Медиакарта
2:30 | 3 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Непоседа из Вагая

Непоседа из Вагая
10:23 | 12 февраля 2014

Друзья называют её неугомонной: вся-то она в движении, в стремлении что-то придумать, организовать, улучшить, украсить. Даже на фоне своих далеко не бездеятельных коллег Галина Георгиевна Бугакова – огонёк-маячок, центр притяжения для единомышленников, активных, не желающих засиживаться на месте.

Вот пример, так сказать, из недавнего… Департамент образования и науки Тюменской области и Тюменская межрегиональная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ по инициативе своего Совета ветеранов объявили конкурс «История детского сада – история людей». Коллектив вагайского садика «Родничок» решил принять в нём участие. Благо, нашлось, что показать, и опыт накопился, которым хотелось поделиться со знающими людьми. Подготовили и оформили материалы, отнесли в отдел образования. Договорились: раз его сотрудники постоянно держат связь с коллегами из областного центра, значит, передадут папку по назначению. Время прошло, организаторы конкурса уже начали подводить предварительные итоги, а из Вагая материалов нет. Видимо, сработал человеческий фактор: на эту папку положили другую, потом третью, да так и забыли под грузом новых забот. Обидно, конечно, ведь не так часто предоставляется районным дошкольным учреждениям возможность заявить о своих успехах. И ничего не поделаешь: от маленьких ребятишек так запросто не оторваться, и целый день из рабочего графика не выкинуть, всё-таки до Тюмени четыре часа в один конец… На помощь пришла Галина Георгиевна: забрала папку, купила билет на автобус, приехала в областной департамент и лично отдала бумаги организаторам конкурса. «Родничок» в результате занял второе место среди детских садов сельской местности, а его директор Надежда Александровна Шустовских теперь ласково говорит про Галину Бугакову: «Она – наша непоседа…»

Из клуба в школу

Галина Георгиевна это «девчачье» определение оправдывает многими качествами и поступками. Но, безусловно, закрепилось оно за ней как знак особой симпатии окружающих, а не в соответствии годам или статусу. Пора уже её представить: отличник народного образования СССР и РСФСР, до выхода на пенсию была директором одной из вагайских школ, заведовала методическим кабинетом в районном управлении образования, в настоящее время избрана председателем оргкомитета по работе с ветеранами педагогического труда и заместителем председателя районного совета ветеранов (пенсионеров) войны и труда. Вагайский район – огромный, говорят, в пяти направлениях можно ехать, и везде разная природа. Население 23,4 тысячи человек, 24 школы, 4 самостоятельных детских сада, ещё ряд садиков поменьше действует на правах школьных структур. И организация, которую она возглавляет, «неслабая»: 328 ветеранов педагогического труда, из них 251 имеет различные правительственные награды. А как быть с теми, кто долгие годы честно трудился и всё же на заслуженный отдых отправился без особых отличий? Только бороться за их интересы. В этом направлении Бугакова не жалеет усилий: уже семеро её подопечных стали ветеранами труда, получив, разумеется, причитающиеся носителям этого звания льготы. Они опять же говорят спасибо «непоседе»… А тут юбилей района, и хор ветеранов – местный любимец и участник всех мероприятий – готовится к ответственным выступлениям. Каждый день идут спевки и репетиции, и опять она во главе коллектива. Кстати, участие в самодеятельности для Галины Георгиевны не просто хобби, это сфера почти профессиональной гордости и ответственности. Дело в том, что когда-то ради школы она оставила работу в сфере культуры. Ушла, если так можно сказать, из певиц в учительницы.

