Борьба с коррупцией в нашей стране набирает обороты. Это мы знаем из средств массовой информации. А как обстоят дела в нашем, Аромашевском районе? Данный вопрос находится на первоочередном контроле у правоохранительных органов, созданного в администрации района совета по противодействию коррупции, который возглавляет глава района. Данный совет, в состав которого входят главы сельских поселений, представители прокуратуры, ОВД, СМИ, начальники некоторых отделов райадминистрации, регулярно собирается на свои заседания, где рассматривает злободневные вопросы. Совет работает по составленному и утверждённому плану работы.
Закончилось первое полугодие, и на июльском заседании члены совета подвели итоги своей работы. Как отметила управляющая делами администрации района Л.И. Платонова, все намеченные на первые шесть месяцев года мероприятия выполнены. Более подробный анализ проведённой работы сделали начальники отделов В.М. Шихов, Е.В. Высоцкая, Н.Н. Симонов.
ЭКСПЕРТИЗА ОБЯЗАТЕЛЬНА
В целях организации борьбы с коррупцией в администрации района подписано постановление № 34 «Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов Аромашевского муниципального района». Данный документ устанавливает правила проведения антикоррупционной экспертизы проектов постановлений администрации района, решений по вопросам местного значения, устанавливает процедуру оформления и направления соответствующих заключений по её итогам.
Экспертиза проектов муниципальных правовых актов и иных документов проводится в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, предотвращения, предупреждения и выявления коррупционных факторов и коррупционных норм.
Данную экспертизу осуществляет юридический отдел администрации, который в настоящее время возглавляет В.М. Шихов. За первое полугодие текущего года он провёл восемь антикоррупционных экспертиз документов, которые находились в стадии разработки. Кроме того, при внесении проектов по изменению действующих нормативно-правовых актов юридический отдел проверяет не только проект, но и сам документ, в который вносятся поправки. В ходе проведения правовой экспертизы проектов муниципальных правовых актов коррупционных факторов, которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, выявлено не было. Это говорит о том, что В.М. Шихов совместно с разработчиками проектов (начальниками отделов) проделывают большую работу на стадии разработки правового акта. При разработке проектов их авторы часто желают включить в правовой акт дополнительный перечень документов, что расценивается, как слишком широкие дискредитационные полномочия должностного лица по условиям (основаниям) принятия решения. Проведение экспертизы предотвращает такие факты.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЛАСНОСТИ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ
Предотвращению коррупции также способствует реализация Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Система муниципального заказа в нашем районе реализуется в целях эффективного использования средств бюджета и внебюджетных источников финансирования, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений при расходовании средств бюджета, развития добросовестной конкуренции. Функции по размещению заказов для 23 заказчиков района осуществляет Уполномоченный орган – отдел экономики и прогнозирования администрации района. По заявкам заказчиков отдел осуществляет предусмотренные законом действия по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях заключения заказчиками муниципальных контрактов на поставку товаров (выполнении работ, оказание услуг) для муниципальных нужд.
За прошедший период 2010 года проведено 16 аукционов, по результатам которых заключены муниципальные контракты на сумму 62 930 тыс. руб. (для участия в них поступили 129 заявок от 32 организаций), 3 конкурса, в результате заключены контракты на 144 тыс. руб., 24 котировки, в которых принимали участие 29 участников (40 заявок), заключены муниципальные контракты на сумму 4 561 тыс. руб. Общая экономия бюджетных средств составила 39 792 тыс. руб.
Для обеспечения гласности и доступности информации законом предусмотрено ведение реестра муниципальных контрактов, который ведётся в электронном виде и размещается на официальном сайте Правительства Тюменской области в сети Интернет. В настоящее время в нём содержатся сведения о 128 заключённых контрактах в 2010 году, о 141 – в 2009. Это позволяет снизить издержки «бумажных» процедур, а также вероятность сговора участников за счёт обеспечения анонимности участия в электронных аукционах.
Блок регулирования размещения государственных и муниципальных заказов состоит из большого числа Федеральных законов и подзаконных нормативных актов. Фактически каждый нормативный документ, регламентирующий размещение государственных и муниципальных заказов, содержит в себе те или иные нормы, которые смело можно отнести к инструментам предотвращения коррупции. Это вполне объяснимо: сама регламентация государственных закупок исторически возникла как мера борьбы с коррупцией и злоупотреблениями. Ключевым нормативным актом в этом блоке является вышеупомянутый Федеральный закон, в первой статье которого прямо прописано, что одной из целей этого закона является предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
ПРОДАЖА МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА – ПОД КОНТРОЛЕМ
Ещё одно слагаемое борьбы с коррупцией – контроль за проведением конкурсов по продаже объектов муниципального имущества, заключением договоров их аренды, в том числе и земельных участков.
Продажа муниципального имущества осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ № 178-ФЗ от 21.12.2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Ежегодно Дума Аромашевского муниципального района принимает решения о прогнозном плане приватизации муниципального имущества. На 2010 год прогнозный план приватизации утвёрждён решением Думы от 16.12.2009 г. № 35. Распоряжением администрации района от 25.06.2010 года № 583-р «О продаже муниципального имущества в 2010 году» утверждён перечень лотов для продажи имущества, установлены критерии формирования рыночной цены продаваемого имущества с учётом оценки независимым оценщиком. Ожидаемые доходы в муниципальный бюджет от продажи имущества в этом году запланированы в сумме 144 тыс. рублей. Есть все предположения, что они будут получены.
Услуги по предоставлению муниципального имущества в аренду осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в основе которого заложен конкурсный порядок предоставления государственного и муниципального имущества. Для реализации полномочий и исполнения законодательных норм органы местного самоуправления утвердили Положение о порядке принятия решения о передаче в аренду муниципального имущества, наделили отдел земельных и имущественных отношений полномочиями собственника при проведении торгов по передаче муниципального имущества.
За первое полугодие текущего года отдел подготовил и провёл три аукциона по передаче в аренду 25 объектов. Всего в настоящее время действует 49 договоров аренды и используется 119 объектов муниципальной собственности. Предполагается, что от арендной платы в бюджет муниципального образования поступит 452 тыс. рублей, а с учётом задолженности прошлых лет – 1 350 915 рублей. За шесть месяцев 2010 года поступило 427 518 рублей. Задолженность по арендной плате персонифицирована, материалы для осуществления претензионно-исковой работы переданы в юридический отдел администрации района.
Рассматривая данный вопрос, члены комиссии предложили муниципальным учреждениям и предприятиям, являющимися балансодержателями муниципального имущества, принять меры по регистрации прав на имущество, находящееся в оперативном управлении и хозяйственном ведении. Для более оперативного рассмотрения документов по претензионно-исковым делам юридическому отделу рекомендовано передавать их в суды соответствующей инстанции.
Глава администрации В.Н. Смелик внёс предложение о выработке системы наказания тех, кто не выполняет требования законов и местных нормативно-правовых актов, противодействующих коррупции на территории района.
Н. ТАЙЛАКОВА