Медиакарта
5:44 | 13 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

1940-е годы представляют: Тихон Савинов

Коллектив авторов, «Дорогу осилит идущий»

Аккумулируя энергию победы

Из называли буднично и скромно: труженики тыла

Коллектив Тюменского аккумуляторного завода ведёт отсчёт истории своего предприятия с 9 октября 1941 года. В этот день - ровно за неделю до того, как немецкие войска вышли к Москве и могли наблюдать в бинокль её окраины, были подписаны постановление Совнаркома СССР и приказ Наркомата среднего машиностроения № 383 сс, продублированные через два дня приказом № 86 сс Главсмежпрома, о создании в Тюмени дублёра Подольского аккумуляторного завода. Подлинники этих приказов обнаружить не удалось, имеются только ссылки на них в последующих документах. Что и понятно: гриф «сс» означал «совершенно секретно», согласно инструкции приказы с таким грифом подлежали уничтожению. Так что официального свидетельства о рождении у Тюменского аккумуляторного нет, зато есть сам завод - а это важнее.

53 градуса ниже нуля

В точку назначения составы с имуществом недавно ещё Подольского, а теперь уже Тюменского аккумуляторного завода прибыли лишь во второй половине ноября. Необычно суровая зима 1941-42 годов, ставшая союзником Красной Армии в битве за Москву, для эвакуированных с западных и южных районов страны на восток предприятий явилась одним из самых неблагоприятных факторов, осложнивших и без того крайне сложную для них обстановку. Когда подольский эшелон подошёл к станции Тюмень, термометр на здании железнодорожного вокзала, как вспомнили ветераны завода, показывал поразившую их цифру – минус 53 градуса ниже нуля. И первым суровым испытанием подольчан на сибирской земле стала разгрузка и доставка прибывшего с ними оборудования, других грузов к отведённым для размещения завода помещениям, где до их приезда располагалась гвоздильная артель «Рекорд». На запасном пути железнодорожной станции поставлены вагоны с заводским имуществом, которые по законам военных лет надо было разгружать немедленно - и так в пути потеряно слишком много времени, а аккумуляторы - острый дефицит при комплектации поставляемой на фронт с заводов, действующей в составе фронтовых соединений автомобильной и бронетанковой техники.

В Тюмень с составом было направлено всего около полусотни специально отобранных лучших специалистов и наиболее квалифицированных рабочих Подольского завода, основную часть работников планировалось набрать из местных жителей и обучить их уже в процессе налаживания производства. Разгружать вагоны, доставлять оборудование на выбранную площадку, размещать его там своими силами подольчане не могли. Город полон людьми, но не в состоянии был оказать помощь техникой: исправных грузовых автомобилей в Тюмени тогда оставалось меньше, чем число прибывших эвакуированных заводов. И вот первые работники Тюменского аккумуляторного завода в пятидесятиградусные морозы, без каких-либо кранов, вручную перегружали ящики и коробки с оборудованием и материалами из вагонов в специально приспособленные большие сани, по очереди впрягались в них и везли от железнодорожной станции до заводской площадки.

В архиве Тюменского аккумуляторного завода остались фрагменты интервью ветерана предприятия Тихона Александровича Савинова: «Всё начиналось с нуля, ведь ничего, кроме обшарпанных и пустых помещений мастерской «Рекорд», не было. Потолки низкие, пришлось углублять пол на три метра. Землю таскали на носилках, потом грузили на тележки и вывозили к реке. Горы земли перелопатили вручную, несколько десятков тонн, не меньше. Сутками работали на «народной стройке» - так мы называли прокладку деревянной канализационной трубы. Ведь без стока промышленных вод наше аккумуляторное производство невозможно. Вот и пришлось тянуть длинную, от завода на улице Луначарского до реки Туры, траншею глубиной в четыре метра. И это в морозы, которые перехлёстывали порой пятидесятиградусную отметку! Разводили костры через каждые десять метров, чтобы хоть немного прогреть промёрзшую до крепости камня землю, потом брались за ломы и лопаты. И так по всему маршруту, днём и ночью... Работали все: наш директор М.В.Рогачев, его заместитель Матвеев, парторг Д.И.Устюжанинов, будущие начальники цехов А.В.Кожурин, Ф.Новохацкий, В.Берсенев, Б.А.Герчиков, мастер Е.Филяева, работники химлаборатории, специалисты-аккумуляторщики... Дневная норма для мужчин была два кубометра, для женщин - один».