Пора, я думаю, обратиться к нескольким эпизодам семейной истории. В тридцатые годы попали под раскулачивание и были сосланы в село Усть-Балык Сургутского района дедушка и бабушка моей героини, Степан Ефимович и Елена Каллистратовна. Вместе с родителями оказалась на севере их дочь Анисья Степановна. В 1945 году у неё-то и родится первенец, девочка, которую назовут Галей, а потом ещё две дочки и три сына. Поскольку взрослые работали почти до ночи, Галине как старшей, пришлось взять на себя заботу о братьях и сёстрах и основные обязанности по хозяйству. Она вспоминает, что свою первую книгу, пушкинского «Дубровского», прочитала, прячась на «вышке» (так называли небольшое пространство в доме между потолком и крышей) от постоянных окликов малышни: «А где Галька?» А ещё она с детства пела, да так, что соседки не раз говорили её матери: «Галина-то у тебя, наверняка, пойдёт в артистки».

-Я мечтательная по складу, и в ранней юности любила представлять себя то актрисой, то учительницей. Всё хотела выбрать один из этих путей. В 1959 году семья вернулась на родину, в Вагай. Там я окончила девятый класс Курьинской средней школы, после которого, как и многим моим землякам, открылась дорога в Тобольское культпросветучилище. Годы были трудные: сильно болел отчим, мама работала одна, обеспечивая подрастающих ребятишек. Выручало лишь то, что в училище платили стипендию, а в столовой всегда были бесплатные хлеб, горчица и соль.

Местом распределения Галины Георгиевны стало старинное село Шеркалы Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа. Там она вышла замуж, а вскоре вместе с супругом переехала в Тюмень. Работать устроилась на прядильно-сетевязальную фабрику на совмещённую должность заведующей клубом и библиотекой. Этот период жизни вспоминает с удовольствием – столько было мероприятий интересных, разнообразных, с размахом организованных… Казалось, всё складывается само собой, о чём ни мечтай, сбудется. Тогда, видимо, внутренний голос и шепнул ей, что если хочется круто изменить судьбу, настало подходящее время. Ну не зря же она столько лет воспитывала братьев и сестёр, а потом стала любимой и безотказной тётей для своих племянников… Говорит: чем бы ни занималась, тянуло в школу, к детям. Ещё немного подумала и, наконец, решилась – подала документы в Тюменский Государственный университет. Из Тюмени, правда, перевелась опять же в Тобольск, на филфак педагогического института, чтобы быть ближе к расхворавшейся маме. И работать поехала в Вагай, где прочно связала жизнь с Куларовской средней школой: год – учитель русского, потом завуч и наконец директор.

-Какая была школа, и какой прекрасный там сложился коллектив! В 70-е годы мы прославились своим почином, направленным на трудовое обучение и профессиональную ориентацию в области животноводства и полеводства. Наш шеф, совхоз «Звезда», подарил нам пять комбайнов! Юноши-старшеклассники организовали звено комбайнёров и, выучившись, шли помощниками на поля, практику проходили в бригадах своих отцов. А девочки, освоив механическую дойку, вызывали на соревнование профессиональных доярок и зачастую их побеждали! Все были заняты делом: в школьной среде не то что преступлений, даже мелких нарушений не припомню. В комнате милиции ни один наш ученик не стоял на заметке. А на заработанные деньги мы ребятам устраивали экскурсии по стране. И совхозу спасибо – его руководство нас поддерживало в стремлении показать ученикам прекрасные города, знаменитые музеи. Последний раз съездили в Киев. Это было в 1985 году.

-Галина Георгиевна, я слышала, что во многих современных школах на уроках труда преподают только теорию: детям боятся давать даже самые простые инструменты, не то что подпускать их к станку. Сами учителя говорят: а вдруг кто-нибудь по пальчику себя ударит или занозу воткнёт – для родителей это уже повод разбираться, требовать возмещения и наказания. В сельской местности будто бы закрываются даже пришкольные теплицы…

