Медиакарта
12:26 | 20 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Первый депутат

Первый депутат
16:25 | 23 января 2014

Вообще, думе Тобольска более сотни лет. А вот в марте 2014 года исполняется 20 лет Тобольской городской думе постсоветского образца. Этой дате и посвящена наша новая рубрика. День 6 марта 1994 года для Тобольска и других муниципальных образований новой России стал определяющей вехой на новом пути развития. Все понимали, что в стране происходят глубокие политические и общественные изменения. Именно в этот день была избрана городская дума первого созыва.

Своими воспоминаниями в преддверии 20-летия думы поделился первый зарегистрированный кандидат, а затем и депутат по избирательному округу № 1 того исторического созыва Олег Морозов. В то время он трудился журналистом в областной газете «Наше время».

– Тогда в городскую думу избиралось семь депутатов. Соответственно, на одного приходилось по шесть-семь избирательных участков. Мой округ – это вся нагорная историческая часть Тобольска, от ул. Ленской и до 4 микрорайона, включая деревню Ершовка, 3 «а» и 3 «б» микрорайоны. Все депутаты тогда были самовыдвиженцами. На моём избирательном округе зарегистрировалось около десяти кандидатов. Соперники достаточно сильные, среди них ректор пединститута, директор школы, главврач поликлиники, руководитель крупного строительного предприятия, вице-мэр города и даже представитель Тобольско-Тюменской епархии.

Интересно, что мужчин и женщин было в думе абсолютно равное количество. Избиралась она, как и областная, и Государственная, сроком на два года, на переходный период. Мне довелось поработать в первом созыве с Абузяром Зиятовым (председатель профсоюзного комитета ТНХК), Камилем Аминовым (заместитель генерального директора ТНХК), Лидией Чекмаревой (учитель физики школы № 17), Людмилой Желниной (общественное объединение многодетных семей «Тоболячка») и Верой Шариповой (заведующая детской поликлиникой).

Нельзя не упомянуть и заведующую орготделом городской думы – очень опытную и мудрую Нину Бесчетнову, благодаря её управленческим талантам  наш созыв отработал  продуктивно и максимально стабильно в то непростое время реформ.

– Начинать любое дело всегда тяжело. С какими трудностями столкнулись вы?

– Основная трудность состояла в том, что исполнительная власть не хотела видеть рядом с собой никакой законодательной власти. Местная мэрия полгода проработала без представительного органа местного самоуправления – когда в октябре 1993 года были разогнаны Советы народных депутатов. Чиновникам это понравилось, и им очень хотелось сохранить подобное положение дел. Старались помешать нашему развитию. Вплоть до того, что предпринимались попытки забрать у нас один-единственный кабинет, в котором работали депутаты городской думы.

Вторая проблема – малочисленность думы. Нагрузка на каждого была огромной. К тому же все депутаты работали на неосвобождённой основе. Это потом, на втором году, мы добились того, что одного из депутатов избрали секретарём городской думы, и он работал уже в статусе освобождённого.

Председателей дум тогда не было. На наших заседаниях председательствовал назначенный губернатором глава администрации города, который (хоть при голосовании и не имел право голоса, т.к. не был избран народом) мог игнорировать мнения депутатов и не подписывать решения думы – тогда они не имели законной силы.

– Какие наиболее важные, по вашему мнению, решения были приняты думой первого созыва?

– В то время шла программа приватизации всего и вся. Так вот, мы своим решением запретили в Тобольске приватизацию муниципальных объектов. Чиновники, добиваясь приватизации этих объектов, попросту распродавали их по заниженным ценам «своим» людям. Мы же, пытаясь остановить такое нерачительное разбазаривание городской собственности, ввели запрет на приватизацию объектов недвижимости и разрешили только сдавать их в аренду.

Мы создали первый Устав города в условиях полного отсутствия нормативно-правовой базы. Я считаю его достаточно хорошим. Мы одни из первых в области ввели пост председателя городской думы, на который избирался один из депутатов, это делало представительный орган более независимым от исполнительной власти. В Уставе была заложена возможность работы городской думы в статусе самостоятельного юридического лица. На тот момент это был самый передовой Устав, и к нам за опытом приезжали депутаты из других городов. К примеру, дума Ишима пришла к такому решению только спустя 12 лет.

Также в Уставе было очень важное положение – впервые за всю 400-летнюю историю Тобольска наши земляки получили возможность самостоятельно выбирать своего градоначальника всенародным голосованием. И уже в декабре 1996 года горожане избрали мэром Тобольска Евгения Воробьёва.

– Что необычного запомнилось?

– Интересно, что в первый созыв избирали семь депутатов, а выбрали лишь шесть. Один депутат – директор ТЭЦ Виктор Неймышев – победил в своём округе, но не прошёл в первую думу по причине низкой явки на своих избирательных участках. В среднем по городу явка составила тогда 30%. Для признания выборов состоявшимися должны были явиться на избирательные участки не менее 25% горожан. Однако по избирательному округу Виктора Павловича явка составила менее 25%. И выборы были признаны несостоявшимися, а его участок разделили между избранными шестью депутатами.

– С какими вопросами приходили к вам избиратели?

– В то время была огромная проблема невыплаты заработной платы и уплаты налогов в местный бюджет. Взаимозачётные схемы расчётов при нехватке живых денежных средств у предприятий влекли за собой их выплату различными товарами либо услугами, что нередко вызывало законное возмущение граждан.

– Всем известны 90-е годы своим криминальным оттенком. На вашей работе как это сказывалось?

– Да, ситуация была непрос­тая. И ко мне подходили для конкретных разговоров весьма опасные люди, в частности, когда мы запретили приватизацию муниципальной собственности... Но всё зависит от позиции человека, на которой он стоит. Наше дело было правое, а потому напугать нас не удалось и повлиять на решения думы тоже.

Такой стала точка отсчёта создания новой законодательной власти в Тобольске. Получилось ли создать стройную систему законодательства, призванную обеспечить правовые гарантии проведения выборов и референдумов на местном, региональном и государственном уровне, – судить нам, избирателям.