Медиакарта
12:52 | 3 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

ЖИЗНЬ ПОД СТУК КОЛЁС

ЖИЗНЬ ПОД СТУК КОЛЁС
15:29 | 17 августа 2010

Посёлка, спрятавшегося в лесном массиве, с дороги не видно. Зато издалека бросается в глаза вокзальный комплекс-теремок, как оказалось, новое станционное здание. Это Ингаир – один из трёх посёлков железнодорожников, жилой фонд и коммуникации которых в 2006 году были переданы на баланс Тобольского района. Познакомимся поближе с жизнью посёлка железнодорожников.

Про Ингаир

Дорога к посёлку лежит мимо редкого кустарника, за которым расположились маленькие подсобные хозяйства селян. Чуть дальше открывается спрятанный в лесной нише и сам посёлок. Его население едва превышает двести человек, а знойным летним днём он кажется совершенно безлюдным.

Жильё здесь представляет собой несколько двухэтажных каменных строений, на фасадах которых, как напоминание о прошлой хорошей жизни, ещё виднеются остатки покраски. Центральное и самое заметное - ухоженное здание белого цвета, в котором размещается местный Дом культуры. Вокруг него установлено ограждение, разбиты клумбы, на дорожках ни соринки.

Несмотря на то, что поселковая инфраструктура принадлежит району, руководство дороги продолжает помогать в решении целого ряда вопросов как посёлку, так и поселению в целом.

В стороне от Ингаира – местная достопримечательность – котельная, к которой подвели, наконец, газопровод, чтобы минимизировать убытки района. Рядом с ней гараж 13-го участка железной дороги. В нём раньше размещались дрезины, несколько автомашин, а теперь осталось единственное транспортное средство – вахтовка, которая доставляет работников дороги на службу. Вот и всё хозяйство.

Жители с ностальгией вспоминают время, когда их дома выглядели так же, как Дом культуры, который находится на балансе железной дороги: и косметический ремонт проводился регулярно, и в домах была горячая вода. В то время в посёлке были фельдшерско-акушерский пункт, школа, детский сад. Следы былой жизни постепенно стираются.

Жители сами, как могут, поддерживают порядок в домах и на территории, стойко переносят все неудобства и давно привыкли к режиму работы единственного в посёлке частного магазина.

  • Цены, как в городе, - говорит депутат местной Думы Юлия Александровна Тарханова. - Вот только ассортимент бы пошире.

…Полуденная летняя тишина: стрекочут цикады в траве у железной дороги. Людей не видно.

  • На станции обязательно кто-то должен быть, - предполагаем мы и направляемся туда.

Встреча у перрона

Первый встречный оказался бригадиром путейцев Равиль Рауфович Мухамедьяров. Члены бригады разошлись по домам – обеденный перерыв. А он, спрятавшись от жаркого августовского солнца в тени, отдыхает и неспешно трапезничает.

Много лет жизнь этого добродушного весёлого человека связана с железной дорогой.

  • Ещё в 1967-1968 годах во время летних каникул, будучи школьником, вместе со сверстниками подрабатывал на дороге: копали, носили грунт, словом, занимались неквалифицированным трудом, - вспоминает Равиль Рауфович.

Потом была учёба в Тюменском училище № 30, где он получил специальность электромонтёра. Последние 15 лет Р.Р. Мухамедьяров следит за состоянием железнодорожного полотна. И не беда, что приходится преодолевать длинный путь до места работы из Надцов. А неровности местной грунтовой дороги большой вахтовой машине нипочём.

У собеседника на каждый случай то анекдот, то шутка-прибаутка. Например, о дороге до Надцов:

  • Говорят, третий сорт – не брак. - А для нас эта дорога – просто высший класс.

Поставленную перед путейцами задачу Равиль Рауфович формулирует чётко: обеспечение безаварийного движения пассажирских и грузовых поездов. А их в сутки проходит 56. Увеличивается и поток грузоперевозок, что непременно сказывается на состоянии полотна.

Тот же путь, что и поезда, время от времени проделывает состав-путеизмеритель. Его показания – словно кардиограмма, на которые ориентируются путейцы. Глядя на неё, бригадир определяет, на каком участке необходимо их вмешательство. С проверками регулярно наведываются и комиссии.

  • … Чтобы мыши не дремали, - шутит собеседник.

Это только кажется, что на дороге всё в порядке, и работа путейцев не видна. Самым трудным временем для них является межсезонье, когда из-за избытка влаги интенсивно деформируется полотно, просаживается грунт.

  • Максимально допустимое отклонение от уровня не должно превышать 10 миллиметров, - поясняет бригадир. Очередной состав замедлил ход и остановился у станции – для него красный свет. Сигнал на прибор у полотна поступает из Екатеринбурга. Движение поездов сейчас регулируется за сотни километров с помощью приборов.

