Медиакарта
8:27 | 22 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Любимцы конюха Степана

Любимцы  конюха Степана
08:49 | 31 декабря 2013
Источник: Заря

На протяжении всей жизни лошадь сопровождала крестьянский быт, и обращаться с главной помощницей по хозяйству каждый деревенский мальчишка умел с детства.

Именно так нам и сказал при встрече житель села Слобода-Бешкиль С.М.Звосков. В отличие от многих своих сверстников Степан Михайлович никогда не стремился стать механизатором или шофёром. Вся трудовая деятельность мужчины была тесно связана с конями. И беседа о благородных животных – особая тема разговора.

– Долгое время работал на ферме скотником, а тут при раздаче кормов да уборке дворов без тягловой силы никак не обойтись. И на домашнем подворье у нас всегда лошади были. Мы ведь с супругой Людмилой Филипповной по четыре коровы держали, а ещё молодняк и овец. Сена при этом немало надо было заготовить – вот здесь-то лошадки нас основательно и выручали. Опять же картошку с огорода доставить, мусор вывезти, да мало ли какую работу в хозяйстве можно при помощи коня выполнить, – рассказывает Степан Михайлович.

Очень сожалеет: и сейчас не расстался бы с любимыми животными, да годы уж не те – исчезли удаль со сноровкой, которые необходимы при контакте с резвыми животными.

А ведь было время, когда в девяностые бывший председатель В.А.Габрусь на базе колхоза «40 лет Октября» организовал первую в области племенную коневодческую ферму. Нести ответственность за большой табун породистых орловских рысаков и кобыл руководитель поручил именно Степану Михайловичу.

– Ох, и красавцы это были. Покупатели за молодняком к нам приезжали со всех краёв. На областных, республиканских соревнованиях по конному спорту мы всегда призовые места занимали, – не без гордости говорит Звосков.

А чтобы упряжь удобная, крепкая да красивая была, коневод изготавливал её собственноручно. Из натуральной кожи сшивал ремни сбруи крепкой, натёртой чёрным гудроном, дратвой. Медные бляхи, которые тоже сам на уздечки насаживал, натирал до зеркального блеска. Сам, никому не доверяя, подковывал своих любимцев, тренировал или, как говорят иначе, обучал, в том числе готовил и к езде в тройке.

Кроме всего, мастерить различные конные повозки – летние «ходки», зимние «кошёвки», сани, телеги – Степан Михайлович тоже умел, да и сейчас помнят руки нелёгкое, но увлекательное ремесло. Только вот спроса теперь на оснастку нет, и ученики, желающие перенять дело, тоже отсутствуют.

Вопросами о том, какие клички давал он своим питомцам и какие масти лошадей бывают, отвлекаем пенсионера от грустных рассуждений.

– Первая буква в имени жеребёнка берётся от начальной буквы материнской клички, и обязательно должны присутствовать буквы из клички отца. Жеребчиков называли Цыганами, Буянами, были Ухаб, Просак, Алмаз, Лебедь. А кобылки: Забава, Лента, Боярыня, Умница… Да и многие другие имена придумывали. Ведь поголовье одних лишь «чистокровок» до сотни голов доходило. Масти тоже разные бывают: вороные, буланые, гнедые, рыжие, серые в яблочко. Есть такие жеребцы, что глаз не оторвать: в чёрных чулках, с белой, как первый снег, гривой… Иной вырастет такой крутой нравом – к нему особый подход нужен, и времени, чтобы приручить, немало потребуется. Рабочие лошадки, те быстрее привыкают к упряжи, к повозкам. А вот угощения все одинаково любят, – улыбается Степан Михайлович.

Смеясь, его супруга, Людмила Филипповна рассказывает, как муж, бывало, по целой грядке моркови, хлеб буханками из дома на конюшню стаскивал для своих питомцев.

И теперь, захаживая в гости к живущим неподалёку дочери и зятю, на подворье у которых тоже рабочие лошадки имеются, всегда Степан Михайлович в карман для любимых животных ломоть хлебушка кладёт.

Автор: А.МОЛОКОВА