Медиакарта
10:18 | 20 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Раздумья о Вечном

Раздумья о Вечном
16:29 | 27 февраля 2014

Абрамовская речка опоясывает татарскую слободу. Здесь четыре большие улицы движутся параллельно изгибам Иртыша – Басова, Пушкина, Мусы Джалиля, Большакова. Другие малые улочки и переулки лишь добавляют путаницы и суеты, таких милых для коренных жителей. Тем же, кто, когда-то уехав, вновь возвращается в родной город, простота старинных закоулков трогает сердца.

Заабрамка встречает остроконечным шпилем Крестовоздвиженской церкви и сверкающим золотом минарета древней мечети. Эти два храма – православный и мусульманский – давно стали не только визитной карточкой этой части подгорья, но и своего рода символом, как сегодня принято говорить, толерантности двух исконно живущих здесь народов – русских и татар.

Язык межнационального общения

Пятница – святой для мусульман день, предстоит пятничный намаз. В мечети многолюдно и тихо, каждый из прихожан занят своими мыслями. Вот с минарета раздаётся голос муэдзина.

Арабская напевная речь доносит святые истины, которые доподлинно перевести сегодня в Сибири могут очень немногие. Но собравшиеся искренне молятся. Наконец подходит время проповеди. Имам Тобольской соборной мечети начинает разговор… на русском языке. Язык Толстого и Пушкина в мусульманской мечети в двадцать первом веке стал языком межнационального общения.

– Ибрагиам-хазрят, почему вы проповедь ведёте не на татарском языке? – спрашиваю Ибрагима Сухова, имама-хатыба Тобольской соборной мечети.

– Сегодня наш приход сильно изменился. Среди прихожан много мусульман из разных восточных стран: Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, с Кавказа. У них свои языки. Да и молодые тоболяки-татары язык свой, к сожалению, плохо понимают. А русский язык знаком всем.

Возрождение общины

…Шла вторая половина восьмидесятых годов прошлого века. Это время когда начали открываться церковные приходы, ремонтироваться храмы. И не только православные. Мусульманской общине было разрешено приобрести дом 10 «а» по улице Гуртьева, затем купили другой, побольше – на улице Басова, 23. Там и стали проводить намазы. Объединением людей в то время занимался мулла Ариб-баба из деревни Суклём. Позже председателем общины назначили Арслангирея Арангулова. Они стояли у истоков возрождения прихода. Приход составлял 50-60 человек.

Духовное управление мусульман России, понимая, что времена в стране и вправду изменились, начало укреплять редкие пока действующие мечети молодыми, прошедшими обучение в медресе, кадрами.

Ибрагим Кяримович Сухов приехал в Тобольск в 1987 году, ему было 29 лет.

Обновлённая мечеть

После многочисленных писем, обращения к Михаилу Горбачёву, исполком Тобольского городского совета народных депутатов своим решением передал каменную требующую основательного ремонта мечеть по улице Пушкина, в безвозмездное пользование общине. Молодой имам, собрав вокруг себя единомышленников, начал восстановление храма.

Кирпичная конца девятнадцатого столетия кладка сохранилась хорошо, но рамы окон, двери, полы и лестницы нуждались в замене. Пришлось обновить всю штукатурку, перед этим полностью заменив электропроводку. Сделали новую крышу, подвели отопление. Благоустройство территории храма тоже потребовало сил и средств. С особым трепетом возводили минарет – он был полностью уничтожен во времена бездуховности. В 1989 году въехали в обновлённую мечеть.

Прошло немногим больше пяти лет, и здание начали затап­ливать грунтовые воды. Сегодняшний председатель комитета по делам национальностей областного правительства Евгений Воробьёв, бывший в то время мэром Тобольска, откликнулся. Общими силами города и облас­ти не только восстановили дренажную систему, но и газифицировали дом Аллаха. На всё это ушло более пяти лет.

– В подгорной мечети, хвала Аллаху, всё благополучно. Маленькие проблемы, которые регулярно появляются в хозяйстве, решаем с помощью Всевышнего и земных властей. Сегодняшний глава города Владимир Мазур внимателен, приходит на большие праздники, выступает перед людьми, желает всех благ и, главное, конкретно помогает.

Хадж – веление души

Ибрагим Кяримович три раза совершал хадж по святым местам. Помню, после первого паломничества в Мекку он, во­одушевлённый удачной поездкой, заходил в редакцию, рассказывал о благотворном влиянии на душу каждого правоверного пребывание в тех намоленных краях, где каждый камень, песчинка хранят память прикосновений стоп святых.

Но он не любит, когда его называют «хаджи». Считает, что каждый человек только для себя совершает хадж, поэтому возвеличиваться не пристало. Нехотя говорит и о своих наградах.

Советом муфтиев России он награждён медалью «За духовное единение», которая является высокой оценкой неустанных трудов имама Тобольской соборной мечети. Уже три года он – первый заместитель Верховного муфтия Азиатской части России по Тюменской области.