-В вагайских школах летнюю практику никто не отменял: ребятишки выращивают зелень для своих столовых, с удовольствием ухаживают за клумбами. Наши школьные дворы с весны до глубокой осени утопают в цветах… Хотя, действительно, споры на эту тему идут, и стало очень сложно учить детей работать, но мне всё же кажется, что постепенно мы вернёмся к прежним традициям. Точнее, уже начали возвращаться. Любой школьник понимает: если посаженное им дерево пошло в рост, значит, он оставил о себе добрую память. И родителям хочется, чтобы дети бережнее относились к тому, что их окружает. А как воспитать эту ответственность, если не трудом? Причём не только школа, но и семья должна подавать правильный пример. Мне сейчас вспомнился один из зимних дней 1987 года. Такой был буран, что все улицы завалило снегом. А я на работе допоздна. Иду домой и думаю: только доберусь - надо брать лопату, сугробы раскидывать. Смотрю, а двор чистый: это соседские ребятишки постарались. Они сейчас уже взрослые, и думаю, своих детей воспитывают на тех же понятиях, на которых выросли сами.

Болеть? Только за общее дело!

Подрастающее поколение не такое, каким было раньше. Из внешних проявлений исчезла открытость и приветливость, нет безоговорочного доверия к людям старшим и более опытным. Но значит ли это, что ослабли глубинные связи, что утрачено понимание и взаимный интерес между «отцами и детьми»? Мы направляемся в Вагайскую среднюю образовательную школу. Её новое просторное здание хорошо заметно в окружении приземистого частного сектора. День уже перевалил за вторую половину, и большинство ребят разбежались по домам, оставив этажи погружёнными в хрупкую тишину.

-Никто из школьных ветеранов, а их у нас больше четырёх десятков, не чувствует себя забытым, – рассказывает директор школы Нина Ивановна Копылова. – Они – постоянные гости на наших праздниках, участники выставок, герои экспозиций школьного музея. Папки с их воспоминаниями и фотографиями помогают молодёжи лучше узнать историю образовательного учреждения, прочувствовать время, когда здесь учились их родители или бабушки с дедушками. Многие выпускники поддерживают связь с любимыми педагогами, звонят им из разных точек страны. И, что в сельской местности особенно важно, за каждым из ветеранов закреплён класс. Какая бы надобность ни возникла - в магазин сходить, за огородом поухаживать, ребята обязательно придут на помощь. Связь поколений прослеживается во всём: молодые педагоги, которые устраиваются в школу, сами просят, чтобы им дали наставника, методиста. Конечно, выпускники вузов сегодня очень эрудированны и исключительно знают свой материал, но они спрашивают стажистов: а что делать, когда урок закончился? Как добиться дисциплины и наладить внеклассную работу, как установить контакт с ребёнком и его родителями, как сказать об ошибках, никого при этом не обидев? Более того, если начинающий специалист убеждён, что справится только своими силами, он, скорее всего, не задержится в школе. Ведь пусть не все представители старшего поколения знают, как подойти к интерактивной доске, но именно они могут поддержать молодого учителя в сложных ситуациях, неизбежных в практической работе.

А у «непоседы» в этой школе особый интерес. Ещё по дороге она заметила: любой человек, который на протяжении трудовой деятельности был активен и не боялся общественной нагрузки, не теряет себя после выхода на пенсию. В каждом сельском поселении у нас есть первичные ветеранские организации, клубы, кружки самодеятельности. Только вокальных ансамблей, созданных силами ветеранов, в районе девятнадцать… А ещё мы взяли под контроль работу школьных историко-краеведческих музеев. Пять уже паспортизированы, кроме них действуют десять музейных комнат. Карагайский, например, занял третье место в областном смотре-конкурсе, музей Зареченской школы тесно сотрудничает с нашей «первичкой», возглавляет которую заслуженный учитель РФ Вера Ивановна Сырчинская. Благодаря энтузиазму её членов там отлично поставлена патриотическая работа и духовно-нравственное воспитание. Кстати, в прошлом году мы включились в региональный проект «Наша общая Победа», ведь сегодня в Вагайском районе проживают двадцать восемь ветеранов Великой Отечественной войны и ещё четыре человека, которые к ним приравнены. А какой музей в самые короткие сроки сумела организовать в Вагайской школе Антонина Андреевна Ламинская, ветеран труда, заслуженный учитель РСФСР, победитель конкурса «Учитель года–1996»! Здесь собрано всё: от старинной утвари крестьянского дома и школьной атрибутики прошлого века до материалов о выдающихся учителях и учениках. И опять же в поиске и сборе необходимых вещей, документов, в подготовке стендов принимали участие представители самых разных поколений.