Вот так начиналась биография Тюменского аккумуляторного завода - и это один из многих примеров того, что делали и сделали в годы Великой Отечественной войны люди, которых скромно и буднично называли тружениками тыла. Понятие «невозможно» и в тылу как бы перестало существовать, главным в обиходе стало слово «надо».

«Гвозди бы делать из этих людей...»

Интересно отметить тот факт, что уже в мирные годы новый Тюменский аккумуляторный завод по улице Ямской строился и вводился в производство более десяти лет. А тот Тюменский аккумуляторный - первый, по улице Луначарского, создание которого начиналось фактически с нуля, был введён в строй действующих и выдал первую продукцию всего через два месяца. Большинство из тех тюменцев, кто первым пришёл работать на создаваемый аккумуляторный завод, были женщины-домохозяйки и подростки. Тихон Александрович Савинов, которому тогда самому было немногим за двадцать лет, но который тем не менее стал одним из самых главных наставников молодых, называет в своих воспоминаниях имена своих первых учеников: «Четырнадцатилетний Гена Миняев был самым младшим из ребят, другим парнишкам поболе было - от шестнадцати до восемнадцати. Иван Первухин, Гораций Андреев, Владислав Неупокоев, Аркадий Лавринов, Лев Пиденко, Николай Молоков, Николай Изосимов, Анатолий Улин, Николай Давыдов - все они работали наравне со взрослыми».

Завод начал выдавать продукцию ещё до того, как была завершена установка всего основного оборудования, только к началу лета были смонтированы ленточный (батарейный) и карусельный конвейеры, несколько облегчившие ручной труд. Цеховые помещения приводились хотя бы в относительный порядок тоже по ходу дела - условия труда оставались очень тяжёлыми, была большая проблема с вентиляцией - основой, на которой стоит техника безопасности в аккумуляторном производстве. «Условия были очень тяжёлыми, - вспоминал Тихон Александрович Савинов. - Свинцовые испарения и пыль в цехах, сернокислотный туман в помещениях для формировки пластин сжимали лёгкие, не давали дышать, разрушали зубы, недоставало суконной спецодежды, резиновых рукавиц, перчаток. Нам, подольчанам, уже знавшим, что такое аккумуляторное производство, поначалу было даже трудно представить себе, что в таких маленьких помещениях, где раньше выпускали сковородки, лопаты и гвозди, можно сделать в нашем производстве что-то стоящее - мы ведь должны были наладить выпуск аккумуляторных батарей для бронемашин и автотранспорта. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. И мы делали всё, что нужно, без роптаний».

Из воспоминаний Анастасии Георгиевны Изосимовой: «Начинали мы с Шурой Баженовой, как и все, с уборки территории, собирали гвозди, железки всякие, мусор, таскали землю на носилках - это позже, когда цеха очистили и более или менее приспособили, покрыли пол досками, нам предложили встать на сборку. Представляете, как страшно было? Мы ведь в этом деле ничегошеньки не знали и не умели. Зато учитель нам золотой попался - Тихон Александрович Савинов. И хотя он лишь на несколько лет был старше нас, мы смотрели на него, как на героя, ловили каждое его слово».

«Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей...» - это знаменитое двустишье известного советского поэта Николая Тихонова хорошо «вписывается», памятуя о гвоздильной мастерской «Рекорд», в первую страницу биографии Тюменского аккумуляторного завода.