья?
– Сегодня речь идёт о фактическом потреблении ресурсов. Если в летнее время ты не потребляешь энергию, то и платить за неё не должен. И это правильно, – считает Владимир Николаевич Новосёлов. – Являясь исполнителем коммунальных услуг от лица населения, управляющая компания заинтересована в том, чтобы экономить деньги жильцов. Самая дорогая услуга ЖКХ – это услуга отопления: она составляет до 50 % квартплаты. Соответственно, свои мероприятия мы направили прежде всего на снижение данных затрат. Самое эффективное в этом плане – использование общедомовых счётчиков. И люди это понимают: жильцы около 50 процентов домов сами инициировали установку приборов учёта тепла. Конечно, есть проблемы. В наших домах проживает 65 % пенсионеров, и для них такие затраты – неподъёмная ноша. Выход нашли: на основании договоров, что у нас заключены, за счёт собственных средств компании мы закупили и установили оборудование, рассрочку платежей сделали на три месяца. Надо отметить, потраченные на эти цели средства окупились практически за год. В холодные зимы на оплату отопления расходы жильцов, по сравнению с нормативным потреблением, снижаются на 15-20 % , если зима тёплая – до 35 %. С помощью теплосчётчиков мы решаем и другую задачу: следим за поддержанием в квартирах оптимальной для потребителя температуры воздуха. К учёту фактически потреблённых услуг нас стимулирует и государство. Например, в этом году под капремонт попали только те дома (в нашем случае восемь многоквартирников), где уже были общедомовые счётчики.
В целом в нашем жилом фонде ситуация такова. Из 88 домов 8 не являются обязательными по установке приборов учёта. Теплосчётчики установлены на 100 %, счётчиков воды ещё нет в 24 домах. Установка электронных приборов учёта, когда все данные отслеживаются в онлайн-режиме, позволяет снижать стоимость услуг при их недопоставке.
– Во сколько обходится собственникам жилья установка приборов?
– На электронный общедомовой теплосчётчик (сюда входят его стоимость, подведение телефонного кабеля, установка железной двери и т. д.) в среднем потребуется 120-140 тысяч рублей, на счётчик воды – порядка 60 тысяч. Если говорить об индивидуальных приборах учёта воды, их стоимость невысока – 400-500 рублей, к тому же с января 2013 года за его первичную, повторную установку потребитель дополнительно не платит, – говорит Владимир Николаевич Новосёлов.
– Некоторые до сих пор думают, нужно ставить счётчики или нет, – отмечает Д.А. Ампилогов. – Для таких приведу пример. Когда в доме № 8 по ул. К. Маркса появился общедомовой прибор учёта воды, во многих квартирах уже имелись индивидуальные счётчики. Через месяц в квитанциях за ЖКУ у тех, кто платил по нормативу, сумма осталась прежней, а остальные заплатили за воду с понижающим коэффициентом (грубо говоря: потратив 5 кубов воды, они заплатили за 4). Почему так произошло? Потому что «нормативщики», оплачивая услугу в полном объёме, частично рассчитались и за соседей. В этом вопросе должна быть экономическая мотивация человека: либо ставишь счётчик и платишь по факту, либо продолжаешь тратить деньги на оплату непотреблённых услуг.
– Денис Александрович, учитывается ли принцип ресурсосбережения при проведении капитальных ремонтов домов?
– Если взять тепловизор и внимательно осмотреть дом, как это сделал один из жителей дома по ул. Рокоссовского, а потом поделился впечатлениями с нами, станет понятно, как утекают деньги. Через плохо утеплённые оконные проёмы, дырявую крышу и щели в цоколе, подвальные помещения. Поэтому, проводя капремонт многоквартирников в рамках 185-ФЗ, мы в первую очередь уделяем внимание этим слабым местам: монтируем новую кровлю, утепляем фасады и торцы зданий, приводим в порядок подвальные помещения и цоколи. Замена инженерных сетей также снижает стоимость оказываемых услуг, улучшается их качество. Считаю, уж если ремонтировать, то так, чтобы жильцам можно было меньше платить, а специалистам – легче и удобнее обслуживать здание.
– Каким будет следующий шаг в реализации программы по ресурсосбережению?
– С 2011 по 2012 годы мы провели энергетическую паспортизацию всех муниципальных объектов (таких в городе порядка 500), чтобы чётко понимать, какой объём ресурсов используем, насколько эффективно мы это делаем, каков потенциал энергосбережения и повышения эффективности, а также чтобы разработать перечень типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки. Вполне возможно, что в перспективе мы начнём составлять энергетические паспорта и на жилые дома, – отмечает Д. Ампилогов. – В вопросе энерго-, ресурсосбережения потенциал у нас огромный. С каждым днём появляются более совершенные технологии и материалы, применение которых влечёт уменьшение потребления ресурсов, экономию и снижение потерь, повышает энергоэффективность. Мы постоянно отслеживаем эти процессы и в рамках имеющегося финансирования стараемся их внедрять.
Татьяна ТИХОНОВА. Фото Василия БАРАНОВА.

Автор: Татьяна ТИХОНОВА