Медиакарта
16:22 | 15 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

2000-е годы представляют: Сергей Корепанов

Коллектив авторов, «Парламентские диалоги»

Равновесие достигнуто, и хрупким его не назовешь

Отношения между югом и севером области существенно изменились

Легко быть сильным. Легко быть уверенным в себе. Особенно когда политическая ситуация обретает черты устойчивости. Сергею Корепанову, председателю Тюменской областной Думы, за четыре года довелось испытать самый широкий диапазон эмоций: от отчаянного желания перемен и полной безвестности на юге области до ощущения реальной силы, которой обладает сегодня областной парламент. Сегодня Тюменская областная Дума - весомая политическая сила, которой уже не надо «надувать щёки» и «соответствовать политическому моменту». Авторитет Думы прочен и устойчив. Избиратели, получив от областных депутатов неоднократные веские доказательства их возможностей, раз и навсегда поверили в законодательную ветвь областной власти.

Беспристрастный анализ

Неофициальный титул «Характер года» Корепанову присудили не случайно. В самый что ни на есть смутный момент, когда «обойма» бывшего губернатора чувствовала себя неуязвимой, Сергей Корепанов неожиданно для всех - противников и друзей - выступил в прессе с беспристрастным и нелицеприятным анализом социально-экономической и политической обстановки в области. Его выступление произвело эффект разорвавшейся бомбы: у бывшего губернатора были друзья, которые легко его предавали, и враги, так же легко переходившие в стан преданных друзей. Но людей, говоривших откровенно - и при этом публично, - во властной обойме были считанные единицы.

Спикер областной Думы (сам Корепанов заимствованное из английского языка слово не любит) неожиданно смешал все карты. Доказав уязвимость «врагов» и «друзей». Не самые лёгкие времена переживал тогда председатель областной Думы, которому самые «дальновидные» и осторожные из чиновников не подавали руки.

Не самые лёгкие времена Сергей Корепанов переживает и сейчас. Многое в области изменилось к лучшему. Только лукавый будет это отрицать. Заработали интеграционные связи Север-Юг, о которых Сергей Корепанов так много говорил своим избирателям. Северные инвестиционные потоки пошли на Юг, южная продукция - на Север. Самое время подвести кое-какие итоги.

-Сергей Евгеньевич, в ту предвыборную кампанию Вам, пожалуй, досталось больше других. Достаточно было записать определения, которые вам давали: «фигура Неёлова», «ставленник северян», «ямальский сепаратист»... В итоге когда Рокецкий проиграл, Вам присудили «Характер года». За рекордно короткий срок - столько титулов.

-Я, как вы помните, не скрывал своих намерений, когда переходил работать в Тюменскую областную Думу с поста председателя окружной Думы Ямала. Главная цель была - нормализовать отношения между областью и округами. Я говорил, повторю и сейчас: я долгие годы дружен с губернатором Ямала Юрием Неёловым. Но я никогда не назвал бы себя «человеком Неёлова» и не стал бы отводить себе роль «проводника идей Неёлова». Более того, я всегда старался быть экономически независимым от губернатора Ямала.

Я уже говорил как-то, что, хотя по приезде в Тюмень мог получить хорошую квартиру и от Рокецкого, и от Неёлова, не допускал возможности, чтобы кто-то сказал, что Корепанова «купили». И сегодня никто этого не скажет.

Тем не менее могу сказать, что мои политические позиции совпадают сегодня как с позициями Неёлова, так и с позициями Собянина. Близки они и к политике губернатора Югры Филипенко. И всё же я ценю независимость, и свою, и ту, которая отличает каждого из названных людей.

-Сегодня характер высказываний о деятельности Тюменской областной Аумы резко изменился - иногда на резко комплиментарный. Что это? Конъюнктура? Нормальное поведение по отношению к сильным? Или объективная реальность?

