Медиакарта
4:43 | 9 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Кондуктор с Даманского

Эту историю можно было начать по-разному. Так, например: когда я был маленький…

И вот, когда я был маленьким, то слыхом не слыхивал про остров Даманский. Про Сандвичевы острова читал в книжке про капитана Врунгеля. Про остров Свободы Кубу трубили все репродукторы. Про Таинственный остров подробно всё расписал Жюль Верн… А про остров Даманский никто ничего не говорил и не писал. Будто его и не было вовсе.

Но он был. И стихи Евтушенко про паренька, рухнувшего на красном снегу уссурийском, были…

Можно начать эту историю по-другому

Вчера в автобусе я разговорился с кондуктором. Его все знают, этого человека. Те, которые в автобусах ездят, конечно. Немолодой уже дядечка с сумкой. Общительный и по-своему, по-кондукторски, галантный. Анатолий Мартынов – так его зовут. Мы, кажется, уж сто лет знакомы. И вот он спрашивает неожиданно: – Не знаешь, где найти стихотворение «На красном снегу уссурийском»? Нигде мне не попадается со времён армейской службы.

Так, слово за слово, вдруг выясняется, что Анатолий Мартынов является участником событий, пророкотавших эхом по всему миру. Событий, о которых многие хотели бы забыть, но они вот… Торчат из старых чемоданов газетными вырезками. Напоминают о себе солдатской улыбкой с фотографии на стенде «Наши выпускники». Подходят к тебе в автобусе и спрашивают.

И ты вспоминаешь, что в марте 1969 года, то есть ровно 45 лет тому назад, на небольшом (площадь всего-то 0,74 км²) островке, на пограничной с Китаем реке Уссури, в 230 километ­рах от Хабаровска, прошли серьёзные бои. Остров назывался Даманский.

Пограничный мордобой

Это название клочок суши получил ещё в 1888 году. Там погиб во время бури инженер-путеец Станислав Даманский, работавший на прокладке стратегической Транссибирской железнодорожной магистрали. И может быть, это имя и не вспомнил бы никто, но вот в XX веке великие державы СССР и КНР решили доказать друг другу, кто хозяин на Даманском.

Точнее, доказывать начал Китай (официально то была советская территория). Но нашим «братьям навек», видимо, очень уж нужен был небольшой остров, весной полностью скрываемый половодьем, единственный природный ресурс которого – заливные луга.

Пограничный режим китайцы начали нарушать задолго до марта 1969-го. Гражданские лица с соседней территории регулярно проникали на советскую, пытались косить траву, пасти скот, просто сидеть и ковырять в носу, заявляя, что находятся на родной земле. Советские пограничники в 1962 году докладывали о пяти тысячах таких провокациях.

Дальше, понятное дело, хуже. Уже не тихие крестьяне, а дерзкие хунвейбины стали переправляться через Уссури. Ситуации возникали почти комические. Герой Советского Союза Юрий Бабанский вспоминал: «Прихожу на заставу, а там, кроме повара, никого нет». «Все, – говорит, – на берегу, с китайцами дерутся». «Я, конечно, автомат на плечо – и к Уссури. А там и в самом деле драка. Китайские пограничники перешли Уссури по льду и вторглись на нашу территорию… Наши-то парни и повыше, и поздоровее были. Но и китайцы не лыком шиты – ловкие, увёртливые, на кулак не лезут, всячески пытаются увернуться от наших ударов. Пока всех отмолотили, часа полтора прошло. Но без единого выстрела. Только по морде. Я ещё тогда подумал: весёлая застава».

Весёлая, не весёлая, но советские разведчики свои предупреждения о том, что в районе Даманского готовится вооружённая провокация, слали в Центр заблаговременно.

Омск – Даманский

Омских краёв уроженец Анатолий Мартынов был призван в ряды Вооружённых Сил в 1967 году. – Тогда ведь был только осенний призыв. А тут вот раз, и срочно организовали весенний, в который я и попал. Ясно, что дальневосточным гарнизонам потребовалось срочное пополнение, ведь провокации со стороны Китая шли одна за другой. Об этом говорит и то, что наша дивизия была целиком переброшена на Уссури с Украины… А служить мне довелось в 131-м отдельном разведывательном батальоне.

Анатолий Мартынов вспоминает, что в Пожарском районе, к которому относился остров Даманский, кроме роты связи никаких воинских частей не было.

– А южнее стоял Иманский погранотряд. И там же размещалась наша дивизия. За год до тех событий мы налаживали радиолокационную аппаратуру нового поколения (в том числе станцию «Подъём», единственную тогда в СССР), которая отслеживала перемещения на границе. А в феврале 1969 года дивизия выдвинулась на учения. Там только встали… А это 2 марта… И тут – боевая тревога. Возвращение в часть. По дороге узнаём – нападение на заставу.

Кровь на снегу

В ночь с 1 на 2 марта 1969 года около 300 вооружённых китайских военнослужащих переправились на Даманский и залегли, оставшись незамеченными. В10.20 на заставу «Нижне-Михайловка» 57-го Иманского пограничного отряда пришло донесение с поста наблюдения – к Даманскому движется вооружённая группа численностью до 30 человек.

32 советских пограничника под командованием старшего лейтенанта Ивана Стрельникова выехала на перехват на автомобилях ГАЗ-69 и ГАЗ-63 и одном БТР. Добравшись до места, они попытались заблокировать группу нарушителей, но в 10.45 по советским пограничникам был открыт огонь из стрелкового оружия.

