Медиакарта
2:30 | 3 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Воспитывать делами и примерами

Воспитывать делами и примерами
11:33 | 12 февраля 2014

Впервые с жильцами дома по улице Николая Зелинского, 23 я познакомилась полгода назад. Мне позвонили из управы Восточного района и спросили: «Хотите рассказать о домовом совете, которому мы вручили грамоту за активность?» Я, естественно, захотела. Особенно когда узнала, что местная управляющая компания тоже считает этот дом примером креативного и компетентного подхода к решению своих жилищных вопросов.

По соседству с улицей Зелинского развёрнуто несколько новостроек: «пробивается» дорога к огромному гипермаркету, возводятся жилые дома, заканчивается строительство какого-то необыкновенного садика, на чьей территории уже установлены марсианской конструкции белые купола. Всё говорит о том, что у этого района неплохие перспективы. Но удивляет и обращает на себя внимание другое… Как правило, любое строительство – это грязь, шум, пыль и прочая разруха, то есть период, который необходимо пережить, собрав в кулак всю волю, силы и терпенье. Ничего подобного на подступах к дому я не обнаружила. Напротив, мне показали ухоженный двор, идеально чистый асфальт, аккуратную детскую площадку.

-Жаль, что сейчас наши клумбы укрыты сугробами. В летние дни, когда люди выходили во двор, у крыльца их встречала висящая в брызгах радуга. Настроение поднималось на весь день, – заметила Светлана Ивановна Паршукова, бывшая в течение двух лет председателем домового совета. – Силами жильцов мы устроили необыкновенный цветник: кто-то выращивал рассаду, кто-то покупал семена. У нас даже подсолнухи под окнами всходили… А с системой автополива помогла управляющая компания.

УК здешним жителям действительно досталась «беспокойная». Летом через свой сайт зовёт желающих высаживать деревья, а чтобы субботник превратился в настоящий праздник, приглашает аниматоров и угощает всех чаем с баранками. Зимой ставит ёлку, объявляет конкурс новогодних игрушек, дарит победителям призы. Жильцы на такую инициативу откликаются охотно, даже посадили у себя во дворе настоящую живую ель – подрастёт, можно будет наряжать вместо искусственной. А ещё общими усилиями нашли замечательного дворника-садовода: он и за деревьями ухаживает, и клумбы приводит в порядок, и рассаду обновляет. Глядя на его старания, люди признаются, что им теперь стыдно даже бумажку бросить мимо урны. Продумана здесь, кажется, любая мелочь: бетонные полусферы, препятствующие любителям парковок на тротуарах, и те выкрашены под шляпки мухоморов – красные в белый горошек. Ведь подрастающей малышне куда приятнее глядеть на сказочные картинки, чем на обычные серые «кочки».

То, что офис управляющей компании расположен по соседству, очень удобно для жителей окрестных многоэтажек. Любые возникающие вопросы решаются буквально «по ходу». Известно ведь, что разговор глаза в глаза гораздо эффективнее телефонных дебатов.

-Прежде наша управляющая компания называлась «Жилой район АИЖК». Мы решили дать ей другое название – «Домово». Чтобы звучало не сухо, чтобы чувствовалось наше желание работать в согласии с людьми», – объяснил генеральный директор Артём Анатольевич Завьялов во время очередной нашей встречи. – Район новый, растущий. Дома мы принимаем напрямую от застройщика, и вместе с ним выработали правильную, как мне кажется, позицию. Давайте попробуем представить себя на месте человека, который собирается купить квартиру. Что бы вы сделали? Естественно, побывали в разных концах города, сравнили условия, в которых вам, возможно, предстоит жить, и постарались выбрать наиболее комфортные. Мы решили: задача управляющей компании создавать нашему застройщику «добавочную стоимость», работать на его имидж. Если покупатели будут знать, что к их желаниям здесь прислушиваются, заметят цветущие придомовые территории, исправное освещение во дворах, современные домофоны и видеокамеры для наблюдения за порядком, они, скорее всего, отдадут предпочтение именно такому району. Теперь и «сарафанное радио» делает своё дело, так что интерес к нашим домам только повышается. А в выигрыше от этого все: и застройщик, и жильцы, и сотрудники компании.

