Медиакарта
23:14 | 13 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

1970-е годы представляют: Виктор Муравленко

Виктор Муравленко и группа соавторов, «Сибирская нефть»

Крепнет добывающая отрасль, встают над Обью города

Не только миллионы тонн «черного золота» были заботой начальника главка

Страна приняла поистине историческое решение: начать индустриальное наступление на нефтяную сибирскую целину. Перед геологами, строителями, нефтяниками лежала огромная, пустынная, малонаселённая территория. Никакой индустриальной базы. Ни городов, ни даже крупных сёл. Только крохотные глухие деревушки, починки да охотничьи избушки затерялись в дремучей тайге. Ни метра современных дорог. Только леса и гигантские, на сотни километров болота неслыханной глубины. Природа словно подшутила над людьми. Свои огненные богатства она упрятала в дремучем царстве Кащея.

Но особенно надёжно она укрыла нефтяное месторождение - Самотлор. Ведь что такое Самотлор внешне? Так называется огромное, поросшее тиной и ряской озеро - гигантская трясина, к которой не подступиться ни с какой стороны, не рискуя быть засосанным в чавкающую бездонную преисподню.

Мрачные урманы. Болота-зыбуны. Тучи гнуса летом. Лютые морозы и двухметровые снега на сотни и тысячи вёрст вокруг зимой... Но и это ещё не всё.

Предстояло взвесить, строго рассчитать план наступления на сибирскую нефть. Если брать её обычными, принятыми в мировой практике методами, потребуются двойные и тройные затраты, а главное - десятилетия. Значит, надо сосредоточить тут всё лучшее, что могут дать индустрии современные наука и техника. По-иному бурить скважины, строить сверхмощные промыслы, нефтесборные сети и установки подготовки нефти, ре-зервуарные парки, трубопроводы, оснащать их самой совершенной автоматикой. А для этого надо было перестраивать, переориентировать работу многих отраслей промышленности, десятков министерств и ведомств, сотен институтов, заводов. А ещё требовались миллионы тонн металла, десятки тысяч машин, станков, разного сложнейшего оборудования, громадное количество строительных материалов... И всё это предстояло везти за тридевять земель...

Привычные методы здесь не подходят

Чтобы бурить Самотлор, люди сначала строят на его трясине земляные и ледовые острова. Чтобы пробиться в любую точку в этих местах, приходится сперва прокладывать лежнёвки, зимники или «снегурочки» - наращенные за зиму изо льда и покрытые слоем земли дороги, которые не протаивают и летом. Чтобы пройти чудовищные Салымские болота на трассе Тюмень - Сургут, строителям пришлось возвести здесь фактически не насыпь, а семидесятикилометровую земляную плотину, на которую потом уложили рельсы. Вот цифра: если в Татарии километр железной или шоссейной дороги стоит в среднем 40 - 50 тыс. руб., то в Приобье его цена доходит до 500 тысяч. А линии электропередачи? А тысячи километров нефтесборных сетей? А трубопроводы, требующие на каждый метр полтонны металла?»

Освоение нефтяных месторождений зависело от потребностей народного хозяйства в нефти, нефтепродуктах, энергетическом топливе.

На Самотлоре всё необычно, привычные методы труда здесь не подходят. А коли так, то и труд людей, работающих здесь, - это постоянный поиск нового в технологии бурения, добыче нефти, организации труда, соперничестве.

Слесарь-монтажник с вузовским дипломом. Этим на Самотлоре никого не удивишь. Чтобы добывать нефть, нужно многое знать. То, что вчера казалось последним словом техники, сегодня должно уступить место более современному.

Смелые творческие новшества молодых специалистов решительно разрушают годами сложившиеся представления. Так формируется характер самотлорских нефтяников со свойственным им чувством нового, с умением преодолевать все трудности.

Всякое упоминание о Самотлоре в представлении многих связано с именами лучших бригад - героев девятой пятилетки.

Испытан Самотлором - в наше время вряд ли можно придумать испытание коварнее того, что подготовила природа всем, кто осваивает это месторождение. Но именно с Самотлором связаны лучшие достижения одного из передовых коллективов не только в Западной Сибири, но и в отрасли - бригады Геннадия Михайловича Лёвина.