-Отчасти есть и то, и другое. Да, действительно, ситуация изменилась. Все видят, что Дума работает в унисон с губернатором. А так оно и есть. Мы с губернатором находим обший язык по вопросам социально-экономического развития области. Вы, наверное, помните, что моя точка зрения резко расходилась с позицией прежней администрации области по многим вопросам: и по вопросам сельского хозяйства, и по вопросам местного самоуправления. Результаты референдума вы знаете: сколько бы ни лукавили политологи, но люди свой выбор сделали: от модели, основанной на кормушке и приближённости к власти, - к реальным возможностям самоуправления. Я считаю, что люди в полной мере выразили свою волю. И определили судьбу самоуправления на будущие годы.

-Помнится, противники Собянина тогда говорили: погодите, цыплят по осени считают... Уборочная еше не завершена, но уже более одного миллиона семисот тысяч тонн зерна намолотили — без обычных «уборочных» истерик. Что ж, новому губернатору Бог помог?

-Здесь причины, как говорится, объективно-субъективного характера. Погода была не самая плохая. По объёму зерна мы обошли многие прошлые годы. Раньше мы в каждую посевную и уборочную кампании шумели: не хватает топлива, не хватает гербицидов, не хватает техники, семенного материала. В этом году посевная и уборочная кампании прошли фактически незаметно, без криков и шума. Весной были проведены все необходимые по агротехнологии работы, чего, к слову, давно уже не случалось.

-Каков, по-Вашему, главный итог осени-2001?

-Главный итог в том, что коренным образом поменялись взаимоотношения между севером и югом области. Если раньше вместо экономической целесообразности срабатывали рычаги «политической преданности», то теперь многое изменилось. Многие сегодня самостоятельно пытаются выйти на контакты с Севером. Любые связи «Север-Юг» сегодня приветствуются. У Собянина нет ревностных чувств к таким отношениям, нет деления на «противников» и «союзников», которым увлекался бывший губернатор. Более того, сегодня на уровне трёх субъектов проанализированы и готовы к запуску десятки инвестиционных программ. Они будут реализованы. Но не на «давальческой» основе - богатый Север помогает отсталому Югу, а на основе взаимовыгодного сотрудничества. Ханты-Мансийский округ вложил в Боровскую птицефабрику десятки миллионов долларов, выкупив контрольный пакет акций. Но ведь в итоге важно не то, кому принадлежит этот пакет, - важно, кому принадлежат результаты труда: налоговые поступления, новые рабочие места, благосостояние населения. На прошедшем недавно в Салехарде заседании совета трёх губернаторов были рассмотрены вопросы, которые касаются, без преувеличения, всех сторон жизни нашего сложнопостроенного субъекта. Например, вопросы координации налоговой политики Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Это чрезвычайно важно: одинаковые правила игры в налоговой политике трёх субъектов Федерации. Это даёт равные условия для конкуренции - и это тоже очень важно. Раньше мы даже не мечтали об этом. Как и о совместном решении Севера с Югом вопросов продовольственной политики.

Принципиальных разногласий нет

-В чём ещё сошлись интересы Юга и Севера?

-В таком, к примеру, вопросе, как общее участие в обустройстве границы Тюменской области с Республикой Казахстан. На первый взгляд, вопрос этот может показаться пустяковым. Но наша область находится в пятёрке регионов России, неблагополучных по наркоситуации. Да, мы увеличили финансирование комплексной программы по борьбе с наркоманией на 20 процентов. Однако границы с Казахстаном у нас сегодня фактически нет - наркотики пересекают её беспрепятственно. В тесной связи с этим находится и продление общеобластной программы «АнтиСПИД», о чём договорились область и округа. Рассмотренные тремя губернаторами документы о согласованной политике органов власти в сфере социально-экономической политики как раз и доказывают то, что продекларированные Собяниным и мной в ходе предвыборной кампании принципы не остались на бумаге - они реализуются в жизнь.

Главной моей целью, повторю, было нормализовать отношения между округами и областью. Сейчас я здесь больших проблем не вижу. Могу привести не очень замысловатую, но точную аналогию. Наша область - как стул. Если у стула есть хотя бы три ножки - он устойчив. Если выпадает хотя бы одна «ножка» - Ямал или Ханты - ситуация рушится. Нынешнего губернатора, в отличие от прошлого, выбирала вся область. Он легитимен. «Стул» устойчив.

