Медиакарта
20:25 | 2 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

1970-е годы представляют: Дмитрий Коротчаев

Коллектив авторов, «Западно-Сибирский железнодорожный меридиан»

Мечтал о рельсах на берегу Ледовитого океана

Своих ветеранов и передовиков знал всех, и каждого по имени-отчеству

В Тюмень Коротчаев приехал в 1965 г. в императорском салон-вагоне, который с согласия Министерства путей сообщения долгие годы был передвижной штаб-квартирой, а также штабом стройки известного руководителя-строителя сибирских железных дорог. В их число вошли знаменитая союзная, стратегического значения магистраль Абакан - Тайшет и Тюмень - Тобольск - Сургут.

За строительство дороги мужества Абакан — Тайшет, которая строилась в неимоверно тяжелых горных условиях, Дмитрию Ивановичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». На тюменскую землю он привёз не только награды, но и новые проекты и талантливых инженеров-руководителей, прошедших школу Абакан - Тайшета. Имена Олега Шапошника, Виктора Фролова, Михаила Бороданова, Николая Доровских, Сергея Лебёдкина, Виктора Горченка знакомы многим тюменцам. За доблестную работу коллектив объединения «Тюменстройпуть», возглавляемый Дмитрием Ивановичем Коротчаевым, награждён орденом Трудового Красного Знамени.

«Императорский» вагон, «серебряный» костыль

Одновременно со строительно-монтажными поездами «Тюменстройпути» на Тобольском направлении развернули широким фронтом работы механизированные колонны «Уралстроймеханизации», мостостроительные отряды и поистине легендарная военная бригада железнодорожных строителей под руководством Ивана Сергеевича Матвейкова. Родилась бригада в 1941 г. на огневых рубежах. Вела оборонительные бои, строила заградительные укрепления, восстанавливала разбитые врагом железнодорожные пути. За военный подвиг бригаду наградили орденом Кутузова, за успехи в мирное время — орденом Трудового Красного Знамени.

На Тюменской железнодорожной новостройке перед военными строителями была постав-лена задача проложить стальную магистраль до Усть-Тавды и возвести мосты через реки Тавду и Туру. Труднейший участок от Усть-Тавды до Сетово был поручен коллективам строительно-монтажного поезда № 269 и гидромеханизированного управления №489 под началом Виктора Горченка и Евгения Жукова. Впереди была цель - Тобольский перегон.

25 октября 1967 г. на ст. Тарманы, где 21 месяц назад были отсыпаны первые кубометры грунта в железнодорожное полотно, собрались строители, монтажники, путейцы: из Тюмени в первый рейс уходил первый рабочий поезд. Звонкие голоса участников митинга разносились над станцией: «Сегодня - Тобольск, завтра - Сургут!» И, конечно, имена машинистов, которые вели тот состав, вошли в историю: это Алексей Окружное и Александр Горячев. «Счастливого пути!» - эти слова Алексей Окружное слышал и на трассе мужества Абакан - Тайшет, когда уходил в первый рейс.

От Тюмени до Тобольска, до седого Иртыша, в невиданно короткий срок в дорожное полотно длиной 215 км было отсыпано 15 млн м3 грунта, уложено более 100 тыс. м3 балласта. Строились станции и раздельные пункты Торгили, Иска, Картымская, Тукман, Абаевский.

Через них в тот знаменательный день шёл праздничный поезд, в составе которого был и императорский салон-вагон, где ехали командиры производства во главе с Дмитрием Коротчаевым. А в 1980 году был забит «серебряный костыль» на конечной станции уренгойского направления Тихая, которую впоследствии назвали Коротчаево.

Руководитель государственного масштаба

Вспоминает И.С.Мариенков, Герой Социалистического Труда:

-...Я считаю, что крупные строители - это строители железных дорог. Конечно, Коротчаев - настоящий лидер. Умница. Он вообще был такой руководитель - с любым рабочим мог поговорить, держался, хотя и начальник управления, тишайше. Он всё знал, особенно о бригадирах, мастерах, буквально обо всех. Он многих вырастил из молодых ребят: Бороданова, Грязева, Лебёдкина...

