Седьмого февраля в клубе деловых и интересных встреч редакции состоялась беседа на тему: «Музей – как средство патриотического воспитания», приуроченная 90-летию Сорокинского района. В ней приняли участие журналисты газеты и радио, а также С.Ю. Горбатенко, специалист отдела образования администрации Сорокинского муниципального района, Л.Г. Конева, педагог Готопутовской школы, руководитель краеведческой работы музейной комнаты, Л.А. Селивёрстова, культработник посёлка Нефтяника, Н.Д. Слободчикова, учитель Ворсихинской школы, руководитель работы музейной комнаты, Т.А. Нестерова, экскурсовод Сорокинского историко-краеведческого центра, представители с. Калиновка – В.С. Преснякова, культ-организатор, и О.Д. Шатунова, специалист библиотеки и центра мордовской культуры.
О важности сохранения историко-культурного наследия и роли музейно-краеведческой работы в патриотическом воспитании подрастающего поколения говорили гости клуба, подчеркнули значимость этой работы в общеобразовательных школах. Говорили о важности накопления материалов по трудовой истории нашего района, ведь не одно поколение вносило свою лепту в созидание и развитие нашей малой родины. Многие труженики могут служить молодому поколению достойным примером упорства, трудолюбия и стойкости. Обратили внимание и на белые пятна в истории района. Участники встречи выразили уверенность, что, работая сообща, можно больше узнать о событиях и людях, которые создавали историю района.
Все руководители музейных комнат – хранители традиций, памяти, накопившихся за многие десятилетия.
–С каким настроением вам работается сегодня?
Л. Конева: То, чем я не первый год занимаюсь, мне очень нравится. Мне интересно самой, и я стараюсь заинтересовать ребят. Они расспрашивают об истории своего села родителей, бабушек и дедушек. Узнают много нового для себя и делятся этими новостями с другими школьниками. Для них слова «чалдоны» и «самоходы» были непонятны, не знали, почему одних называют так, других – по-другому. Отношение чалдонов к самоходам было неоднозначное. Чалдоны гордились тем, что ходили в сапогах, а самоходам приходилось довольствоваться тем, что носили лапти. Они приехали в них во время Столыпинской реформы за куском земли. И приятно слышать, как мальчишки и девчонки стараются объяснить это.
–Какой экспонат вашего музея вам больше всего запомнился, поразил вас, как историка, как человека, занимающегося сбором предметов музейного значения?
Л. Конева: Самая уникальная находка – дорожная чернильница, которую мы до определённого времени считали лампадкой с изображением коня Тарпана. Её нашли на огороде, где раньше стояла церковь, и принесли нам. Мы долго думали, что же это такое, но потом решили, что это лампадка. Когда в наш музей приехал специалист из Ишимского литературного музея имени Петра Ершова, выяснилось, что это дорожная чернильница. Сегодня она находится в этом музее. Что касается храма, то у нас сначала стоял деревянный храм Ильи Пророка, затем построили каменный – в греческо-византийском стиле. В 1937 году его служба закончилась, последний церковнослужитель Т.П. Бурцев был арестован и расстрелян в Ишиме. В 1989 году – реабилитирован. Затем в церкви показывали кинофильмы, потом её превратили в склад, а позднее снесли. Разрушали братья Заржицкие. Сегодня на этом святом месте стоит Дом культуры.
Т. Нестерова: А как вы собираете экспонаты, люди сами приносят?
Л.Конева: В основном сами. Иногда я нахожу, люди не находят экспонатам применения, выбрасывают их. Один мужчина принёс старый утюг, назвав его «вошебойкой». Много вещей принесли Тамара Викторовна Комарова, дети. В настоящее время в нашей музейной комнате более двухсот экспонатов. А начиналось всё со школы, где в одном из кабинетов был сооружён стенд. Потом нам выделили отдельное помещение, а позднее нас перевели в здание интерната.
