Медиакарта
12:28 | 20 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Самый известный сибиряк

Самый известный сибиряк
14:30 | 16 января 2014

Ночью 11 марта 1917 года в Петрограде в котельной Политехнического института были сожжены останки человека, наделавшего немало шума при жизни, да и после смерти своей оставшегося одной из самых таинственных фигур русской истории.

И вот, очередное перекрестье судеб людей сибирского рода-племени. Политехнический институт был основан в 1899 году благодаря усилиям Дмитрия Ивановича Менделеева. В топке парового котла этого учебного заведения уничтожали то, что осталось от Григория Ефимовича Распутина.

Худая слава бежит

Тобольск и Покровское… Менделеев и Распутин. Земляки.

Разного масштаба фигуры, а вот, поди ж ты! Готов биться об заклад – за пределами России фамилия Распутин звучит куда как громче, нежели Менделеев (про Ершова с Алябьевым и говорить нечего). Более того, осмелюсь предположить, что уроженец села Покровское Тобольской губернии вообще самый известный в мире русский исторический персонаж.

Да, люди просвещённые, сведущие в той или иной сфере жизни знают больше о других, но, думается, среднестатистический американец-европеец-японец-китаец, если и вспомнит натужно образы России, то выскребет из памяти, кроме медведей с балалайками, ещё и «Ras-pu-tin».

Конечно, слава эта – особенного свойства. Основана она на мифах, появившихся ещё при жизни Григория Ефимовича и развернувшихся в невероятную легенду по смерти его. Публицистика, мемуары и художественная литература… Кино «про Распутина» начали снимать ещё в 1917 году и продолжают поныне (более 400 фильмов, включая мультики для детей и лютое порно)… В красных шароварах демонически хохочет «Распутин» в нескольких компьютерных играх… Водку «Распутин» в 90-х годах рекламировали все российские телеканалы (а есть ещё пиво и одноимённые сигареты)… Рестораны, ночные клубы, бары, магазины – их множество на территории от США до Таиланда.

Песни, из которых самая известная «Rasputin» (Russia’s greatest love machine), обожаемых в СССР моей молодости «Boney M». Есть и другая крайность – «Странник одухотворённый» Жанны Бичевской… И ещё многое есть.

В каком же году?

Итак, кто же – «чудотворец с посохом в руке» или «русская машина любви»? Истину теперь вряд ли кто отыщет – столько придумано всего, как чудного, так и чудесного. Сохранилась масса документальных свидетельств, но ведь официальные бумаги (как и мемуары) люди составляли, и, стало быть, там тоже сфальсифицировано немало.

Даже с таким простым фактом биографии, как год рождения, наблюдается путаница. Разные источники указывают даты рождения между 1864 и 1872 годами. В 3 издании Большой советской энциклопедии сообщается: «...родился в 1864-1865 году».

Но в метрических книгах церкви села Покровского есть записи о бракосочетании «крестьянина Ефима Яковлевича Распутина, 20 лет, с девицей Анной Васильевной, дочерью деревни Усалки крестьянина Василия Паршукова, 22 лет» – в 1862 году поженились родители Григория Распутина. Там же встречаются записи о рождении в семье дочери Евдокии (11 февраля 1863 года), которая вскорости умирает. И ещё одна дочь, вновь Евдокия (родилась 2 августа 1864 года), умирает в младенчестве. Только четыре месяца задерживается на этом свете очередная дочь Распутиных – Гликерия (родилась 8 мая 1866 года). 17 августа 1867 года рождается сын Андрей…

Запись же о рождении сына Григория в метрической книге Слободо-Покровской Богородицкой церкви Тюменского округа Тобольской губернии (ГУТО Государственный архив Тюменской области ф.№ И-177, оп.1, ед.хр. 109) свидетельствует – дата рождения 9 января 1869 года. И в бланках Всероссийской переписи населения, проведённой в 1897 году, значится – Григорий Ефимович Распутин 28 лет.

Так что 21 января (9-го – по старому стилю) 2014 года отметим 145-летие со дня рождения земляка нашего. Крестили младенца 10 (22) января – в день празднования памяти святителя Григория Нисского. И нарекли потому Григорием.