  • Это чётный, «Самара - Нижневартовск», - поясняет Равиль Рауфович. – Идущий с южного направления поезд должен пропустить встречный.

А нечётный, поприветствовав сигналом бригадира-путейца, тянет многочисленные газоналивные цистерны по освобождённому для него пути.

Железнодорожные «амазонки»

Между тем обеденный перерыв закончился, и посёлок мало-помалу начал оживать. Тут и члены бригады в ярко-оранжевых жилетах потянулись к станции. Присели перед работой на скамейки, завели разговор о своём житье-бытье да о коммунальных невзгодах. Сегодня идти далеко не придётся: ремонтные работы ведутся вблизи станции.

На 13-м участке рабочие обслуживают 22 километра пути – отрезок от 250-го до 272-го километра. В бригаде Р.Р. Мухамедьярова трудятся представительницы прекрасного пола – железнодорожные «амазонки». Не верится, что каждая из компании красивых молодых женщин отработала на дороге более 20-ти лет. Несмотря на то, что их работа нелегка, они не жалуются. Равиль Рауфович признаётся:

  • Женщины – самые лучшие работники. Не ноют. Работу выполняют чётко и качественно. Я хоть и освобождённый бригадир и проблемы с позвоночником имею, но как тут будешь стоять, когда женщины выполняют тяжёлую мужскую работу?

  • А мужчины у нас в «Красную книгу» занесены, - шутит одна из женщин.

По шпалам идём к проблемному участку, где рабочих ждут оставленные перед обедом инструменты. Разобрав их, приступают к укреплению полотна. Мужчины ломами размягчают утрамбованный грунт, перемешанный со щебнем, две женщины быстро прогребают бороздки от шпал. Ещё одна, крепко держа в руках большой замысловатой формы ключ, переходит от шпалы к шпале, затягивая массивные гайки.

Работу путейцев то и дело прерывают проходящие составы. Вот снова знак с пути убран и, как положено по правилам безопасности, члены бригады отходят подальше от рельсов. Рельсы и шпалы ходуном заходили под колёсами проходящего. Стало страшно от мысли, что из-за таких проблем с путями в любой момент может случиться крушение поезда. Но прошло ещё немного времени, рельсы и шпалы намертво зафиксировали, а наши новые знакомые пошли дальше – обычные планово-предупредительные работы железнодорожного полотна продолжаются.

Работы помасштабней

Городок строителей ООО «Алекстрансстрой» расположился вблизи железнодорожного пути. У специалистов фирмы работа помасштабнее: скоро участок железной дороги в районе станции Ингаир станет четырёхрядным. На новом станционном здании из красного кирпича уже завершаются отделочные работы. Оно, словно замок, удачно вписавшийся в местный природный ландшафт.

После прошедшего ливня дорога к посёлку, выложенная плитами, обильно покрылась грязью. А прилегающая территория пока напоминает поле сражения. Как нам пояснил Равиль Рауфович Мухамедьяров, к новому станционному зданию подводят коммуникации. В траншею уже начали укладывать трубы, по которым потёчёт вода. Многие жители посёлка трудятся на железной дороге. С расширением дороги и модернизацией разъездов здесь появятся дополнительные рабочие места.

Манны не ждут…

Если вопросы трудоустройства местных жителей хоть как-то решаются, то коммунальные, как кость в горле. Но о них ингаирцы рассказывают сдержанно. Люди готовы принимать участие в благоустройстве посёлка, даже выходили с предложением в администрацию района: в счёт коммунальных услуг найдётся немало желающих и фасады домов покрасить, и крылечки подремонтировать, и ремонт в подъездах сделать. Однако администрация района навстречу жителям не пошла.

Нельзя сказать, что Бизинский МУП ПЖКХ ничего не делает. В домах № 3, 4, 5 провели ремонт сетей. Начальником отдела ЖКХ райадминистрации, как рассказала Ю.А. Тарханова, был обещан ремонт и в доме № 2, но его жители никак не дождутся. А ремонта в подъездах, видимо, и ждать не стоит. Не ожидая манны с неба, местные жители сами стараются поддерживать в них порядок да и на уборку территории выходят по первому зову.

Больше всего ингаирцев беспокоит отсутствие горячей воды. По словам жителей, коммунальщики их благоустроенное жильё превратили в полублагоустроенное. На несколько месяцев люди остались без горячей воды. Общественной бани в посёлке нет, поэтому каждый выходит из положения как может. Саида Халиулловна Ахметзянова высказала начальнику Бизинского МУП ПЖКХ О.Д. Дроздову желание железнодорожных «амазонок» иметь в квартирах горячую воду, особенно летом, ведь работа у них не кабинетная.

