Медиакарта
19:18 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Практическое решение актуальных проблем

Единый муниципальный методический день для руководителей школ, заместителей директоров, членов проблемных групп и учителей научно-естественного цикла прошёл 20 декабря на базе Уватской школы.

Педагоги района при поддержке кандидата педагогических наук, доцента кафедры управления стратегического менеджмента ТОГИРРО О.Г. Марчуковой и кандидата биологических наук, доцента, заведующего кафедрой экологии, географии и методики преподавания Ишим-ского государственного педагогического института им. П.П. Ершова, члена государственной экзаменационной комиссии по проверке работ ЕГЭ по географии Л.В. Губановой попытались решить несколько важных на сегодняшний день проблем, возникающих в образовательном процессе.

Один из них - актуализация школьного и профессионального географического образования, отработка методики подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации по географии в 9 и 11 классах и всероссийской олимпиаде школьников по географии.

К сожалению, школьная география переживает период спада. Забыто значение географии как науки о культурно-исторических и этно-графических традициях, особенностях России и зарубежных государств, формировании бережного отношения к родной природе. А ведь всё это воспитывает в подростках патриотизм, толерантность, умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни.

Ни для кого не секрет, что с введением ЕГЭ для сдачи экзаменов школьники стали усерднее заниматься лишь обязательными предметами, то есть русским языком и математикой, а также теми, что необходимы при поступлении в ВУЗ. География в число фаворитов у учащихся наших школ пока не входит. Данные комитета по образованию администрации Уват-ского муниципального района подтверждают, что интерес учащихся к этому предмету неуклонно снижается. Так, в 2009 году географию сдавали 6 выпускников 11-х классов, в 2010 году - 4, в 2011 - 10, в 2012 - 4, в 2013 году - всего 3.

Правда, и неудовлетворительных результатов за эти годы не было. Но настораживает столь минимальное количество выпускников, желающих связать свою будущую профессию с наукой о закономерностях развития природы, с современными аспектами социально-экономических и экологических процессов и проблем, территориальными особенностями процессов, протекающих в нашем пространстве, в том числе Уватском районе. В чём причина?

Действительно ли в наших школах «отговаривают» выбирать этот учебный предмет? Или недостаточно профориентационной работы? Или мало знаем о востребованных профессиях, связанных с географией как наукой?

  • Основная цель работы Ларисы Васильевны Губановой с учителями школ Уватского района - подчеркнуть значимость предмета, его практическое значение в жизни человека и отработать практические вопросы методики подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА по географии, прорешать все контрольно-измерительные материалы выпускных экзаменов, подробнее остановиться на задачах тестов, которые вызывают затруднения, - рассказала заместитель председателя комитета по образованию администрации Уватского муниципального района Н.В. Корчёмкина.

Одновременно с работой секции географии руководители школ и учителя научно-естественного цикла изучали проблему метапредметного подхода в образовательном процессе, как этого требует федеральный государственный образовательный стандарт.

Следует отметить, что в нашем районе в этом году создана проблемная группа, в которую вошли учителя школ, отрабатывающие в своих классах метапредметный подход. Для родителей школьников следует пояснить алгоритм метапредметного подхода. Например, на русском языке в 4-5 классах учат работать с текстом: делить его на абзацы, составлять план, излагать текст по плану. А в это время на уроке биологии, истории или любом другом учебном предмете учитель учит составлять сложный алгоритм по содержанию параграфа. Заложником этого явления становится ученик: как суметь выполнить сложное задание, не освоив простейшие умения работы с текстом? Для этого и открывают учащимся возможности ориентироваться в различных предметных областях и в строении самой учебной деятельности.

Сетевые формы реализации образовательных программ как фактор индивидуализации образования - еще одна актуальная тема районного образования, звучавшая на семинаре.

  • Между школами и учреждениями дополнительного образования детей пока нет единства в содержании общеразвивающих программ. Или почти нет, - пояснила Н.В. Корчёмкина. - Программы учреждений дополнительного образования сегодня являются частью основных образовательных программ школ и целостным содержанием образовательного и воспитательного процессов. Это значит, что они должны быть преемственными в своих задачах и целях, ведь важно не только научить ребенка танцевать, вышивать, играть в шахматы, провести эксперимент, вырастить цветы, но и одновременно готовить его к жизненному самоопределению: знакомить с моральными нормами, учить соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в межличностных отношениях, учить планировать свою деятельность, прогнозировать результат своего труда, обнаруживать в своей деятельности отклонения и отличия от эталона, оценивать, что уже усвоено, что подлежит усвоению и многое другое. Тогда будет больше шансов получить гармоничную и всесторонне развитую личность.

Плодотворный методический день показал, что педагоги района готовы учиться сами и учить детей.

Фото автора

Автор: Лариса ФИЛАТОВА