Нижневартовская земля дорога ему по-особому, здесь проявились его способности незаурядного специалиста, вдумчивого организатора, внимательного и объективного товарища. И бригадир, и члены его бригады с беспредельной одержимостью, преданностью делу принесли славу Самотлору, а Самотлор воспитал в них профессиональную зрелость, настойчивость, постоянное стремление к поиску. Опытный буровик, он так организовал работу, что интерес к ней специалистов Западной Сибири, многочисленных делегаций из других районов страны не убывает.

Минувшие пять лет для коммуниста Г.М.Лёвина прошли не только в достижении новых высот мастерства. Верен он своим принципам и в депутатских делах. Посланец нефтяников Приобья в Верховном Совете РСФСР, Геннадий Михайлович Лёвин в 1975 году избран заместителем Председателя Верховного Совета РСФСР.

Первые дома в Нижневартовск «летели»

На Средней Оби за пятилетие похорошели, приобрели современные черты города Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск. Горячее водоснабжение, газ, телевидение в этом крае уже никого не удивляет. И всё это сделано на земле, где каждый шаг вперёд требует от человека максимального напряжения сил.

За 1971-1975 годы для нефтедобытчиков Главтюменнефтегаза построено домов общей площадью 954 тыс. м2, в новых школах учится более 12 тысяч детей. Всё больше открывается детских садов и яслей, больниц, клубов и дворцов культуры. Словом, девятая пятилетка была периодом комплексного строительства городов с учётом нужд нефтедобытчиков.

Вот что говорят современники - участники строительства города Нижневартовска, выступая в «Комсомольской правде» (№ 51 от 1 марта 1975 г.).

Заместитель начальника Главного производственно-распорядительного управления по РСФСР Минпромстроя СССР Анатолий Фёдорович Лачинов: «Во время одной из командировок в Нижневартовск я познакомился в пути с молодым парнем. Он ехал в Сибирь строить... Что и как строить, парню не очень было ясно. Но он ехал в необжитый край со стихами собственного, видимо, сочинения. Запомнились такие слова: «Первый колышек - только символ. Как рождаются города? Город - это упорство сильных, город - это годы труда!» Предложил я моему попутчику: мол, давай в Нижневартовск... А парень наотрез отказался. Нефтепровод - это да, трасса железной дороги - пожалуйста, а город - «всякие там ясли, кинотеатры, магазины» - чересчур обыденно, неинтересно.

А ведь любая стройка начинается с обыкновенного жилого дома. И хорошо, когда это не временный вагончик, а современное сооружение с горячей водой, газом.

Первые дома в Нижневартовск «летели». В начале 1970 г., не дожидаясь навигации, на самолётах завозили строительные материалы и механизмы. Дорого обошлись «пассажиры», но зато новосёлы сразу почувствовали: строим основательно...

...За четыре года мы сдали в Нижневартовске более 290 тыс. м2 жилья. Только в 1974 г. здесь построены 23 пяти- и три девятиэтажных дома, школа на 960 мест, торговый блок.

В завершающем году пятилетки фактический объём вводимой площади составит 100 тыс. м2 и возрастёт по сравнению с прошлым годом на 17,5%.

Немного есть, наверное, городов, строительство которых взято министерствами и главками под особый контроль. Нижневартовск — из таких. Один из опорных пунктов Сибири, откуда ведётся наступление на Самотлорское нефтяное месторождение, отсюда берёт начало трасса железной дороги, трансконтинентальный нефтепровод. Так что для комсомольских «прожектористов»... найдётся немало дел. Вот одно из конкретных заданий: проверить качество материалов и механизмов, идущих в Нижневартовск, взять под контроль организацию строительных работ, ускорить прохождение проектной документации в институтах. А со стихами встреченного в пути парня согласен: «Городу не колышек начало, люди - у начала городов!»

Начальник комсомольского штаба Всесоюзной ударной - строительства города Нижневартовска Сергей Пикман: «Молодые добровольцы осваивают Самотлорское нефтяное месторождение. Прокладывают через болота и тайгу трассу железной дороги. Тянут трансконтинентальный нефтепровод Самотлор - Новороссийск. И, наконец, строят на берегу Оби современный город. Эту четвёртую стройку «Комсомольская правда» объявила своим подшефным объектом в завершающем году девятой пятилетки.