В.В.Молозин (бригадир, Герой Социалистического Труда):

-Секрет успеха нашей бригады был один: я следовал совету Дмитрия Ивановича и старался пробудить в каждом рабочем чувство хозяина. Начинал с простых вещей: с вечера давал задание на завтра, чтобы человек обдумал план действий, готовился к нему дома. С этой заботы о завтрашнем дне и начинается, по-моему, уважение к своему делу, пробуждается чувство хозяина, без которого, как считал Дмитрий Иванович, не может быть успеха. Причём у него самого слово никогда не расходилось с делом.

Е.С.Стрельников (управляющий трестом «Уралстроймеханизация», Герой Социалистического Труда):

«Мне нравилась в нём преданность делу, раз и навсегда выбранной профессии. Его невозможно представить в иной роли, чем строителя, человека, решившего прокладывать людям дороги. И посвятившего этому всю свою жизнь. Полвека он строил и восстанавливал дороги. Полвека!

В памяти навсегда останутся его объективность и отзывчивость, умение увлечь своей энергией, напористостью, сочетавшейся с точным экономическим расчётом, желанием и способностью ускорить ход строительства. Это далеко не полный перечень деловых качеств его характера...

С ним было легко и трудно. Легко потому, что он предвидел многие возникающие впоследствии ситуации. А трудно? Он заставлял постоянно быть в напряжении, думать. И идти вперёд. Только вперёд. Вот таким целеустремленным он и остался в моей памяти.

Коротчаев искал и находил неравнодушных людей. Как-то его спросил корреспондент: «Вот вы многих выдвигаете. И почти никогда не ошибаетесь. Как вам это удаётся?» Д.И.Коротчаев ответил: «Прежде всего, смотрю, что человек «весит» в коллективе, на каком счету. Знаете, один может ошибиться, одного даже обмануть можно, а всех — нет. Так что коллектив — главное. А потом уже присматриваюсь, насколько смело и грамотно решает человек вопросы».

У самого Коротчаева было обострённое чувство ответственности, он всегда беспокоился о сроках, о качестве. Поэтому напряжённо думал, искал самое быстрое, результативное решение выполнения задачи. И превосходно знал людей. Конечно, всех подчинённых (15-20 тыс. человек) он знать не мог, но очень многих, особенно ветеранов, передовиков, знал и помнил даже по имени-отчеству.

Три тысячи железных километров

Им владело неуёмное стремление: только вперёд, только к выполнению поставленной цели. Он мечтал и о рельсах на берегу Ледовитого океана. Он был одержим в работе. Он был вездесущим. Летал, ходил и ездил по трассе независимо от погоды, от времени года, в любые часы суток. И был постоянно там, где возникали узкие места в строительстве. Именно его заслугой явилось то, что сплочённый в труде на Южсибе коллектив в полном составе перебазировался в Западную Сибирь, сохранив общность, преданность нелёгкому делу транспортного строительства в необжитых местах, свои традиции, свой почерк, своё мастерство.

Отдыхать было некогда. В Москве Дмитрий Иванович бывал лишь по вызову. Но однажды прилетел в связи с тем, что геологи нашли глину и нужны были средства на строительство кирпичного завода, чтобы не возить его через всю страну. Но построить завод ему не пришлось: на 73-м году жизнь его оборвалась... Имя заслуженного строителя РСФСР появилось в названии станции Коротчаево на его последней стройке.

При непосредственном участии Д.И.Коротчаева и его руководстве стройкой на Тюменщине строителями уложено 1580 км главного пути, 402 км приёмо-отправочных путей; введены в постоянную эксплуатацию участки железнодорожных линий Тюмень - Тобольск (1972 г.), Тобольск - Демьянская (1977 г.), Демьянская - Сургут (1978 г.), Сургут - Нижневартовск (1979 г.); открыто движение поездов до Нового Уренгоя, пассажирское движение - до ст. Тарко-Сале; выполнено развитие узловой ст. Войновка, ст. Тобольск и объектов ТНХК; построены причалы Тобольского и Сургутского речных портов, современные аэродромы в Тюмени и Сургуте и другие крупные объекты. А всего на Тюменщине было проложено около 3000 км железнодорожных путей.