Медиакарта
20:43 | 2 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

2000-е годы представляют: Владимир Якушев

Владимир Якушев, «Верю в наших людей»

Переосмысление всей нашей жизни

Где же собственный путь, где открытое новое, если мир отрицает инерцию прошлого?

Индустриальная история Тюмени пишется вот уже третье столетие. Первые сибирские промышленники, артели, фабрики, заводы… Эпоха индустриализации советских времён, казалось бы, обошла наш край стороной, но грянула Великая Отечественная война, и на территорию Западной Сибири было перевезено более сотни различных предприятий из прифронтовых регионов страны. Тюмень не только дала приют тысячам и тысячам рабочих, инженеров, но и сама направила в их ряды лучших своих представителей. Так были воссозданы на нашей земле знаменитые и поныне производства. Затем последовало открытие нефтегазовых залежей, и областная индустрия стала разворачиваться курсом на топливно-энергетический комплекс. Тюмень стала пионером в деле создания легендарных блочно-комплектных устройств, кардинально ускоривших темпы освоения Севера, дала стране целую плеяду Героев труда, лауреатов высших государственных премий, видных хозяйственников и организаторов промышленности.

Коренной поворот областной индустрии

В постперестроечное время областная индустрия претерпела существенные изменения. Не всем и не сразу удалось стать на рыночные рельсы и двинуться вперед: экономическая конъюнктура предъявляла промышленникам иные требования, чем устоявшееся плановое хозяйство. К чести тюменцев надо признать, что столь популярное ныне понятие «модернизация» уже тогда было у многих буквально в крови. Лишившиеся госзаказов предприятия сами искали себе новые ниши на рынке, осваивали производство продукции, ещё вчера представлявшейся абсолютно «непрофильной» и незнакомой. Те же, кто продолжал идти путём освоенной специализации, бились за качество и конкурентоспособность, искали и внедряли инновации.

Областная индустрия совершила коренной поворот в интересах двух главных заказчиков - потребностей населения и перспективных запросов экономики. Что касается первого, то изделия с гордым девизом «Тюменская марка» перекрывают сегодня практически весь спектр потребительского интереса. Так называемая большая индустрия определилась с основными приоритетами. Достаточно назвать Уватский нефтяной проект, Тобольскую нефтехимическую зону, Антипинский нефтеперерабатывающий завод, масштабные промышленные проекты компаний «УГМК-Сталь», «Шлюмберже», «Тюменьстальмост», «Бентек»…

Когда мы говорим об экономическом развитии страны и региона, то по старой советской привычке хочется мыслить проектами размаха ДнепроГЭСа или Уралмаша. Привычка, кстати, вполне достойная, подобные «опорные» проекты важны и сегодня, в том числе и у нас: в областном масштабе тот же нефтяной Уват сродни Большому Самотлору для страны. Однако чем заполнено огромное свободное пространство между этими гигантами? Тем, что называется малым бизнесом, предпринимательством. Конечно, на заводе или промысле - сотни и тысячи работников, а у предпринимателя - единицы и десятки. Но когда число самих предпринимателей растёт от сотен к тысячам, то стоит ещё посчитать, какой из секторов нашей экономики даёт региону больше рабочих мест.

Малое предпринимательство относительно недавно вошло в число приоритетов региональной политики. Однако мы не ограничились простым наращиванием физических объёмов финансирования. В области создан набор специализированных инструментов, позволяющих оказывать предпринимателю именно ту помощь, в которой он более всего нуждается. Сформирована в основных чертах сама инфраструктура поддержки предпринимательства. Создан областной Фонд микрофинансирования, задача которого состоит в быстром предоставлении так называемых «коротких» денег для пополнения оборотных средств. Через всевозможные обучающие программы прошли уже десятки тысяч человек.

Не нефтью единой...

