Медиакарта
5:45 | 17 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

Дети не терпят лукавства

Дети не терпят лукавства
10:00 | 16 августа 2010
Источник: Трудовое знамя

Маслянская средняя школа. Урок русского языка. Учитель внимательно наблюдает, как ученик у доски выполняет задание. Приставки, суффиксы, наречия, сказуемые… Много нового, интересного хранит наш родной язык. И постичь всё это уже двадцать три года помогает ребятам Галина Владимировна Малинина.

Посёлок Маслянский и посёлок Майский Абатского района – ближайшие соседи. Жители этих двух населённых пунктов знакомы, ездят (и ходят!) друг к другу в гости. Некоторые майские ученики посещают Маслянскую школу. Ну и что уж говорить – часто гремят совместные свадьбы!

Галина Владимировна вышла замуж и приехала в Маслянку, где уже многое было знакомым, потому что она училась здесь в 9-10 классах. После окончания Ишимского пединститута впервые переступила порог школы не как примерная ученица Галя, а как учитель русского языка и литературы – Галина Владимировна. Первые уроки. Первые воспитанники. Их никогда не забудешь. Они остаются в сердце навсегда.

– Для меня каждый выпуск – впечатления, новые горизонты, постижения. Но те ребята, с которыми начинала работать, особенные. Потому что – первые! – рассказывала Г.В.Малинина.

И, по мнению учителя, двадцать лет назад учащиеся были скромнее, дисциплинированнее. Подростки двадцать первого века, третьего тысячелетия намного раскованнее, свободнее в поступках. Но с ними интересно заниматься, общаться.

– Если сказать, что работать с детьми легко, то это будет неправдой. Любознательные, находящиеся в поиске, они задают порой такие вопросы, что прежде чем ответить, задумываешься. Вот это и интересно! – объясняла Галина Владимировна.

… На доске – тема очередного сочинения. Ребята, наморщив лоб, думают, вспоминают, формулируют, излагая свои мысли на бумаге. «Как я провёл каникулы», «Мой любимый писатель», «Моё любимое произведение»… Сколько хочется сказать! Кто-то пишет просто, без изысков. Другие стараются в сочинении использовать как можно больше образных выражений, сравнений, чтобы было красиво, необычно. А есть и такие ребята, которые заставляют улыбаться. Читаешь их работы и думаешь: «Вот ведь как оригинально мыслит!».

– Один из моих учеников однажды сравнил Пушкина с веником. Представляете? Светило русской литературы и вдруг такое сравнение! Я сначала даже растерялась и попросила его объяснить такое необычное высказывание. И он пояснил: «Пушкинское творчество так же прочно и крепко, как веник, который можно сломать только тогда, когда рассоединить прутья! Так и стихи русского поэта воспринимать нужно вместе, целостно!».

Понимаете, как интересно! Вот так оригинально мыслят некоторые ребята! – вспоминала наша собеседница.

И действительно, чем больше вот таких учеников, тем необычнее проходят уроки. Когда в обыденные занятия врывается «свежая струя», педагогу хочется вместе с воспитанниками постигать новое, неизведанное, учить их мыслить нестандартно, логически правильно, чтобы, окончив школу, они вышли во взрослую жизнь творческими, сформировавшимися личностями.

Одним из важных и сложных этапов учебного года является подготовка и проведение Единого государственного экзамена. И для ребят, и для учителей этот период становится напряжённым, нелёгким. От того, как будущие выпускники подготовятся к государственной аттестации, зависит итоговый результат. Но не меньше зависит и от педагога.

– Уже четыре раза мы с детьми сдавали ЕГЭ. Итоги неплохие, двоек не было. В 2007 году у меня был самый высокий балл (96) по району, а среди моих учеников - четыре медалиста. Горжусь своими ребятами! – говорила Г.В.Малинина.

А сладковское учительство гордится такими педагогами, как Галина Владимировна. Учитель заняла третье место в районном конкурсе «Ступени мастерства» в 2009 году, в этом году участвовала в конкурсе на соискание президентского гранта. Со своими ребятами она заняла первое место в конкурсе «Класс года» в Маслянской школе и третье место – в районе. Заслуги есть, они видны!

Конечно, ускоренный темп работы, полная отдача профессии накладывают свой отпечаток. Иногда такая усталость накатывает! Помогает семья: муж и двое сыновей. Или любимая книга на ночь. Цветаева, Солженицын. А ещё – рыбалка! Так здорово посидеть на берегу с удочкой, посмотреть на тихую озёрную гладь, полюбоваться природой… Любит Галина Владимировна рыбку половить!

– Учитель должен быть справедливым, требовательным. Но это не значит, что злым. Дети очень тонко чувствуют наше настроение, отношение к ним. Поэтому, главное, с ребятами нужно быть честными, – закончила наш разговор Г.В.Малинина.

Елена ДАНИЛЬЧЕНКО Фото Александра ПАПУШИНА