А труды, как и любое дело на виду народа, нелегки. Сегодня имам Тобольской соборной мечети много разъезжает по области и районам. Где-то требуется методическая помощь, где-то даже и дипломатическая. – Ведём переговоры с главами местных муниципальных образований, например, с Юрием Баттом в администрации Тобольского района, хотим зарегистрировать пять деревенских мечетей под юрисдикцией мусульманской религиозной организации Тобольска: в Байгаре, Епанчино, Шамше, Иреке, Юртах Пушняцких.

А вообще, в близлежащих к Тобольску посёлках и деревнях уже много действующих мечетей – в Сумкино, Сабанаках, Юртах Бегишевских и Турбинских, Алге, Лайтамаке, Аремзянах, Тоболтурах, Надцах, Чебурге, Ачирах. Все они востребованы и посещаемы людьми, которые не только сохранили веру, знают татарский язык, читают на арабском.

Бог един

Всевышний для всех людей земли един, святыми были лишь пророки, избранные самим Всевышним, он их сам наставлял на путь истинный и требовал, чтобы они призывали смертных к праведной жизни. Мы своих братьев-единоверцев называем мусульманами. А ведь мусульмане – это люди, верующие в единого Бога. Когда мы совершаем хадж-паломничество в Мекку, кого поминаем? Всевышнего Аллаха и пророка Ибрагима (Авраама). А он был иудей. В то время не было других религий, хрис­тианства, мусульман. Но мы его приняли как пророка, он распространял ислам, веровал в Единого Бога. Писания святых, те, что несут подлинную истину, схожи во всех современных религиях. И Коран, написанный 1435 лет назад, – это истинная речь Всемогущего.

Защита от потрясений

– Говорим о справедливости. А как же отношение к женщине в исламе? Не является ли дискриминацией то, что женщины в мечетях молятся за отдельной шторкой, да и на кладбище во время похорон мусульманкам дороги нет…

– О какой дискриминации может идти речь, если для женщин предоставляется отдельная половина в доме, куда никто посторонний не может войти. Женщина замужем, и на её прелести не должны любоваться другие мужчины. Это охраняет не только душевную и моральную чистоту общества, сохраняет и оберегает семью. Сегодня в нашей стране в ходу гражданские браки, которые ни к чему не обязывают. Это расхолаживает молодых людей, исчезает таинство брака, теряется жизненный стержень. И религия в состоянии восстановить подорванные моральные основы.

Что же касается посещения кладбищ… Женщина – человек, который создаёт будущее. От её здоровья зависит, каким будет потомство рода. И психика у женщин более тонкая, ранимая. А что такое кладбище? Скопление негативной энергии, место скорби. И какие потрясения там её ожидают? Какая боль! Или нервный срыв. Как потом это отразится на здоровье её и детей, которых она родит? Поэтому женщинам в исламе позволено посещать кладбище, только выйдя из детородного возраста. Пророк сказал: оберегайте своих женщин от всяких потрясений.

Святые обязанности

По законам ислама, данным Всевышним, и у женщины, и у мужчины есть определённые обязанности. Обряды венчания у православных, у мусульман – никях, закрепляют их в сознании вступающих в брак. Мужчина, как и в православии, является главой семейства, от него идёт вся родословная. Первая обязанность мужчины – содержать материально свою семью – жену и детей. И прежде чем жениться, он должен твёрдо знать, сможет ли обеспечить благосостояние семье. Если не может, таким не рекомендуется обзаводиться семь­ёй. При этом муж по законам шариата не имеет права посягать на богатство своей жены – она сама распоряжается своим состоянием. У жены свои обязанности: хранить семейный очаг, беречь богатство мужа, рожать детей и заниматься их воспитанием. При этом у неё есть право отдать ребёнка мужу и заявить – твоя проблема, как хочешь, корми. И муж обязан найти кормилицу, как это прежде было и в православии тоже – няньки, кормилицы. Если таких нет, муж должен составить с женой договор, что она будет кормить ребёнка, и если та запросит какую-то сумму, он должен её выплачивать.

А что у нас зачастую сейчас? Муж лежит на диване, жена идёт на работу, вечером домой несёт тяжёлые сумки, а супруг ещё покрикивает: есть давай! Всё это оттого, что в нашем обществе люди забыли законы Всевышнего. Если бы все знали не только свои права, но и обязанности, жизнь была бы не только легче, но и качественно другая.

Другая жизнь

По словам имама-хатыба, качественно другую жизнь могут увидеть следующие поколения россиян. Если, конечно, уже сегодня начнётся преподавание религиозной культуры в школах, включённое в учебную программу как основной предмет. Причём преподавать должны не служители отдельных религий, они не смогут быть объективными, а специально подготовленные светские учителя. Именно они должны доносить до детей Вечные законы нравственной жизни на земле, которые идентичны во всех религиях.

А священнослужители обучают канонам своих религий при храмах, в воскресных школах. Вот и в новой, ещё не достроенной, мечети, что в 12 микрорайо­не, уже отведены комнаты для классов, где будут продолжены занятия по основам ислама. Там же будут обучать арабскому языку, на котором Всевышний и даровал священный Коран.