Останови на улице нашего города первого встречного, я уверен, это будет строитель. Добавлю: человек молодой - средний возраст горожан 25 лет.

Грандиозный размах строительства, значимость сооружаемых здесь объектов призвали сюда, в Сибирь, тысячи добровольцев. Их труд, энергия, творческий поиск — залог успешного освоения богатств сибирской земли. Одним словом, чем быстрее растет город, тем ритмичнее сооружается нефтепровод, трасса.

Объекты нашей комсомольской заботы № 1 - Дом техники, кинотеатр (его строительство началось в конце прошлого года), торговый центр, спортивные сооружения. Согласитесь: без них немыслим сегодня молодёжный город».

Десять лет назад под эти города ещё только изыскивали площадки для строительства, так, в 1964 г. в Нижневартовске не насчитывалось и одной тысячи населения. Кругом стояла вековая тайга, и её тишину один раз в сутки нарушал стрекот самолёта АН-2, который привозил почту. «Аэродромом» - посадочной площадкой для него был лёд реки Оби.

В 1971 г. вступил в строй современный аэропорт, самолётом без пересадки можно улететь в Москву, Тюмень, Свердловск, Омск, Новосибирск и другие города страны. На такие расстояния нефтяники, строители, члены их семей летят на современных лайнерах ТУ-134, ЯК-40.

Наши люди должны жить достойно

Нижневартовск возводят строители из Омска, Иркутска, Перми, Казани, Башкирии. Проектируют застройку города организации Новосибирска, Ленинграда и Москвы. Это будет современный красивый город с торговыми центрами, спортивными комплексами, садами и парками, Дворцами культуры и кинотеатрами.

Крупный совхоз обеспечивает сейчас население города мясом, молоком, яйцами, картофелем и свежими огурцами. Городской рыбозавод поставляет к столу нефтяников свежую рыбу.

Город застраивается по единому генеральному плану, единым генеральным заказчиком (застройщиком) выступает нефтегазодобывающее управление. Для руководства застройкой города, координации действий подрядных организаций Главтюменнефтегазом создан «Штаб» заказчика, куда привлечены опытные инженеры-строители. Много энергии и труда в создание Нижневартовска вложили заместитель начальника НГДУ Мегионнефть Григорий Михайлович Кокуевицкий и управляющий трестом Нижневартовскжилстрой Ян Михайлович Малинский.

Такими же темпами ведётся строительство городов Сургута и Нефтеюганска.

Для покорителей нефтяного и газового Севера построены торговые комплексы, гостиницы и много других объектов культурно-бытового и социального назначения. Большие планы намечены по расширению строительства подсобных сельскохозяйственных предприятий для круглогодичного обеспечения северян свежими овощами, молоком, яйцами, мясом и другими продуктами.

В городах продолжается строительство домов с квартирами улучшенной планировки. С учётом северных условий разработаны новые проекты зданий детских садов и яслей, школ, лечебных учреждений и других объектов культурно-бытового назначения.

Для осуществления единой политики в градостроительстве в нефтяных районах Западной Сибири проектируют населённые пункты нефтяников ведущие проектные организации: Сургут - институт ЛенЗНИИЭП, Урай и Нефтеюганск – ЛенНИИ градостроительства, Нижневартовск - СибЗНИИЭП. Из года в год возрастают здесь темпы промышленного и гражданского строительства. В девятой пятилетке капитальные вложения в промысловое обустройство, строительство промышленных объектов и городов в районах добычи нефти в Тюменской и Томской областях увеличились в несколько раз по сравнению с затраченными в предыдущей пятилетке.

На огромных просторах раскинулась строительная площадка Западно-Сибирского нефтедобывающего района. Большой коллектив строителей, в ряды которого влились организации Министерства промышленного строительства СССР, своим трудом приумножает его мощь. Там, куда они приходят, встают города и заводы, отступает тайга, давая путь нефтяному потоку.

История и будущее городов нефтяников на Средней Оби одинаковы. Это города-близнецы. Их будущее - это будущее нефтедобывающей промышленности страны.