Медиакарта
20:14 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Столетний юбилей в новом статусе

Педагогический вуз в Тобольске – одно из старейших учебных заведений. В 1916 году в граде на Иртыше был открыт учительский институт, в 1939 году преобразованный в педагогический институт. В 1969 году вузу было присвоено имя Д.И. Менделеева. В 2009-м институт получил статус социально-педагогической академии.

В свете последних событий почти накануне своего 100-летия академия попала в число «неэффективных вузов». С этой последней формулировкой многие не соглашаются, так как оценочные критерии Министерства образования явно нуждались в доработке. Но, как говорится, после драки кулаками не машут. Теперь всё идёт к тому, что вуз будет именоваться «Тобольская социально-педагогическая академия филиал ФГБУ ВПО Тюменский государственный университет».

Стоит отметить, что сегодняшняя Тобольская социально-педагогическая академия – это семь учебных корпусов, спортивные сооружения, агробиостанция, спортивно-оздоровительный лагерь «Эврика», два студенческих общежития и одно для преподавателей. Общая площадь зданий, находящихся в оперативном пользовании составляет более 49 тысяч квадратных метров. В структуре вуза семь факультетов: физико-математический, биолого-химический, исторический, филологический, физической культуры, социально-психологический и факультет непрерывного профессионального образования. Профессорско-преподавательский состав насчитывает 235 преподавателей, 72% из которых имеют учёные степени. В вузе обучается 4 533 студента. По 29 направлениям открыты аспирантуры и по двум – докторантуры.

Слияние и потерю самостоятельности «менделеевцы» восприняли философски. То есть попробовав найти в этом положительные моменты.

Свою позицию по современным процессам, касающимся высшего педагогического образования, излагает проректор по учебной работе Тобольской социально-педагогической академии Виктория Клюсова.

– Министерство образования сейчас нацелено на укрупнение всех учебных заведений, в том числе и на перевод педагогического образования в рамки классических университетов. В связи с этим идёт процедура реорганизации нашей академии путём присоединения к Тюменскому госуниверситету. То есть теперь уже перед университетом ставится задача вести подготовку педагогических кадров для всей Тюменской области. В последний год приняты нормативные документы, регламентирующие подготовку не только педагогов в классическом варианте, но и по так называемому прик­ладному бакалавриату. Это некий симбиоз между средним профессиональным и высшим профессиональным образованием.

Происходит обогащение программы высшего профессионального образования практико-ориентированной подготовкой выпускников. В этом случае на практику студентам выделяется до 40% от всего учебного времени. Учебные планы, соответственно, строятся по другой концепции. На базе детских садов, школ будут создаваться профильные кафедры, и студенты будут там практиковаться.

Ещё одна сторона в подготовке педагогических кад­ров – это двойной бакалавриат, когда студент имеет возможность по окончании вуза получить двойную квалификацию. Мы над этим успешно работаем на протяжении последних трёх лет, предлагая студентам двойные профили: физика – информатика, математика – информатика, химия – безопасность жизнедеятельности, история – обществознание, русский язык – литература, начальное – дошкольное образование и другие. Симбиоз профилей даёт возможность выпускникам нашей академии достаточно хорошо трудоустраиваться, особенно в малокомплектные сельские школы, где часов не много.

Ещё одно направление, инициируемое Министерством образования, – это подготовка специалистов иных профилей к педагогической деятельности. Есть курс, который позволяет на достаточно высоком уровне освоить блоки педагогики, психологии, методики преподавания предметов. Так что, окончив этот курс, в школу может прийти и, скажем, инженер по первому диплому.

Надеюсь, что концепция для того и разрабатывалась, чтобы в образовательной сфере наблюдались улучшения. Присутствует понятие уровневости системы, здесь больше стабильности, на более качественном уровне будет вестись подготовка по магистерским программам. Сегодня у нас действует всего две магистерских программы, переход в госуниверситет позволит расширить их спектр. Студенты от этого только выиграют.

Слушала я проректора и не смела усомниться в достоверности её слов. Но грустные мысли не отпускали. Такая, например, вуз уже распрощался с художественно-графическим факультетом. Элементы художественного образования, конечно, остались, но это жалкие крохи. Первым под нож пошло искусство.

Да и вообще, по-человечески как-то обидно, что самодостаточный вуз с богатейшими традициями стал филиалом (пусть и университета). Конечно, привык­нем... А может, спустя время наши потомки узреют в этом по-настоящему прогрессивное явление. Время рассудит.

Анна ЩЕРБИНИНА