Медиакарта
10:29 | 20 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Из страны Советов в страну ДУМАющих

История Тобольской городской думы завязывалась не на пустом месте. О её становлении рассказывает заведующая организационным отделом думы первого, второго и третьего созывов Нина Бесчётнова.

В советское время Нина Михайловна работала секретарём исполнительного комитета городского совета народных депутатов. После того как в стране начались преобразования, стала руководителем отдела по работе с советами. А потом, когда советы завершили свою деятельность в октябре 1993 года, согласно Указу Президента были определены сроки первых выборов в городскую думу.

– Были ли кардинальные отличия в работе депутатов в советах и в думе?

– Ну, например, в количественном составе. Когда в 1987 году меня избрали в городской совет, наш депутатский корпус состоял из 250 человек (облсовет из 300 человек). Председателем исполкома был Аркадий Елфимов, именно при нём был поставлен воп­рос об уменьшении количества депутатов Завершил работу городской совет народных депутатов в составе 120 человек.

А первая дума состояла только из шести депутатов. Полномочия её были очень ограничены. Все функциональные возможности излагались в Указе Президента от 26 октября за № 1760. Заключались они в принятии бюджета города, контролем над его исполнением, утверждением планов социально-экономического развития муниципального образования и принятии положения о сборах налогов.

Депутаты имели право разрабатывать положения, законодательные акты, в том числе Устав города. Я считаю, что это один из основополагающих документов, который депутатам первого созыва удалось сделать. Интересно, что первая дума несколько первых месяцев работала под названием Совет народных представителей. Позже три депутата Абузар Зиятов, Олег Морозов и Камиль Аминов подняли воп­рос об изменении названия.

Заседания думы вёл глава администрации, так было определено Положением к Указу Президента. Эта первая дума принимала решение об оптимальном составе следующего созыва. Тогда определили 14 округов, увеличив и число депутатов. Из числа депутатов избирался председатель, который вёл заседания. Второй созыв работал уже в таком порядке. Позже появился Федеральный закон, который определял количест­во депутатского корпуса в зависимости от количества жителей города. Четвёртый созыв работал согласно этому закону, здесь они уже ничего не придумывали. Думаю, 25 человек – оптимально для тобольского депкорпуса.

– А в додумские времена депутаты были более открыты для своих избирателей?

– Наверное, одинаково. Дело в том, что формы работы депутатов с избирателями использовались такие же. Сейчас, конечно же, они совершенствуются.

В советское время больше проводилось отчётов. Прежде чем выйти на сессию горсовета, проводились отчёты перед населением по микрорайонам, где присутствовали депутаты данных округов и практически все заведующие отделами исполкома.

Сейчас глава города отчитывается перед думой – это положение Устава города. Отчёт печатается в СМИ, т.е. тоже доступен для любого жителя. Проводились выездные заседания постоянных комиссий, они и сейчас имеют место.

Сейчас проводятся отчёты депутатов по телевидению, это тоже неновая форма, она была уже у депутатов второго и третьего созывов. Это, на мой взгляд, нужная форма работы. Она наглядно даёт возможность видеть, как исполняются наказы избирателей, активность депутата на округе, участие в работе думы.

Я считаю, что нужно чаще встречаться с людьми и рассказывать, разъяснять, если у избирателей появляются какие-то вопросы. Помню, когда Юрий Ронжин начинал строить бизнес-центр «Европа», то люди много возмущались. Мы посоветовали собрать жителей и рассказать, показать наглядно, что это будет, как это будет, что сохранится, что благоустроится. Сейчас проводятся с этой же целью публичные слушания – это новое в деятельности депутатов.

– Можете назвать слабые и сильные стороны первой думы?

– Я не могу сказать «слабые» или «сильные»... Скорее, была трудность в маленьком количестве народных избранников.

Если депутата избрали, то мы должны уважать мнение избирателей. Они доверили этому составу представительного органа руководить жизнью города. Поэтому давать оценку сложно. Я считаю, что первой думе пришлось работать в сложных условиях. Экономическая ситуация в стране была непростой. Но с другой стороны, это было и достаточно интересное время. Время переходного периода. Отмечу, что все депутаты, безусловно, старались. Хотя состав был очень разный: представители общественных организаций, медицины, образования, СМИ.

Дело в том, что хоть и разные люди, но цель у них и тогда, и сейчас одна – сделать город более комфортным, а жизнь горожан более интересной и насыщенной. То, что было заложено первой думой, находит воп­лощение в других созывах, расширяются и увеличиваются полномочия депутатов.

Город растёт. Если посмотреть, какие вопросы рассматриваются сейчас, они существенно отличаются от тех рамок, в которые была загнана первая дума. Было лишь четыре положения, находившихся в полномочиях депутатов, в остальном глава администрации мог сказать: «Это не ваша компетенция». Сейчас у депутатов очень солидные полномочия. Они предметно занимаются бюджетом. Несколько слушаний проводят по нему, в том числе и публичные.

Иногда вижу, что люди чем-то недовольны. Но вас же приглашают на публичные слушания. Если тебе интересно, на что будут расходоваться городские средства, куда они идут – приди, послушай, задай вопрос, внеси предложение. Что-то не поняли – вам разъяснят. Надо интересоваться происходящим.

Светлана ДМИТРИЕВА