-Значит, вы не сторонник «укрупнения» субъектов, о котором продолжают говорить на федеральном уровне?

-Не сторонник применительно к нашей области. Сегодня в области существует равновесие между субъектами, их статусами. Это равновесие уже не назовёшь хрупким. К чему нам новая война между Севером и Югом? Согласие, которого мы добились с таким трудом, усиливает потенциал Тюменской области - интеллектуальный, ресурсный, финансовый. Это нужно сохранить любой ценой. Вот почему я собираюсь снова избираться в областную Думу. У нас есть опыт! Многим хочется выдать желаемое за действительное: придумывают разногласия между Собяниным и северными губернаторами, даже между Собяниным и Корепановым. Положа руку на сердце скажу: никаких принципиальных разногласий между нами нет. И если, согласовывая кандидатуры предполагаемых кандидатов в депутаты, глав муниципальных образований городов и районов, мы обнаруживаем некоторое несовпадение мнений - высказываем каждый свои аргументы.

-Областная Дума пережила «болезни роста»?

-Да, таких фокусов, которые позволяла себе Дума предыдущего созыва, мы уже не знаем. Когда оскорбляют друг друга, выскакивают из зала заседаний, чтобы сорвать кворум. Мы работаем - спокойно и результативно. Да, на первом этапе были сложности: конфликты между Севером и Югом давали о себе знать, процессы в конституционном, областном судах... Люди были незнакомые. Но искали и находили компромиссы. Сегодня, замечу, многие северяне в решении вопросов по югу области, сельскохозяйственным вопросам работают не менее активно, чем южане.

-Дума этого созыва приняла более трёхсот законов и множество поправок. Что вы можете сказать о их качестве?

-Мы рассылаем свои сборники законов во многие субъекты Федерации, и в некоторых мне говорили: мы берём ваши законы, меняем название и, что называется, претворяем в жизнь. Качество наших законов достаточно прочно ещё и потому, что мы, принимая их, всегда тесно сотрудничаем с органами юстиции, прокуратуры. Хотя иногда даже судимся - с этими же органами.

-А обратная связь? Насколько жизнеспособны принимаемые Думой законы?

-Вы, наверное, обратили внимание, что практически на каждом заседании областная Дума рассматривает несколько вопросов «в контрольном порядке». Это информация о реализации общеобластных программ, о выполнении принятых Думой законов. Иногда это воспринимается болезненно со стороны департаментов областной администрации: мол, что вы лезете не в свои вопросы? Приняли закон - и всё. Но это не так. Нас интересует не только дальнейшая судьба закона, но и такие вещи, как, например, целевое расходование денег по той или иной общеобластной программе.

-Какой состав Думы Вы считаете оптимальным?

-Тот, в котором представлены и радикалы, и консерваторы. Я убеждён, что состав Думы должен обновиться. Но хотел бы, чтобы в Думе остался костяк из депутатов, накопивших солидный опыт законотворческой работы. На то, чтобы научиться такой работе, уходит как минимум год. За это время Дума несколько снижает обороты. Зато не теряет таких черт, как критичность, свежесть восприятия проблем. Избегает застоя...

-Какой стиль работы председателя областной Думы, по-вашему, предпочтителен?

-Председатель Думы - это дирижёр большого оркестра, в котором каждый ведёт свою партию. Я сторонник мягкого дирижирования. Я - председатель Думы, но не начальник над депутатами. Я обязан каждому дать высказаться, не имею права пресечь депутата, не узнав его мнения, не имею права становиться над всеми. Мы равны... В то же время я никогда не пущу оркестр «вразнобой». Не хочу, подобно коллегам из Государственной Думы, превращать заседание нашей Думы в митинг, в спектакль. Люди в итоге забудут, насколько кто артистично выступал. Людей интересует итоговый документ - принятый закон, по которому им жить и работать.