Большая часть группы Стрельникова погибла. Командование над оставшимися в живых пограничниками принял младший сержант Бабанский, вспоминавший позднее: «Конечно, ещё можно было отойти, вернуться на заставу, дождаться подкрепления из отряда. Но нас охватила такая лютая злоба на этих сволочей, что в те минуты хотелось только одного – положить их как можно больше. За ребят, за себя, за эту вот пядь никому не нужной, но все равно нашей земли».

Отряд (23 человека) старшего лейтенанта Виталия Бубенина пришёл на подмогу к горстке израненных бойцов. После жестоких боестолкновений около 13.00 китайцы начали отступление.

В этом бою погиб 31 советский пограничник, 14 получили ранения.

Под напором стали огня

Слово Анатолию Мартынову: – К Даманскому стягивали серьёзные силы. Не только нашу дивизию вернули. Шли подкрепления с соседних застав, подтягивались резервы из Тихоокеанского и Дальневосточного округов. Разворачивалась 135-я дивизия мотострелков, в которой была не только артиллерия, а ещё и «Град».

И мы, конечно, находились всё время с оружием. Наш комбат подполковник Хрулёв лично водил разведгруппы на остров, и сам его знал, и мы все с закрытыми глазами могли пройти где угодно… Именно пройти. Помню, в глубинной разведке... Ползём… И комбат говорит: «Что мы по своей земле ползать будем». Встали и пошли… А потом, 14 марта, система «Подъём» зафиксировала новое нарушение границы. Наши пограничники ушли с Даманского, и туда сразу хлынули китайцы. Бойцы 57-го погранотряда на БТР вытеснили их. 15 марта китайская артиллерия начала обстрел наших позиций. Потом уж пехота их пошла…

А официальные источники информируют о том, что 500 китайских солдат атаковали отряд подполковника Е.И. Яншина. Два БТР его группы были подбиты, связь испорчена. Четыре танка Т-62 под командованием начальника 57-го погранотряда полковника Д.В. Леонова атаковали китайцев у южной оконечности острова, однако танк Леонова был подбит, а сам полковник убит выстрелом китайского снайпера.

После двухчасового боя с превосходящими силами противника советские пограничники, израсходовав боезапас, вынуждены были отойти. А другие части не могли быть введены в действие по приказу из ЦК КПСС (пограничный конфликт, мол, а не война с применением всех родов войск).

Ситуация была критической, и в 17.00 командующий войсками Дальневосточного военного округа генерал-полковник О.А. Лосик, нарушив инструкции Москвы, дал приказ на применение реактивных систем залпового огня «Град».

Сметена была большая часть китайской группировки. В 17.10 в атаку пошли бойцы 199-го мотострелкового полка и пограничники. Китайцы, слабенько «огрызаясь», покинули занятые позиции.

Вечная память

Выбив противника с Даманского, советские войска отошли на свой берег. Подсчёт потерь показал следующее. В ходе столк­новений советские войска потеряли убитыми и умершими от ран 58 человек (в том числе 4 офицера), ранеными 94 человека (в том числе 9 офицеров). Китайцы до сих пор скрывают свою армейскую статистику (примерные потери – до 3 тысяч человек).

Пятеро военнослужащих СА получили звание Героя Советского Союза. Трое награждены орденами Ленина, 10 – орденами Красного Знамени, 31 – орденами Красной Звезды, 10 – орденами Славы III степени, 63 – медалями «За отвагу», 31 – медалями «За боевые заслуги».

Вспомним же сегодня и о том, что в числе тех 58 погибших и 63 награждённых посмерт­но боевой медалью «За отвагу» есть и наш земляк.

Архивная справка: Александр Фёдорович Шестаков, 1949 года рождения, Тюменская область, г. Тобольск. Русский. Призван Тобольским РВК. Рядовой, стрелок, 2-я погранзастава 57-го погран­отряда Тихоокеанского пограничного округа. Погиб в бою 2 марта 1969 г. Похоронен 6 марта 1969 г. в братской могиле на территории 2-й погранзаставы «Нижне-Михайловка», Пожарский район Приморского края. Перезахоронен 30 мая 1980 г. на воинском участке городского кладбища г. Дальнереченска Приморского края, мемориал «Слава павшим героям».

Мирная жизнь

И вот обо всём этом мы говорим с человеком мирной профессии – Анатолием Мартыновым. Он не берёт на себя лишнего, не строит из себя героя. Говорит: «Пограничникам сильно досталось». Улыбается: «Мы в разведке отсиделись».

Он вспоминает боевых товарищей. Говорит с восхищением о героях. Снисходительно-брезгливо – о трусах… «Война есть война, в общем». Сдержанно комментирует тот факт, что нет больше нашего острова Даманский, а есть китайский Чжэньбао дао (драгоценный остров). Сокрушается, что никто не помнит стихов Евгения Евтушенко и песни «Двадцатая весна» Яна Френкеля и Игоря Шаферана.

Рассказывает, как после той войны вернулся на родину с грамотой, подписанной легендарным «нарушителем приказа» командующим ДальВО Лосиком. Как отправился на одну комсомольско-молодёжную стройку (КамАЗ), потом на другую – в Тобольск.

Ну и дальше всё просто. Полжизни баранку крутил, учил молодняк в пассажирском предприятии, успевал бить чечётку в самодеятельности и даже был фотокором в «Тобольской правде». Вышел на пенсию и стал кондуктором – женщинам, говорит, очень нравится, когда в салоне мужчина-кондуктор: «Всех женщин с праздником 8 Марта поздравляю и люблю».

Обычная, в общем-то, жизнь. Мирная… Мирная жизнь – чего ещё можно желать человеку.

Дмитрий КАРАСИЕР