Медиакарта
0:25 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Уроки жизни, которые не забываются

Уроки жизни, которые не забываются
11:18 | 29 января 2014
Источник: Светлый путь

Живём мы в сложное время, время тревог, волнений и подчас неразрешимых проблем. В плане нравственного здоровья нации мы за последние 20 лет многое потеряли. Понятия «гражданский долг», «патриотизм» для многих россиян стали пустыми словами. Теперь многие годы уйдут на то, чтобы воспитать сегодняшних школьников настоящими гражданами и патриотами России. А без этого жить дальше нельзя!

В подобных случаях услужливая память отсылает нас в прошлое, к эпохальным событиям, которые пережила Россия, к таким, например, как Великая Отечественная война. Говорить и писать о 30-х годах XX века, о Великой Отечественной войне мне, человеку, родившемуся в послевоенную пору, трудно. Основанием служат книги, кинофильмы, воспоминания современников, молодость которых пришлась на указанное время.

В начале 1993-1994 учебного года я узнал от заведующей детской библиотекой Н.А. Тихоновой такую историю. Ещё в 60-е годы на адрес детской библиотеки пришла бандероль, в которой были два экземпляра книги «Над Тавдой – рекой», её автор – Майя Флоровна Фролова. Издана повесть в 1964 г. в Магаданском книжном издательстве.

В 1993 г. в детской библиотеке был всего один экземпляр, который берегли как зеницу ока, ибо книга была уже несколько раз на реставрации. С учениками 8г и 8д классов повесть мы прочитали и 22 ноября провели читательскую конференцию. Учащимся восьмых классов были предложены вопросы. Вот некоторые из них:

1.Вы помните повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда»? О чём эта книга? Знаете ли вы о том, что, когда А. Гайдар только написал книгу, многие сомневались в том, что есть на самом деле такие ребята, настоящие тимуровцы?

2.Какие факты в книге «Над Тавдой – рекой» говорят о том, что тимуровцы и их дела – это не выдумка автора повести, а сама жизнь?

3.Почему Тимуром стал именно Шурка Сергеев? Каким вы его себе представляете? Что вам особенно в нём понравилось? Что особенно запомнилось? Можем ли мы его считать настоящим Тимуром?

Н.А. Тихонова сказала, что в селе Нижняя Тавда такой командой руководил Шура Сергеев, реально живший человек. Как же были изумлены наши восьмиклассники, когда она представила главного героя конференции, героя книги М. Фроловой «Над Тавдой – рекой» Шурку Сергеева – Сергеева Александра Павловича.

В последний раз мне довелось побеседовать с А.П. Сергеевым в феврале 2004 года. Это пенсионер, заслуженный человек; вся его сознательная жизнь связана практически с Нижнетавдинским районом и селом Нижняя Тавда. Здесь он рос, ходил в школу, в конце 1943г. пошёл работать оператором районного радиоузла. Первого декабря 1944г. был призван на службу в пограничные войска Дальневосточного военного округа, принимал участие в военных действиях против Японии. После войны учился (заочно) в педагогическом институте (г. Тюмень) и в Тюменском сельхозинституте. Работал в нашем районе в аппарате райкома партии, заведующим отдела культуры. В Нижней Тавде последнее место работы – редакция газеты «Светлый путь», а всего газете отдано 25 лет жизни. В далёкие военные годы (1942-1943) Александр Павлович, Саша, Шура, Шурка – Тимур, глава тимуровской команды села. Почему он? Получилось как-то само собой, возможно, потому, что был старше других.

«Законы в тимуровской команде были строгие, – рассказывал Александр Павлович восьмиклассникам. – Воровство и подлость не терпели. А ребячья помощь в то время была неоценима. Ребята заготавливали солдатским семьям дрова, помогали летом на сенокосе, копали картофель, вскапывали огороды».

«Тимуровцы просыпались не по зову матерей, – свидетельствовали гости конференции Тамара Михайловна Шиханова и Людмила Петровна Сергеева, – а по сигналу колокольчика на крыше сарая, где ребята спали тёплыми летними ночами после трудовых операций.»

Читательская конференция закончилась, в ходе её участники перелистали страницы повести М. Фроловой «Над Тавдой – рекой». И что же самое главное осталось в памяти наших восьмиклассников? Коротко можно ответить так, суммируя мысли, высказанные ребятами: «У наших отцов и дедов было трудное, но очень интересное прошлое. Такое прошлое, о котором забыть нельзя».

Я попытался на одном примере внеклассной деятельности учащихся показать, как можно и нужно работать с детьми среднего звена, формируя в их сознании понятия «гражданственность», «патриотизм», «милосердие».

Наши сегодняшние школьники, их будущая работа и общественная жизнь – завтрашний день России. И хочется верить, что день этот будет солнечным и светлым!

Автор: Владимир ИСТОМИН, учитель