«Домово» - компания растущая. «Если я скажу, что мы обслуживаем шесть больших домов, вы подумаете, что это немного…» - смеётся Артём Анатольевич. – «А если уточню, что это 115 тысяч квадратных метров жилья, тогда, наверное, решите, что не так уж и мало. Кстати, в ближайшее время эта цифра удвоится – так быстро расширяется наш семейный микрорайон. Для УК главная задача – не снизить в таких условиях качество своей работы. Дело в том, что не так-то легко сегодня найти свободного квалифицированного специалиста. Переманивать? У нас не настолько высокие тарифы. Остаётся идти самым честным путём – самим выращивать мастеров…»

Кстати, дома в микрорайоне АИЖК действительно огромные. Например, в том самом, под двадцать третьим номером, - триста шестьдесят квартир. У него здесь роль некого флагмана – соседи смотрят, как сообща можно организовать свой быт, и пытаются идти тем же путём. У одних уже начинает получаться. У других пока не очень. А теперь самое интересное: оказывается, в основе этих, на зависть всем окружающим, отношений, лежал-таки банальный конфликт. Об этом мне рассказала Мария Павловна Дидрих, недавно избранная председателем домового совета. Причём претензии у жильцов были именно к застройщику, использовавшему, как они поняли, при строительстве двух своих первых многоэтажек восстановленные трубы.

-Мы с мужем сперва не могли понять, в чём дело. Представляете, два скромных работника милиции с детьми из крошечной старой квартирки переселились в огромные трёхкомнатные хоромы: такая была радость, что ничем не хотелось её омрачать. Почти готовы были себя убедить, что в новых домах из кранов всегда течёт ржавая и грязная вода… Только познакомившись с соседями, поняли, что и они в недоумении. Не помогали даже очистители, которые люди устанавливали за свой счёт. У детей начались аллергии, блондинки, мывшие волосы водой из-под крана, рыжели буквально на глазах.

Беда, как водится, объединила. Без особого труда удалось даже организовать общее собрание собственников. Начали с анализа воды и с вопросов к «Водоканалу». Выяснили, что к домовым коммуникациям подводится качественный ресурс. Следовательно, в них оставалось искать и корень всех зол.

-В подшивке жалоб, которую мы собрали, насчитывалось двести листов, – вспоминает Мария. – Попутно свою проблему обсуждали на таких сайтах, как «Детки» и «Наш город - Тюмень». Резонанс был настолько широким, что я в очередной раз убедилась: средства массовой информации – очень серьёзная сила. Окончательно все точки над «i» были расставлены во время нашей встречи с представителями застройщика в кабинете заместителя губернатора Тюменской области Евгения Борисовича Заболотного. Светлана Ивановна принесла туда бутылку со злополучной водой: чиновники глазам не поверили, узнав, что такое может течь из крана… А поскольку к тому времени мы с мужем уже пригласили сантехника и поставили у себя в квартире новый пластик, я прихватила кусок трубы, совершенно чёрный внутри. Тяжба длилась почти год, но после той встречи было принято окончательное решение, и весной в двух «пострадавших» домах начали менять трубы.

Опыт дома номер двадцать три интересен не только сам по себе. Это пример того, как несколько сторон, действительно желающих трудиться в какой-то избранной для себя сфере, учатся признавать ошибки, идти на компромисс, находить общий язык. Иными словами, это тот позитив, которого, к сожалению, нам так не хватает в современном мире. Дело в том, что в ходе развернувшейся Интернет-кампании существенно пострадал имидж застройщика. Мария вспомнила несколько случаев, когда люди отказывались от покупки квартир в упомянутом микрорайоне. Чтобы вернуть доверие покупателей, ситуацию надо было менять, и дело уже не могло свестись лишь к использованию качественных строительных материалов при возведении следующих домов. Так, очевидно, и возникло решение: сделать одну из главных ставок на добросовестность управляющей компании. Справедливости ради надо сказать, что местную УК в период жилищно-коммунальных баталий возглавлял другой директор. «Толку от общения с ним не было никакого, складывалось впечатление, что у человека одна цель: держать глухую оборону, - вспоминают жители дома. – Даже когда дело касалось самого минимального благоустройства, оно не шло дальше разговоров…» Совсем другое впечатление произвёл пришедший в июле 2012 года ему на смену Артём Завьялов. Он сразу пригласил активистов на встречу, уточнил их пожелания и взялся за работу. Первым делом появилась разметка для машин, началось озеленение придомовых территорий, вокруг детской площадки было установлено огражденbе. Видя, что наболевшие вопросы решаются теперь без особого труда, жильцы решили пойти дальше и позаботиться о своей безопасности. Так здесь появились камеры видеонаблюдения.

