Медиакарта
21:47 | 26 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

В праздник Богоявления — Крещения Господня всякому православному христианину надо вспомнить о другом крещении – о том, которое совершено было над каждым из нас, православных христиан, в котором каждый дал через уста своих крёстных родителей обещание Богу, что будет всегда отрекаться от Сатаны и его дел и будет всегда соединяться, «сочетоваться» со Христом.

Это является особо приличествующим для настоящего дня. В праздник Крещения будет совершаться торжественный чин великого освящения воды. Его главной частью является величественная молитва, в которой прославляется Господь и призывается благодать Святого Духа на освящаемую воду. Молитва эта начинается прекрасными словами: «Велик еси, Господи, чудные дела Твоя, ни едино убо слово достойно есть к пению чудес Твоих». Присутствовавшие при совершении таинства крещения знают, что молитва на освящение воды, в которой будет креститься человек, одна и та же – как при великом освящении воды, так и при совершении таинства крещения. И только в последней части молитва при совершении таинства крещения изменяется применительно к этому таинству, когда будет креститься новая душа человеческая.

Не мешало бы нам вспомнить о тех обетах, которые даны при крещении от лица каждого из нас. Когда человек крестится, будучи взрослым, как это и теперь иногда бывает, а в особенности часто было в древности, он сам даёт обеты от своего лица, а если он крестится в младенчестве, то за него эти обеты произносит его крёстный отец или крёстная мать — «восприемники,» как их называет Церковь. И вот эти обеты, в которых христианин обещал Богу отречься от Сатаны и всех его дел и сочетаться со Христом, забываются людьми, а многие вообще ничего не знают о них и о том, как надо эти обеты надо исполнить.

Сейчас такое время, что человечеством овладела богопротивная суета, в которой царствует враг рода человеческого и, как говорили в старину, заставляет почти всех людей «плясать под свою дудку». Вся эта суета, из которой складывается наша теперешняя жизнь, есть суета богопротивная, в которой Бога нет, в которой хозяйничает и управляет Божий враг. Если мы дали обет отречься от Сатаны и всех его дел, то должны, исполняя его, стараться не подавлять свои души этой суетой, но отказаться от неё и помнить о том, что, как говорит Церковь, «едино есть на потребу» (одно только нужно) – помнить, что надо "сочетоваться" Христу, т. е. не только исполнять Его заповеди, но и стараться соединиться с Ним.

Даже сегодня, когда мы спешим в храм за крещенской водой, нами обладает житейское чувство – что вода поможет, защитит, здоровье даст и т.д. Нет, вода не даёт, даёт только Бог (да и то, если это нужно, а не потому что нам так захотелось).

Поэтому очень хочется, чтобы в этот великий праздник мы остановили свой суетный бег, который направлен только на потребу, созвучен только одному слову «дай» (и более ничего). Нужно, чтобы мы увидели не только свои потребности, но и что-то более важное, святое, что освятит нашу жизнь и сделает её более милосердной, доброй. В этот праздник стоит вспомнить, что мы обещали Богу, что мы должны провести в свою жизнь совершение добрых дел.

А крещенская вода должна быть для нас каждодневным напоминанием о нашем обещании Богу, о нашем личном крещении, должна быть той святыней, которая каждый день будет напоминать нам о добре, милосердии, сострадании. И именно через это мы можем не только свою, но и жизнь тех людей, которые рядом с нами, сделать лучше, как раз сострадание помогает нам сохранять своё христианское достоинство.

Автор: Благочинный Восточного округа Ишимской епархии иерей Владимир.