Определённые результаты достигнуты. То, что нашим ответом на кризис стал, в отличие от большинства других регионов, подъём предпринимательской активности, а не её затухание, не может не радовать. Значит, энергия первопроходцев, традиции легендарной тюменской предприимчивости живы и продолжают работать на благо нашего края. Однако и этот потенциал использован ещё далеко не полностью. По количеству малых предприятий на сто тысяч населения ещё вчера мы занимали весьма скромное, я бы сказал - далеко не лидерское место в стране. При всём при том, по данным социологических исследований, почти четверть наших граждан хотели бы лично заниматься малым предпринимательством, но по разным причинам не находят такой возможности. Это означает, что подход к информационному, идеологическому и организационному обеспечению этой деятельности нуждается в решительном, не исключаю - революционном - обновлении. Мы над этим серьёзно работаем.

Не является исключением и агропромышленный сектор. Здесь нам тоже есть что вспомнить, на что опереться. Тюменское крестьянство было исстари крепким и вольным. Напомним себе и другим, что в Сибири, в отличие от центральных губерний империи, никогда не было крепостного права. И восстание западно-сибирских крестьян против жестокой продразвёрстки двадцатых годов гудело громче знаменитого Тамбовского. Что было, то было. Историю не перепишешь.

Строили колхозы и совхозы, в войну кормили фронт и тыл, затем поднимали свою целину, расширяли угодья, возводили фермы, множили машинный парк. И всё это на земле, провозглашённой агрономической наукой «зоной рискованного земледелия».

Вдвойне рискованным стало наше сельское хозяйство в непростые годы экономического перелома всего уклада жизни и труда. Однако справились и здесь: нашли и силы, и средства, и характерную для тюменцев волю к победе. Сегодня областной агропромышленный комплекс является примером успешной и продуманной работы на всех уровнях.

Верным оказался наш курс на создание учитывающей специфику каждого района и каждой территории гибкой системы поддержки разных отраслей хозяйства и разных организационных форм его ведения - от крупных аграрных комплексов до мини-ферм и личных подворий. С 2005 года интенсивность сельскохозяйственного производства выросла вдвое, а его физические объёмы - более чем на треть.

Отметим с заслуженной гордостью наши достижения в растениеводстве, насыщение его высокопроизводительной техникой, широкое применение технологий. Быстро переходит на новый технологический уклад и животноводство. Благодаря сооружению современных комплексов и обеспечению их породистыми животными ежегодно растут объёмы производимого молока и показатели молочной продуктивности - по ним Тюменская область входит в первую десятку российских регионов. Ещё более перспективным представляется мясное направление. Здесь главный упор делается на «правильную» генетику - поголовье племенных животных выросло за пять лет в два с половиной раза. Тюмень станет общероссийским центром репродукции животных мясного направления. Так что будем первыми не только в нефтегазе.

Результат приложенного труда ощутим: по большинству параметров регион не только достиг самообеспечения сельскохозяйственной продукцией, но и стал «донором» для соседних территорий.

Современные реалии ведения дел на селе требуют от земляков и постоянного внимания к переработке сельхозпродукции, превращению её в полноценный и качественный товар. Давно прошли те времена, когда мы чемоданами возили колбасу издалека. Сегодня нам чужого и не надо, своё вкуснее и полезнее, а выбор - на любой вкус: перерабатывающая отрасль областного агропрома наращивает обороты, деловую активность переработчиков поддерживает и стимулирует областное правительство.

Ещё в начале своей работы я говорил, что за аграрно-промышленным комплексом - наше будущее, и здесь нужна постоянная системная работа. Некоторые, прямо скажу, недопонимали: мол, Тюмень всегда была нефтяным краем, а тут нас призывают все силы бросить на развитие АПК. Сегодня мы пожинаем плоды той общей большой работы, что была проделана. Между тем в мире назревает продовольственный кризис: по данным международных организаций, каждый день один миллиард людей на планете ложатся спать голодными. И обыкновенная пресная вода в обозримом будущем может стать одним из самых востребованных и дорогих сырьевых ресурсов. У нас в Тюмени с едой и водой всё в порядке. Но это не значит, что можно поздравить друг друга и уйти на покой. Не получится. Время не то.

