Медиакарта
12:27 | 27 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Чьи имена пришли к нам сквозь столетья?

Чьи имена пришли  к нам сквозь столетья?
11:27 | 24 декабря 2013
Источник: Заря

Предки Ирины Степановны Белослудцевой из Красново жили испокон века в Приисетье. Бабушка носила фамилию Дрягина, в Рассвете и по сей день живут родственники по её линии. Дед был Ветлугин, он и его предки жили в деревнях Куликова и Горбунова, которых уже нет на карте района.

Сама Ирина Степановна младенчество провела именно в Горбуновой, у бабушки с дедушкой, пока тех не раскулачили.

– У деда большая семья была, как горе случилось – все разъехались. Осталась я в семье бабушки по линии Ветлугиных. Потом мать уехала работать в Тюмень и меня с собой забрала.

Когда началась война, пришлось покинуть город. Беглецов приютили родственники со стороны отца Ирины Степановны. – После школы поступила я в медучилище, а когда окончила, попросила направление в Исетский район, в Красново, почти тридцать лет проработала здесь фельдшером и акушеркой. Свекровь И.С.Белослудцевой Елена Михайловна прожила долгую и трудную жизнь. Её не стало в 1994-м, на 92 году жизни. – Обычно в таких случаях вещи разбирают, а у неё сундук был. Так вот, на дне сундука, в бумагах банка была такая с крышкой, – рассказывает пенсионерка. – Стала я квитанции и бумаги разбирать, старые-старые, ещё довоенных и военных лет. Думаю, которое совсем уже выбросить надо, а потом смотрю: на самом дне эта вещица лежит. Взяла в руки, рассмотрела внимательнее, открыла, почитала.

С удивительной вещью познакомилась и я. В закрытом виде напоминает небольшую икону, выполненную в технике «чеканка». Видно, что работа ручная, раньше образ был покрыт красками, но сейчас их следы только в желобках чеканки остались. Края формы аккуратно загнуты на внутреннюю сторону, хотя время их нещадно обтесало… Ирина Степановна бережно хранит наследство, доставшееся от свекрови.

– Конечно, хотелось бы подробнее узнать про эти необычные корочки, про записи, сделанные в книжечке. Только у кого? Родственников свекрови уже давно нет в живых, да и мой муж Аркадий Михайлович об этом ничего не знал. Мужчины редко вникают в такие дела… По всей видимости, изображён Никон. Помните картину Сурикова «Боярыня Морозова»? Когда Никон пришёл, наверное, такие корочки и стали изготавливать, – предполагает Ирина Степановна.

– Предки свекрови приехали сюда ещё в XVIII веке. В их роду были священнослужители. Видимо, отсюда и берёт свою историю образок. Свекровь как-то рассказывала про свою тётку игуменью, которая при монастыре служила.

В книжке много церковных имён, первые записи, возможно, сделаны в конце XVII века.

– Даже в последних записях редко встречаются знакомые имена, а что уж про первые говорить? Всегда хотела поработать в архиве, чтобы что-нибудь узнать.

Интересно, что все записи сделаны грамотно, почерк разборчивый, но видно, что написано разными людьми. Чернила, конечно, от времени расплылись и стёрлись, но все буквы различимы. Среди имён – Аграфена, Еграф, Акулина, Митряй, Миладора, Марфа, Домна...

Кто они? Откуда? А ведь за каждым именем своя судьба.

– Память нужно хранить, это наша история, – говорит Ирина Степановна, – её нельзя уничтожить, выбросить, умалчивать.

Этот образок ассоциируется у пенсионерки с малой родиной.

– В Сибири живём. А что такое Сибирь? Это морозные зимы, пропитанные запахом древесной смолы и дыма из печей в глухих деревушках. Это крестьянский труд, огород, лес, рыба, которая в изобилии водится в сибирских реках и озёрах. Сибирь нельзя предать, Сибирью надо жить!

Автор: Е.Катина