Покровские небеса

История села Покровского восходит к временам земельных споров между Тобольским вое­водой Григорием Семёновичем Куракиным и архиепископом Герасимом, известным страстью расширять земельные владения Софийского дома. Спор шёл за заимку на 150 десятин пахотной земли и на 500 копён сенных покосов, расположенных по нижнему течению Туры, за Щучьим озером и за речкой Терентьевой.

Дело рассматривалось в столице, но Герасим, укореняя земельку, в 1642 году поселил на заимке 20 семейств «софийских бобыльков» и успел построить церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. И государь Михаил Фёдорович, рассуждая спор, повелел в 1643 году – тобольскому воеводе не отнимать земель, ибо стоит на них «государево богомоль­е храм Покрова».

При Екатерине II, проведшей секуляризацию (изъятие) церковных земель, в 1764 году крестьяне Покровского вышли из-под контроля Софийского дома, и село стало слободой (свободным поселением).

В первые годы жизни Распутина в Покровском числилось более 200 дворов (634 человека). В селе были волостное управление, министерская школа, приёмный покой, хлебозапасный магазин, четыре торговые лавки, казённая винная лавка, пароходная пристань. В Покровском выделывали кожи, варили мыло. Многие семьи успешно промышляли извозом (жили-то рядом с Сибирским трактом).

Известно, что здоровьем Гриша был сызмальства слаб, но, несмотря на это, работать начал рано. Вот что записывает он позже (грамоту постиг в зрелом уже возрасте):

«Много в обозах ходил, много ямщичил и рыбу ловил, и пашню пахал. Действительно, это все хорошо для крестьянина! Много скорбей было мне: где бы какая сделалась ошибка, будто как я, а я вовсе ни при чем. В артелях переносил разные насмешки. Пахал усердно и мало спал, а все-таки в сердце помышлял, как бы чего найти, как люди спасаются».

Небеса обетованные

Вот так в розмыслах о том, «как люди спасаются», начал Григорий Распутин помаленечку странствовать (году этак в 1892-м). Сходил помолиться в Тюмень. Отправился затем в Абалак. Добрался до Тобольска. Заявляет, что «переломился душой», говорит, что перестал есть мясо, курить табак и пить вино… И о паломничествах своих Распутин впоследствии вспоминал так, что хоть сейчас в житие:

«Мне приходилось переносить нередко всякие беды и напасти; так приходилось, что убийцы предпринимали против меня, что разные были погони, но на все милость Божья!.. Не один раз нападали волки, но они разбегались. Не один раз нападали хищники, хотели обобрать, я им сказывал: «Это не мое, а все Божье, вы возьмите у меня, я вам помощник, с радостью отдаю».

В Верхотурский монастырь Распутин шёл, собрав компанию паломников из окрестных сёл, уже тогда проявив задатки лидера, пастыря. Ну а после пустился он и в совсем далёкие странствия.

Покровский крестьянин отправился в Киево-Печерскую лавру, где, стоя на коленях, плакал перед киевскими святынями. А вернувшись домой, Распутин по примеру лаврских угодников выкопал себе небольшую пещеру, в коей молился в одиночестве и нередко «ночи все там проводил».

Нужно заметить, что в это время странник Григорий заводит семью, женившись на крестьянке-паломнице Прасковье Дубровиной… А молитвенные пути заводят его всё дальше и дальше – Распутин поднимается на греческую гору Афон, добирается до града Иерусалима.

Питер беднякам бока вытер

«Много монастырей обходил я во славу Божию, но не советую вообще духовную жизнь такого рода – бросить жену и удалиться в монастырь. Нужно себя более испытывать на своем селе годами…» – пишет Распутин. И одним из таких испытаний положил он себе изыскание средств на постройку в Покровском нового храма. «Легко сказать: «дай на храм 20 тысяч», а как их дать и где взять?»… Взять решил, конечно же, в столице. И отправился Григорий Распутин в Санкт-Петербург.

«Я простой мужичок, когда вообще благодетелей искал, ехал из Тобольской губернии с одним рублем, посматривая по дороге на Каме, как господа лепешки валят в воду, а у меня и чайку нет на закладку. Как это было пережить!»