Пока шло знакомство с музеем и его хранительницей, я постаралась разузнать: а как вообще живётся в глубинке ветеранам, пенсионерам? С одной стороны, все они на виду, под присмотром соседей и сельских администраций, с другой – есть, наверное, свои специфические проблемы, которые появились не в одночасье и так запросто не решаются…

-У нас большая забота: осталась единственная районная поликлиника, ни одной участковой. Заболел человек – надо ехать в Вагай. Независимо от погоды, состояния дорог и даже от группы инвалидности. За лекарствами – тоже сюда. Можно, конечно, заказать таблетки заранее, но тогда придётся ждать, когда до твоего села доберётся медицинский работник. А очереди здешние представляете? Приехал и сидишь несколько часов около кабинета. В дневной стационар жители отдалённых сёл тоже не могут устроиться: после десятка километров туда-сюда никакое лечение впрок не пойдёт. Некоторые договариваются с больницами Тобольска, но это удобно, если живёшь на границе района… А ведь у нас есть и такая территория как Заболотье – по суше туда открывается путь только зимой. В любой другой сезон надежда лишь на санитарную авиацию. Кстати, врачей с опытом в районе почти не осталось, хорошо, что хоть снова потянулась молодёжь. Выпускнику медицинского вуза местная администрация создаёт лучшие условия, так что возможно, в будущем что-то и образуется. А пока единственное спасение – занять пенсионеров настолько, чтобы им некогда было болеть. Например, отличник народного образования РСФСР Фаина Васильевна Быкова, недавно ставшая почётным жителем Вагайского района, организовала зареченских ветеранов на совместную помощь тем, кто сам не может себя обслуживать. А как любовно они оформили свою ветеранскую комнату! Это тоже маленький музей с архивом документов и со стендами, которые облюбовали для своих шедевров местные рукодельницы.

Общаясь с Галиной Георгиевной, я, кажется, почувствовала стерженёк, который не только не даёт сидеть на месте ей самой, но и заставляет её тормошить, будоражить всех окружающих. Это – искреннее восхищение талантами своих земляков, желание, чтобы их успехи и достижения не пропали в безвестности.

-Была у нас в Вагае поэтесса, Людмила Ивановна Верёвкина. Её не стало в 2000 году… Простой человек, почти всю жизнь проработала инструментальщицей в «Сельхозтехнике». Но какие стихи писала о природе, любви, малой родине! Читаешь, и душа радуется. Мы подготовили её сборник (авторское примечание: моя героиня собственноручно «забила» в компьютер три сотни стихов Людмилы Верёвкиной). Теперь мечтаем его издать. Через местную газету объявили о сборе средств, но деньги приходят очень медленно. Откликаются ведь в основном пенсионеры, а много ли они могут дать? Я даже обратилась к депутату Юрию Михайловичу Коневу. Однажды он нас уже поддержал. Тогда надо было помочь со строительством дома почётному работнику образования Лидии Александровне Тишиной, внештатному корреспонденту газеты «Сельский труженик», которая долгое время проработала в школе завучем по воспитательной работе. Муж у неё тоже пенсионер, как же двум пожилым людям осилить такое дело? Юрий Михайлович вошёл в положение, выделил сто тысяч рублей из депутатских средств, благодаря которым строительство удалось закончить. Что же касается сборника, он мне сказал: - «Галина Георгиевна, депутаты на издательство денег не выделяют. Но вот что я постараюсь для вас сделать, - это найти спонсора». Мы понимаем, что понадобится время, ждём, но и сами не сложили руки. Местные жители помаленьку вкладываются, так что надеемся, что сборник общими усилиями однажды всё же выйдет в свет. Тогда далеко за пределами Вагайского района узнают, насколько прекрасен наш край и как талантливы люди, которые здесь живут.

Автор: Вероника Сотникова