Как мы будем работать - так и станем жить. Сколько ни повторяй эту прописную истину, она не теряет своего первейшего значения, как и тысячу раз озвученный «человеческий фактор». Рынок есть рынок, в нём существуют спрос и конкуренция. А если на твоё рабочее место, твою продукцию появился конкурент или спрос упал? Здесь возможны разные ситуации. В том числе и такие, когда человек опустил руки и сам ни к чему не стремится. Но очень много людей хотят вырваться из сложных условий, и они непременно этого добьются. Вот с ними обязательно нужно работать. Особенно это чувствуется в ходе работы программы «Самообеспечение». Мы едва ли не единственный в России регион, который такую программу реализует. Кстати, и награждение лучших семей в рамках программы мы проводим не для того, чтобы лишний раз попиариться, а чтобы люди посмотрели: ага, у соседа всё получилось - значит, и я вырвусь. На самом деле подобные ситуации - это борьба не с кем-то, а с самим собой. И когда она выиграна, человек становится уверенным в себе. В свою очередь, власть должна давать, и в Тюмени конкретно даёт, человеку реальную возможность для самореализации.

В жизни и работе ты будешь успешным, если соблюдаешь десять правил. Первое: ты не пытаешься собрать урожай, которого не посеял. Остальные девять: ты не ищешь оправдания своим ошибкам. И ещё важно, чтобы наедине с собой ты мог сказать, что живёшь в полном соответствии со своим внутренним миром, а всё остальное зависит от поставленной цели. Когда понимаешь, что чего-то добился. И именно так, как это понимаешь ты сам, а не кто-то другой - мне кажется, это самое главное.

Модернизация - не лозунг, а необходимость

У Тюменской области разгон был замечательный. То, что было создано в крае во времена поистине великой эпохи освоения нефтяных и газовых богатств, по нынешний день питает экономику родной страны и послужит ей опорой ещё долгие годы. Но что в свою очередь послужило опорой и двигателем той самой эпохи? Без всяческой привязки к ушедшей идеологии скажу: энтузиазм тысяч и тысяч людей, как родившихся здесь, так и сюда приехавших. Их срывали с мест и отправляли на Север и чувство профессионального долга, и романтика молодости, и здоровый авантюризм первооткрывателей, и осознание того, что едут они на великое дело, о котором будет что вспомнить и рассказать потом детям и внукам. Так вот, дети и внуки - это сегодня мы с вами. Ветераны уходят от нас, их всё меньше и меньше, и всё больше и больше растёт и тяжелеет наша ответственность за достойное продолжение, сбережение и умножение того наследства, что досталось нам от дедов и отцов. И здесь я имею в виду не только и не столько нефтегазовую отрасль - самое главное в ней разведали, пробурили и построили ещё наши предшественники. Имею в виду другое, последующее: а мы-то, нынешние, что добавили к тому? Да, продолжаем бурить и качать, продолжаем искать и осваивать, но всё это идёт уже налаженной дорогой. А где же наш собственный путь, где наше открытое новое, неведомое славным предкам? Ведь более полувека минуло с момента первой скважины и первого фонтана, мир стал совсем другим, притом не только техногенно, он требует к себе иных подходов и всё беспощаднее отрицает любую инерцию прошлого.

Модернизация, о необходимости которой говорит высшее руководство России, - не лозунг, а предельно жёсткая необходимость, диктуемая самой реальностью современного мира. Она возникла из объективных потребностей страны и обусловлена всей её нелёгкой, драматической историей. Каждый регион отвечает сегодня на модернизационный вызов, и мы, тюменцы, должны найти свой ответ. Уклоняться от ответа, делать ставку на инерцию, старый багаж - недопустимо.

Успех модернизации приходит в тот момент, когда она из политической установки и декларируемой программы становится внутренним побудительным мотивом деятельности всех социальных групп, главным двигателем экономической конкуренции. Когда забота о прогрессе социальной среды, о процветании культуры, активная гражданская позиция, нетерпимость к проявлениям застоя делается нормой, а не исключением. Об успехе модернизации можно будет говорить лишь в том случае, если она станет необратимой, не зависящей от административного нажима и осуществляемой усилиями всех общественных, экономических и политических сил. По сути, именно созданием условий для такой модернизации мы и занимались все двухтысячные годы. И многого добились.