В столице Распутин поклонился мощам в Александро-Невс­кой лавре да отслужил молебен «сиротский за 3 копейки и 2 копейки на свечку». Затем отправился прямиком к епископу духовной академии Сергию (Страгородскому). Полицейский попутно ругнул сибирского странника – «какой ты есть епископу друг, ты хулиган, приятель». Швейцар при дверях «оказал милость, дав в шею». Но к епископу настойчивый (пронырливый?) обитатель Покровского всё-таки попал.

«И вот мы стали беседовать тогда, – мемуарит Распутин. – Рассказывая мне о Петербурге, знакомил с улицами и прочим, а потом с Высокопоставленными, а там дошло и до Батюшки Царя, который оказал мне милость, понял меня и дал денег на храм».

Тут лукавство. До «Батюшки Царя» и его милости дело дошло не скоро. Знакомство с епископом Сергием происходит в 1900 году. В 1903-м сибиряк входит в контакт с инспектором Санкт-Петербургской академии архимандритом Феофаном (Быстровым), а тот представляет его епископу Гермогену (Долганову). Надо думать, что искушённые столичные высокопоставленные рассчитывали как-либо использовать Распутина (может, и рассмотрев в том нечто особенное) в большой политической игре, которая всегда ведётся на этом уровне. Во всяком случае, в Тобольскую консисторию из Питера тогда приходили запросы по поводу покровского крестьянина Распутина, и ответы, очевидно, столицу удовлетворили.

С посошком

Из стихотворения Дмитрия Кедрина: «Нет! Поплёлся под арки Растрельины с посошком за горючей мечтой!..» В 1904 году герой нашего рассказа уже известен петербургскому обществу в качестве «старца», «юродивого», чуть ли ни святого. Архимандрит Феофан рассказывает о нём черногорским княжнам Милице и Анастасии, а те, очевидно, передали сей дивный рассказ императрице.

И вот, 1 ноября 1905 года Николай II записывает в своём дневнике: «Холодный ветреный день. От берега замёрзло до конца нашего канала и ровной полосой в обе стороны. Был очень занят всё утро. Завтракали: кн. Орлов и Ресин (деж.). Погулял. В 4 часа поехали на Сергиевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим – Григорием из Тобольской губ. Вечером укладывался, много занимался и провёл вечер с Аликс».

Вот так всё началось… Новая жизнь сибирского странника Григория Распутина.

Кстати, год спустя (в декабре 1906-го) он пишет прошение: «Проживaя в селе Покровском, я ношу фaмилию Рaспутинa, в то время кaк и многие другие односельчaне носят ту же фaмилию, отчего могут возникнуть всевозможные недорaзумения. Припaдaю к стопaм Вaшего Имперaторского Величествa и прошу: дaбы повелено было мне и моему потомст­ву именовaться по фaмилии «Рaспутин Новый»… И Императорское Величество повелел – так тому и быть.

В поисках истины

Почти всё вышенаписанное никак не сочетается с образом, навязываемом нам долгие десятилетия. Какая-то слишком уж благостная картина получается… А как иначе – об этом периоде жизни мы можем узнать что-либо лишь из воспоминаний самого Распутина.

Он, несомненно, приукрашивал события молодости, возможно, скрывая кое-какие постыдные факты биографии, но… Но ведь и широко пущенное в народ «Гришка-конокрад» (старались и рядовые журналисты, и председатель Государственной Думы Михаил Владимирович Родзянко, и литераторы советской поры) ни одним документом подтверждено не было.

Да что там писаки начала XX века и Родзянко. Году этак в 1975 один из обитателей дома № 5 на Базарной площади (в народе – «кильдым» или «рейхстаг»), рассказывая о том, что в старину в нём располагался Дом питейных заведений (что соответствовало истине), обязательно упоминал, притишив голос: «В кабаке здесь Гриня Распута половым бегал… А клиентов попьяней да пожирней к речке сводил в темноте и перо им в бочину. Здесь же под мостиком и слом пулил».

Такие вот разговоры-рассказики. Хотите – верьте, а проверить невозможно.

Продолжение следует…