–2014 год богат событиями. Начался он с Олимпиады в Сочи, но впереди ещё много исторических дат, которые нельзя обойти стороной, – это юбилеи района и области, 100-летие Первой мировой войны. В нашем районе собраны богатые материалы по его истории, но ещё много остаётся в ней и белых пятен, например, старообрядчество, крестьянская война 1921 года, Первая мировая война. До недавнего времени Петра Шевченко называли бандитом, сегодня он – Робин Гуд, многие парни ушли на фронт Первой мировой войны, но мы до сих пор не знаем ни одной фамилии. Надеемся на вашу помощь и на помощь читателей «Знамёнки» в сборе этой информации. Как вы считаете – для чего сегодня нужна музейная работа?
Н. Слободчикова: Это же память. Всё, что мы собираем, – для будущих поколений. Дети с неподдельным интересом приходят сюда, интересуются всем, сами включаются в поисковую работу.
Т. Нестерова: Без знания прошлого нельзя постичь будущее. Я работаю в центре третий год. Когда пришла, сразу взялась за документацию, с головой окунулась в историю и сегодня этим просто живу.
В нашем музее очень много ценных предметов (ценных в смысле исторической значимости), и я думаю, что нам удастся собрать ещё много интересного всем вместе. Вы назвали исторические даты, где нам придётся поработать, и я, со своей стороны, попытаюсь помочь в этой работе.
–Любовь Александровна, вам пришлось с нуля начинать работу по истории предприятия нефтеперекачивающей станции, поделитесь опытом.
Л. Селивёрстова: Мысль о создании музейной комнаты ко мне пришла давно, когда я, работая на станции, отвечала за ведение архива. Со дня основания предприятия накопились многие интересные документы, которые я просматривала. Когда начала работать в клубе, всё пригодилось. Мы собрали списки всех руководителей станции, инженеров и бухгалтеров, сохранились фотографии и многое другое. Документы – ценные, и я думаю, что они послужат нашим потомкам (детям и внукам).
–Светлана Юрьевна, ввиду вашей деятельности вам приходится бывать в музейных комнатах. К какому выводу приходите от увиденного?
С. Горбатенко: Хочу отметить следующее: сегодня назревает необходимость в каждой школе создавать подобные уголки или комнаты. Пока музейных комнат у нас две. Школы вправе сами выбрать направление их деятельности, всё будет зависеть от того, чем заинтересуются дети. Я думаю, что вскоре мы увидим начало большой работы в этом направлении. И ещё: каждый из нас порой не замечает, что он владеет чем-то, представляющим историческую ценность.. Пару лет назад мне моя соседка отдала большую книгу Почёта сотрудников комбината бытового обслуживания. Она лежала в гараже. Там я нашла фотографии своей бабушки, Эммы Фёдоровны Поповой, Галины Яковлевны Шубиной и других. Такой важный документ пролежал в гараже много лет. Эту книгу я передала в архив. Это история отдельного предприятия...
В ходе беседы гости выразили единодушное мнение, что району нужен историко-краеведческий музей. Пришли и к такому выводу: в работе музейных комнат необходимо использовать материалы газеты «Знамя труда». В 2014 году будет много публикаций по истории района, области в связи с их юбилеями. Название газеты – это уже есть сама история. «Сорокинский колхозник» (1931 год), «Сталинский путь» (1935–1938 гг.), «За коммунизм» (1938–1962 гг.), «Знамя труда» (1965 г.) – только по названиям газеты можно уловить дыхание времени, а уж по содержанию – тем более.
В этом году мы, работники газеты, намерены опубликовать как можно больше материалов по истории края, рассчитываем и на помощь организаторов музейных комнат. Важно – донести весь собранный исторический материал до современников и потомков.
Надеемся и на вас, уважаемые читатели газеты «Знамя труда». Рады сообщить, что в 2014 году газетой «Знамя труда» реализуется проект «Малая Родина: значение культурно-исторического наследия» – навстречу 90-летнему и 70-летнему юбилеям Сорокинского района и Тюменской области. Материалы под специально открытой рубрикой уже публикуются, и нам приятно, что они находят живой отклик у сорокинцев.