-Знаете, в чём, на мой взгляд, заслуга совета этого дома? – говорит Артём Аннатольевич. – Его члены думают, советуются с жильцами, вникают в круг задач – своих и управляющей компании. Если в чём-то сомневаются, приходят за советом. Ведь сказать: «нам не нравится», мало. Гораздо важнее решить, как сделать так, чтобы нравилось. К сожалению, очень часто оказывается, что людям и предложить-то нам нечего. Некоторые звонят и жалуются: «у нас воду отключили в связи с ремонтом дороги», «у нас соседи шумят»… Конечно, управляющая компания к жильцам ближе всех, но у неё свой собственный круг обязанностей, в то время как множество ситуаций требует обычной гражданской бдительности. Вот пример очень распространённой претензии: разносчики рекламных листовок проникают в подъезды и оставляют там свой «багаж». Ворох бумаг разлетается по площадкам, создавая впечатление замусоренности и неухоженности. Но не УК же должна следить за тем, чтобы обитатели квартир не открывали двери кому попало… Ещё одна проблема: на лестничных клетках собираются шумные подростковые «тусовки». Выход есть: установить контакты с полицией или с органами опеки, но сделать это могут опять же только сами граждане. Пока они этого не поймут, у нас будут создаваться не советы дома, а «советы по борьбе с управляющими компаниями»… Мне же такой орган интересен, прежде всего, как контролирующий. Благодаря его заинтересованности, я могу узнать, как мои сотрудники выполняют свои обязанности, вовремя ли выходят на работу, вежливо ли себя ведут с клиентами. Другая важная функция совета – это контроль состояния общего имущества, даже в нерабочее время. А если жильцов дома что-то не устраивает, я бы действительно хотел услышать от них продуманные предложения насчёт того, как поднять качество наших услуг. Только когда мы сумеем установить обратную связь, в наших дворах будут появляться такие удобные вещи как ограды, шлагбаумы, камеры видеонаблюдения. Кстати, благодаря им удалось вычислить хулигана, который сломал в подъезде почтовые ящики… Я понимаю: не всё решается просто. Волнующие темы иногда приходится проговаривать не только с руководителем, но и с юристом управляющей компании. Например, чтобы отгородить свой двор от остальной улицы, жители дома должны оформить в собственность участок земли. Объяснить им, зачем это нужно и возникнут ли в связи с этим шагом дополнительные финансовые затраты, а также собрать подписи «за» и «против» должен опять же совет дома.

Это, замечу, как раз очередной этап работы моих героев. И необходимость в нём возникла как следствие повышенной благоустроенности их повседневной жизни. Ухоженный двор превратился в приманку для любителей полуночных посиделок: приятно ведь попить пива, покурить, погорланить песни вместе с друзьями на новенькой лавочке под модным фонарём, вместо того чтобы делать то же самое в темноте у родного подъезда. Избавиться от непрошенных гостей раз и навсегда можно, если установить высокий забор и автоматические ворота.

-Я специализируюсь по уголовному праву, но скоро смогу давать консультации по жилищному законодательству, – шутит Мария Дидрих. – Сейчас, когда встал вопрос о приватизации земли, многие жильцы сомневаются: а стоит ли это делать? Вдруг придётся платить налог? Это обычная правовая неграмотность, которую надо устранять, вести разъяснения, знакомить людей с документами. Работы, конечно, много, но ничего страшного я в этом не вижу. Помню, когда мы проводили первые заочные голосования, я вызвалась быть секретарём. На повестке стояло тринадцать вопросов, и по каждому составлялся собственный протокол, отдельно считались голоса. Спасибо управляющей компании – помогли распечатать бюллетени. Некоторые жильцы заполняли их в такой спешке, что даже забывали указать номер квартиры. Мы восстанавливали адреса по фамилиям, по подписям. Подсчёт длился два месяца. Сейчас опыта больше, и задачи решаются быстрее. Совету дома (в нём два юриста) удалось поправить договор с управляющей компанией. Теперь тарифы можно изменить только решением общего собрания, а не так, как действуют некоторые другие УК – индексация два раза в год! Зарплату же никто не индексирует… Мы и нашим жильцам помогаем решать правовые вопросы. Ветерана войны поддержали в квартирном вопросе, алкоголика определили на лечение. Наладили контакты с городской администрацией, поскольку в доме сто квартир находятся в социальном найме. Чиновники приезжали, знакомились с жизнью квартиросъёмщиков – общаться с ними мне понравилось, хорошо, что люди умеют руководить, не только сидя в своих кабинетах…

В дальнейших планах (это, сразу признаюсь, инициатива Артёма Анатольевича Завьялова) - научить жильцов дома зарабатывать. Небольшие красивые баннеры управляющая компания предлагает размещать на нижних нежилых этажах, рекламные плакаты – в лифтах, кладовки сдавать самим же жильцам за 200-300 рублей в год. Вырученные деньги опять же пойдут на благоустройство. И соседям будет чему поучиться. Ведь воспитывать хозяев словами трудно. Гораздо проще – делами и примерами.

Автор: Виктория Ермакова