Газопровод у Ингаира

Как рассказали путейцы, местная котельная славилась раньше на всю дорогу: большое красивое здание, ухоженная территория. И сейчас фасад хорош. Однако проблема заключалась в том, что замечательная котельная стала для района «дырой в кармане» и до сих пор больно бьёт по бюджету жителей посёлка. Коммунальные платежи за трёхкомнатную квартиру семье одной из собеседниц обходятся в 1830 рублей, 1300 из них – за воду и отопление. Горячей воды нет, но за неё, как и за отопление, продолжают взимать плату. - Разве не должен быть произведён перерасчёт? – спрашивает женщина.

Есть надежда, что скоро ситуация изменится, и все вздохнут с облегчением. В обозримом будущем газ придёт в каждую квартиру, как в Сузгуне, жители которого теперь не понаслышке знают, что такое экономия. Газовое отопление позволит уменьшить сумму платежей за отопление и воду почти вдвое. Те, кто пользуется природным газом, заверяют, что и ингаирцы будут жить в «шоколаде», когда его подключат.

Сейчас много говорится об энергосбережении. Пока в посёлке, по мнению бригадира путейцев Р.Р. Мухамедьярова, «отапливают улицу». За подтверждением его слов далеко ходить не надо: труба, ведущая к станционному зданию, проложена над землёй, и её утепление сомнительно. Какое уж тут энерго-сбережение?

Что жителей беспокоит?

Местному депутату Юлии Александровне Тархановой приходится вникать во все вопросы, решение которых важно для жителей посёлка.

Несмотря на дневную жару, после обеда многочисленная орава детей устремилась на улицу. Оставленная без присмотра траншея для некоторых из них стала местом игры. Бурьян вблизи Дома культуры из-за многочисленных троп, натоптанных местной ребятнёй, напоминает лабиринт.

Много детей, значит, население молодое.

  • «Бэби-бум», - так характеризует демографическую ситуацию в Ингаире Ю.А. Тарханова. – Беременные не переводятся. Детский сад нужен позарез.

Есть надежда, что скоро эта проблема будет снята. РЖД передаст здание, в котором сейчас располагается Дом культуры, на баланс администрации района. Решением вопроса сейчас активно занимается начальник отдела образования Н.М. Иванина. Возможно, уже в середине августа будет известен результат. Как мама и депутат Ю.А. Тарханова благодарит местную организацию «Единая Россия» и Нину Михайловну Иванину за помощь и поддержку. Со словами благодарности она обращается к работникам культуры района, которые не забывают о жителях посёлка. Замечательный праздник они устроили для детворы первого июня. Привыкшие к порядку ингаирцы привычке изменять не хотят. Поэтому вопросам благоустройства уделяют особое внимание. Местные дети занимают сами себя. А чтобы было где играть, взрослые, не дожидаясь, пока это сделают местные власти, регулярно приводят в порядок детский городок: ремонтируют, красят.

Если раньше были дворники, то теперь их нет. Тем не менее в посёлке чисто. Отнесённые на приличное расстояние от посёлка мусорные контейнеры не портят вид населённого пункта. Путь к ним неблизкий, тем не менее жители не бросают пакеты с отходами по дороге, как это делается в некоторых других поселениях. Есть проблема – трава. Так получилось, что у местной администрации не нашлось средств, чтобы привести этот участок в порядок. Как пояснила Юлия Александровна Тарханова, поселение недополучило налоги от железной дороги – вот и результат. Тем не менее этот вопрос будет решён. Есть люди, готовые выкосить бурьян сейчас, и с оплатой подождут.

Больной вопрос – автодороги. Когда речь заходит о ремонте, в администрации района и поселения их считают хорошими. Однако, когда ингаирцы обратились к администрации автотранспортного предприятия с просьбой сделать маршрут с заездом в посёлок, его специалисты сочли, что местные дороги находятся в плохом состоянии, и заезд невозможен. Поэтому, чтобы уехать в город, ингаирцам приходится идти до федеральной трассы пешком или пользоваться услугами железнодорожного транспорта.

Юлия Александровна верит, что новая дорога здесь всё же будет. Пока идут строительные работы вблизи посёлка и курсируют многочисленные спецмашины, заниматься её строительством нецелесообразно. Не в нынешнем году, так в следующем она всё же будет приведена в порядок. Может быть, тогда и автобус станет заезжать в Ингаир.

В последнее время наметился целый ряд позитивных изменений, которые сделают жизнь ингаирцев лучше.

Елена ТЯН, фото Тимура КАРЫМОВА